ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/2021 от 04.05.2022 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-290/2021

УИД86RS0018-01-2022-000327-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2022 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.

с участием прокурора Лаздиной О.М.

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Денисюк И.В. к администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заинтересованное лицо акционерное общество «Югра-Экология», о признании недействующим с даты принятия пункта 9.2 приложения к постановлению администрации сельского поселения Мулымья № 48 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Денисюк И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заинтересованное лицо акционерное общество «Югра-Экология», о признании недействующим с даты принятия пункта 9.2 приложения к постановлению администрации сельского поселения Мулымья № 48 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

Административные исковые требования мотивированы тем, что установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Во исполнение полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами администрацией сельского поселения Мулымья принято постановление № 48 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья», пунктом 1 которого утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории сельского поселения Мулымья согласно приложению для каждой категории объектов.

С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку нарушен порядок установления нормативов накопления ТКО, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269), которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

В соответствии с п. 11 указанного постановления от 04.04.2016 № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр, согласно п. 9 которых установлены сроки проведения замеров с учетом всех четырех сезонов в году.

Однако пункт 9.2 приложения оспариваемого нормативного правового акта принят в соответствии с приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.10.2017 № 38-п/162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 и федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.

Административный истец является потребителем услуг в сфере обращения с ТКО и осуществляет плату за вывоз ТКО по установленным нормативам в индивидуальном жилом доме. Размер платы за вывоз ТКО определен региональным оператором АО «Югра-Экология» с учетом указанных нормативов, размер которых не является экономически обоснованным и завышен, что нарушает права и законные интересы административного истца.

Административный истец Денисюк И.В., административный ответчик администрация сельского поселения Мулымья, заинтересованное лицо АО «Югра-Экология» надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствуют, просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся административного истца Денисюк И.В., административного ответчика администрации сельского поселения Мулымья, заинтересованного лица АО «Юграэкология».

В отзыве административный ответчик администрация сельского поселения Мулымья с административным исковым заявлением согласен по указанным в нем основаниям. Указанное постановление от 14 мая 2018 года № 48 утратило силу в связи с изданием постановления администрации с.п. Мулымья от 20 мая 2020 год № 43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья». Однако в период действия обжалуемого постановления от 14 мая 2018 года № 48 на основании утвержденных нормативов накопления ТКО производилось начисление платы за вывоз мусора в повышенном размере, что нарушает права граждан. Оспариваемый п. 9.2 приложения к Постановлению от 14 мая 2018 года № 48 принят в соответствии с приказом Департамента промышленности ХМАО-Югры от 06.10.2017 № 38-п/162 в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 и Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления». Административный ответчик полагает признать обжалуемый пункт 9.2 Постановления от 14 мая 2018 года № 48 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В возражениях против административного иска АО «Юграэкология указывает, что административным истцом не доказано нарушение его прав в части определения нормативов накопления ТКО, установленных для МКД и иных категорий. Истец относится к группе потребителе, проживающих в индивидуальном жилом доме (ИЖС), начисление платы за обращение с ТКО ему производится по нормативу ИЖС. Начисление платы Денисюк И.В. за услугу по обращению с ТКО производится с 01.11.2018 по настоящее время.

АО «Югра-Экология» является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО на территории ХМАО-Югры.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и накопления» норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Осуществление замеров в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 является обязательной процедурой при определении нормативов накопления ТКО.

От утвержденного норматива накопления ТКО зависит плата за услугу по обращению с ТКО.

Также заинтересованное лицо «Югра-Экология» полагает необоснованным требование о признании оспариваемого п. 9.2 приложения к Постановлению от 14 мая 2018 года № 48 с даты его принятия. По указанным обстоятельствам в административном иске просит отказать.

Прокурор Лаздина О.М. полагает признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункта 9.2 приложения к постановлению администрации сельского поселения Мулымья № 48 от 14 мая 2018 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья», в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов.

Выслушав заключение прокурора Лаздиной О.М., исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что административный истец Денисюк И.В. является потребителем услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляет плату за вывоз твердых коммунальных отходов по месту жительства в жилом помещении по адресу: с. Чантырья Кондинского района ХМАО-Югры, ул. Пионерская, д.11, которое относится к индивидуальным жилым домам. Представленными платежными документами подтверждается расчет платы за обращение с ТКО для Денисюк И.В. по категории объектов «Индивидуальные жилые дома» в соответствии с оспариваемым п. 9.2 приложения к Постановлению администрации с.п. Мулымья от 14 мая 2018 года № 48 (л.д.10-11, 13-19).

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов (далее ТКО), коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №48 от 14 мая 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья. Согласно приложению к обжалуемому постановлению нормативы накопления ТКО утверждены по разным категориям объектов ( л.д. 20-22).

Постановление № 48 от 14 мая 2018 года обнародовано в установленном порядке и вступило в законную силу ( л.д. 23).

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьями 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Административным ответчиком признано и не оспаривалось, что замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились. Доказательств иного сторонами не представлено и в материалах административного дела не имеется.

Таким образом, постановление от 14 мая 2018 года № 48 администрацией сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято без надлежащих оснований, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Оспариваемое постановление в части п. 9.2 приложения к Постановлению № 48 от 14 мая 2018 года нарушает права и законные интересы административного истца как потребителя услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по категории объектов «Индивидуальные жилые дома».

Постановлением администрации с.п. Мулымья от 20 мая 2020 года № 43 признано утратившим силу постановление администрации с.п. Мулымья от 14 мая 2018 года № 48. Однако вступившим в законную силу решением Конлинского районного суда от 19 января 2019 года по административному делу № 2а-13/2021 указанное постановление администрации с.п. Мулымья от 20 мая 2020 года № 43 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов. Таким образом со дня вступления решения суда в законную силу с 25 февраля 2021 года обжалуемый п. 9.2 приложения к Постановлению 14 мая 2018 года № 48 применяется для расчета платы за услуги по обращению с ТКО в индивидуальных жилых домах на территории с.п. Мулымья, то есть в отношении административного истца Денисюк И.В.

Административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания недействующим п. 9.2 приложения к обжалуемому постановлению. В остальной части обжалуемое постановление прав и законных интересов административного истца Денисюк И.В. не нарушает.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 КАС РФ суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.

При определении момента, с которого следует признать не действующим оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании установлено, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, обжалуемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом при подаче административного иска уплачена государственная пошлина в установленном законом размере 300 руб.

Указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в связи с удовлетворением административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175- 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9.2 приложения к постановлению администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 48 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

Опубликовать решение суда в районной газете «Кондинский Вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Денисюк И.В. расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 20 мая 2022 года.

Судья О.А. Косолапова