ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2906/2022 от 30.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2906/2022

73RS0001-01-2022-004221-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2022 г. г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.

при участии административных истцов ФИО1, ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5, ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет здания и государственную регистрацию права общей долевой собственности,

установил:

Истцы ФИО5, ФИО1, ФИО2, обратились в суд вышеназванным иском.

В обоснование иска указано, что уведомлением от 27 февраля 2020 года , Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области) сообщило о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: .

Решением апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 25.10.2021 отказано в принятии заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Соистцам по делу на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером площадью 219,3 кв.м., расположенный по адресу:

Указанный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 1050 кв.м., и землях населённых пунктов, для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок с кадастровым номером находится в общей долевой собственности соистцов по делу: по 148/525 в собственности у ФИО1 и ФИО5; 229/525 доли в собственности у ФИО2

Индивидуальный жилой дом с кадастровым номером был введён в эксплуатацию на основании постановления Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска от 06.10.2000 № 1409 «О приёмке эксплуатацию завершённого строительством жилого » и акта № 45 от 25.09.2000 о приёмке в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома, пристроя, сооружения.

В результате произведённой перепланировки индивидуального жилого дома площадь строения стала 208,6 кв.м (ранее площадь объекта составляла 219,3 кв.м).

Постановлением Администрации города Ульяновска от 21.03.2019 № 540 соистцам было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, на условно разрешённый вид использования земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска было выдано уведомление от 13.02.2020 № 046 о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

После чего необходимый пакет документов был направлен Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в Управление Росреестра по Ульяновской области в целях постановки реконструированного жилого дома на кадастровый учёт и регистрации права собственности на реконструированный индивидуальный жилой дом соистцов.

В качестве обоснования приостановления государственного кадастрового учёта Управление Росреестра по Ульяновской области сослалось на неприменимость в данном случае уведомительного порядка, предусмотренного статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению Росреестра, реконструированное здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: , не является объектом индивидуального жилищного строительства, при этом, не указав к какому в таком случае виду жилых объектов относится спорное здание.

Для устранения причин, послуживших основанием приостановления государственного кадастрового учёта, Управление Росреестра по Ульяновской области предложило представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технический план здания, являющийся неотъемлемой частью разрешения на ввод.

Управление Росреестра по Ульяновской области в уведомлении о приостановлении в обоснование своего решение указало, что у данного дома имеется несколько выходов на земельный участок, а этаж состоит из изолированных друг от друга помещений.

Таким образом, в связи с тем, что есть возможность разделить данное здание на самостоятельные объекты недвижимости - помещения и проживать более чем, одной семьей (а их проживает две), назвать здание объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с частью 7 статьи 41 Закона о регистрации недопустимо».

Считаем подобное толкование норм права не основанным на законе, поскольку оно не соответствует определению ИЖС, изложенному в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса. Указанной нормой ясно и определённо установлены следующие исчерпывающие признаки ИЖС: отдельно стоящее здание; количество этажей не более трёх; высота не более 20 метров; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования; предназначено для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Просили суд, признать незаконным решение Управления Росреестра по Ульяновской области государственного кадастрового учёта, изложенное в уведомлении от 27 февраля 2020 года ; обязать провести государственный кадастровый учёт в отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: , а также государственную регистрацию права общей долевой собственности соистцов в размере долей, установленном соглашением.

В судебном заседании административные истца ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали.

Административный истец ФИО5 в судебном заседании участия не принимал, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ульяновской области против удовлетворения иска возражала.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании участия не принимали, извещались.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, 20.02.2020 в Управление обратилась представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: по итогам реконструкции данного объекта недвижимости.

В Управление Росреестра по Ульяновской области было представлено Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 04.02.2020, Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №046 от 13.02.2020, выданного в отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: , и технический план от 25.10.2019, подготовленный на основании Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 02.04.2019 и Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №206 от 11.04.2019.

Однако, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) здание с кадастровым номером имеет наименование «жилой дом».

Согласно ч. 11.1. ст. 24, ч. 1.2. ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) и ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) уведомительный порядок предусмотрен только для объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

Согласно п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно сведениям поэтажного плана, входящего в состав приложения технического плана от 25.10.2019, у данного жилого дома имеется несколько выходов на земельный участок, а этаж состоит из изолированных друг от друга помещений. Таким образом, в связи с тем, что данное здание фактически разделено на самостоятельные объекты недвижимости - помещения, в здании проживает более чем одна семья, такое здание не может быть объектом индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса, окончание строительных работ в связи с реконструкцией объекта капитального строительства оформляется разрешением на ввод в эксплуатацию, на основании которого производится внесение изменений в документы государственного учета реконструированного объекта.

На основании вышеизложенного, 27.02.2020 Управлением Росреестра по Ульяновской области было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Закона о регистрации, для устранения причин приостановления было рекомендовано представить разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и технический план здания, являющийся неотъемлемой частью разрешения на ввод, подготовленный в соответствии с требованиями Закона о регистрации и Требованиями к подготовке технического плана, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015. осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на основании заявлений ФИО1, ФИО5, ФИО2

16.11.2020 в осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного здания было отказано на основании ст.27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Согласно актуальным сведениям ЕГРН жилой дом с кадастровым номером является ранее учтенным объектом недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах капитального строительства вносились в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета (Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакциях до 01.01.2017) в рамках государственного контракта по материалам и сведениям, переданным из органов технической инвентаризации.

Сведения об указанном ранее учтенном объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости ЕГРН 12.09.2013 на основании технической документации, представленной Ульяновским Областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации.

В реестровом деле, открытом на объект недвижимости с кадастровым номером имеется копия Технического паспорта домовладения от 06.06.2000г., подготовленного Ульяновским государственным предприятием технической инвентаризации. В разделе «Характеристика помещений» данного технического паспорта указано, что домовладение состоит из 4 квартир. В разделе «Назначение, описание зданий и сооружений» указано также что литеры А, Б, В являются жилыми домами.

Кроме того, в реестровом деле имеется Соглашение о разделении долей от 21.12.2000 согласно которому домовладение состоит из 3 жилых домов и 4 квартир.

Объект недвижимости с кадастровым номером был расположен на земельном участке с кадастровым номером .

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование в результате раздела на 3 земельных участка с кадастровыми номерами

При разделе земельных участков в Управление Росреестра по Ульяновской области было представлено Дополнительное соглашение от 04.08.2017 к Соглашению о разделе земельного участка с определением долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 24.06.2017, согласно которому жилой дом - лит.А.,А1,А2,АЗ,А4,А5 - останется на земельном участке с условным обозначением площадью 1050 кв.м, (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером ); жилой дом - лит. Б,Б1 останется на земельном участке с условным Означением площадью 350 кв.м, (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером ); жилой дом - лит. В,В1,В2 останется на земельном участке с условным обозначением площадью 700 кв.м, (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером ).

В заключении кадастрового инженера, представленного межевого плана от tb.06.2017г., подготовленного кадастровым инженером ФИО6 в связи с образованием трех земельных участков путем раздела исходного указывается, что объект капитального строительства с кадастровым номером состоит из трех отдельно-стоящих домов (литер А, Б, В). После раздела каждый жилой дом будет расположен на отдельном земельном участке.

Таким образом, согласно актуальным сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 219,3 кв.м., расположен на 3 земельных участках с кадастровыми номерами

Однако, согласно представленного в Управление Росреестра по Ульяновской области технического плана от 15.10.2019, подготовленного кадастровым инженером ФИО7 объект недвижимости с кадастровым номером имеет площадь 208,6 кв.м., и расположен на одном земельном участке . Кроме того, кадастровым инженером ФИО7 неоднократно допускались ошибки при подготовке межевых и технических планов.

12.05.2021 кадастровый инженер ФИО7 исключен из реестра кадастровых инженеров.

На основании изложенного, согласно сведениям ЕГРН и материалам реестровых дел, не усматривается, что объект недвижимости с кадастровым номером является индивидуальным жилым домом. Соответственно уведомительный порядок, предусмотренный ст.51.1 ГрК РФ в данном случае не подлежит применению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Росреестра по Ульяновской области в полном объеме.

В части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» суд отказывает как к ненадлежащему ответчику.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст. 175 -180, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5, ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет здания и государственную регистрацию права общей долевой собственности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Сизов

Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2022