ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2907/16 от 12.04.2016 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2907/16

Решение

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Целищева М.С.,

с участием представителя административного ответчика Гулич Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Найденкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Малихова И.А. к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по восстановлению в постановке на учет,

Установил:

Малихов И.А. обратился в суд с административным иском к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий /далее по тексту Дальневосточный РЦ МЧС России/ о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по восстановлению в постановке на учет. В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что проходил службу в Сахалинском поисково-спасательном отряда им. ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом заседания жилищной комиссии Дальневосточного РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был снят с учета нуждающихся в служебном жилом помещении и признан обеспеченным жильем в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок . Полагает решение жилищной комиссии незаконным по следующим основаниям. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства. Дом используется им только в теплое время и фактически непригоден для постоянного проживания в нем в течении всего года. Доказательств обратного, по мнению административного истца, Дальневосточным РЦ МЧС России не предоставлено. В этой связи, истец просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии Дальневосточного РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения, обязать административного ответчика восстановить его на учете спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец Малихов И.А. в суд не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Гулич Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования административного истца не признала, сославшись на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Дальневосточного РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГМалихов И.А. был снят с учета нуждающихся в служебном жилом помещении. Жилищная комиссия признала Малихова И.А. обеспеченным жильем в виде жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок , собственником которого Малихов И.А. является с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, Малихов И.А. является собственником дома, назначение жилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок .

Оспаривая решение жилищной комиссии Дальневосточного РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в служебном жилом помещении, административный истец указал, что принадлежащий ему дом не является жилым в значении, придаваемом этому понятию Жилищным кодексом РФ. Таким образом, учитывая, что иного жилья у него в собственности не имеется, оснований для снятия его с учета у административного ответчика не имелось.

Суд полагает данные доводы заслуживающими внимание.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных - сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, абз. 2 статьи 1 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Из правовой позиции, изложенной в данном Постановлении следует, что строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта; быть признанным жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.

До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с п. п. 47 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки.. .; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.. .

По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вопреки вышеуказанным правовым нормам, в установленном законом порядке вопрос о пригодности для проживания принадлежащего административному истцу дома, расположенного по адресу <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок , не был предметом рассмотрения межведомственной комиссии и никаких распоряжений, касающихся состояния спорной жилой площади органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления не принималось. Отсутствует и соответствующее решение суда о признании спорного дома жилым и пригодным для проживания.

Следовательно, оснований считать данный дом жилым и пригодным для проживания у административного ответчика не имелось. Наличие же у административного истца в собственности помещения, не пригодного для проживания, не может являться основанием для признания его обеспеченным жилой площадью, и, соответственно, снятии с учета нуждающегося в получении служебного жилого помещения.

При разрешении заявленных требований суд также учитывает следующее.

Согласно справке председателя СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий Малихову И.А. дом на земельном участке, расположенном в СНТ «<данные изъяты>», имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., разрешение использование: для ведения садоводства. В доме водоснабжение и водоотведение отсутствуют.

Из содержания акта проверки жилищных условий <данные изъяты> И.А. от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией Сахалинского ПСО МСЧ России им. ФИО4 следует, что находящееся на земельном участке, расположенном в СНТ «<данные изъяты>», строение, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для ведения садоводства. Строение двухэтажное, не утепленное, внутренняя и наружная отделка отсутствуют, отопление печное. Строение подключено к электроснабжению. Коммуникации /водоснабжение и водоотведение/ отсутствуют.

Приведенными доказательствами, по мнению суда, подтверждаются доводы административного истца о том, что принадлежащий ему дом, расположенный по адресу <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок , не является пригодным для проживания, т.е. жилым, поскольку не утеплен, в нем отсутствует внутренняя и внешняя отделка, не подведены коммуникации.

Сведений о наличии у административного истца в собственности иных жилых помещений у суд не имеется.

В этой связи, суд полагает необходимым заявленные административным истцом требования удовлетворить, признать незаконным решение жилищной комиссии Дальневосточного РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Малихова И.А. с учета в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения, обязать административного ответчика восстановить его на учете спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в <адрес> с момента снятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Решил:

административный иск Малихова И.А. к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по восстановлению в постановке на учет удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Малихова И.А. с учета в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения.

Обязать Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий восстановить Малихова И.А. на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения.

Взыскать с Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Малихова И.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Целищев М.С.