ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2914/2023 от 11.12.2023 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-2914/2023

64RS0047-01-2023-002911-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2023 г. г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Королевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Горбачёвой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области к Сокову Сергею Борисовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

МРИ ФНС № 19 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском к Сокову С.Б. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.

Требования мотивированы тем, что Сокову С.Б. на праве собственности принадлежат транспортные средства <данные изъяты>, регистрационный номер , регистрационный номер , в связи с этим ему был начислен транспортный налог за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г., который в установленный законом срок не был оплачен, в связи с чем начислены пени.

Кроме того, согласно сведениям из ЕГРИП Соков С.Б. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, в связи с этим являлся плательщиком Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Соковым С.Б. представлена налоговая декларации по ЕНВД за 3,4 квартал 2016 г.; за 2,3,4 квартал за 2017 г.; за 1 квартал 2018 г., однако, налоги погашены не были и начислены пени.

Также поскольку Соков С.Б. состоял в налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, то являлся плательщиком страховых взносов. За 2017 г., 2018 г. ему были начислены фиксированные суммы страховых взносов по ОМС и ОПС, однако, данные суммы в срок не были уплачены, в связи с этим начислены пени.

В связи с имеющейся у налогоплательщика задолженности мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г. Саратова выносился судебный приказ, который в последующем <дата> отменен.

На основании изложенного, МРИ ФНС № 19 по Саратовской области просило взыскать в свою пользу с Сокова С.Б. задолженность по недоимке в общем размере 11 515 руб. 69 коп., из которых:

- задолженность по пени по ЕНДВ за период 2018 г. в размере 686 руб. 28 коп.,

- задолженность по пени по ЕНДВ за период 2017 г. в размере 660 руб. 67 коп.,

- задолженность по пени по ЕНДВ за период 2017 г. в размере 660 руб. 67 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2019 г. в размере 562 руб. 60 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2016 г. в размере 356 руб. 52 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2018 г. в размере 449 руб. 63 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2017 г. в размере 374 руб. 33 коп.,

- задолженность по пени по страховым взносам ОМС за 2017 г. в размере 925 руб. 40 коп.,

- задолженность по пени по страховым взносам ОМС за 2018 г. в размере 382 руб. 65 коп.,

- задолженность по пени по страховым взносам ОПС за 2017 г. в размере 4 717 руб. 64 коп.,

- задолженность по пени по страховым взносам ОПС за 2018 г. в размере 1 739 руб. 30 коп.

Представитель административного истца МРИ ФНС № 19 по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.

Административный ответчик Соков С.Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.

В соответствии с положениями ст. 150 и ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

В ст. 19 Конституции РФ закреплено равенство всех перед законом и судом.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 45 НК РФ каждое лицо должно самостоятельно уплачивать законно установленные налоги и сборы в сроки, которые определены законодательством РФ.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что административному ответчику Сокову С.Б. на праве собственности принадлежат транспортные средства М 3006, регистрационный номер АС 835 64, 222792, регистрационный номер К 526 УТ 64, в связи с этим ему был начислен транспортный налог за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г., который в установленный законом срок не был оплачен, в связи с чем начислены пени.

Кроме того, согласно сведениям из ЕГРИП Соков С.Б. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, в связи с этим являлся плательщиком Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Соковым С.Б. представлена налоговая декларации по ЕНВД за 3,4 квартал 2016 г.; за 2,3,4 квартал за 2017 г.; за 1 квартал 2018 г., однако, налоги погашены не были и начислены пени.

Также поскольку Соков С.Б. состоял в налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, то являлся плательщиком страховых взносов. За 2017 г., 2018 г. ему были начислены фиксированные суммы страховых взносов по ОМС и ОПС, однако, данные суммы в срок не были уплачены, в связи с этим начислены пени.

В связи с имеющейся у налогоплательщика задолженности мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г. Саратова <дата> выносился судебный приказ , который в последующем тем же мировым судьей <дата> отменен.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным административным иском.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что после отмены судебного приказа <дата> налоговый орган обратился в суд с административным иском <дата>, т.е. в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

На территории Саратовской области транспортный налог введен Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

В соответствии с данным Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 г. № 109-ЗСО определена налоговая ставка по транспортному налогу для автомобилей легковых различной мощностью.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абз. 1 настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 настоящего пункта.

Расчет транспортного налога производится по формуле:

Налоговая база (лошадиные силы) х налоговая ставка (в соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 г. № 109-ЗСО) х количество (коэффициент) месяцев владения, 12/12 х доля в праве = сумма налога.

Сокову С.Б. начислен транспортный налог за 2015, 2016, 2017, 2108, 2019 г.г.

За транспортное средство М 3006, регистрационный номер АС 835 64:

116 л.с. * 40.00 руб. * 12/12 = 4640 руб. (2015 г.).

116 л.с. * 40.00 руб. * 12/12 = 4640 руб. (2016 г.).

116 л.с. * 42.00 руб. * 12/12 = 4872 руб. (2017 г.).

116 л.с. * 42.00 руб. * 12/12 = 4872 руб. (2018 г.).

116 л.с. * 42.00 руб. * 12/12 = 4872 руб. (2019 г.).

За транспортное средство 222792, регистрационный номер К 526 УТ 64:

140 л.с. * 42.00 руб. * 12/12 = 980 руб. (2018 г.).

140 л.с. * 42.00 руб. * 12/12 = 5880 руб. (2019 г.).

В этой связи административному ответчику направлялись налоговые уведомления от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>

Поскольку обязанность по уплате основного долга по транспортному налогу за 2015-2019 г.г. в установленный законом срок налогоплательщиком не исполнена в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.

На основании ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Пеня рассчитывается по формуле:

Сумма налога * кол-во дней просрочки уплаты налога * ставка ЦБ РФ в %/300 (в соответствующий период) = пени.

За 2018 г., включенный в требования от <дата>, от <дата>, от <дата> начислены пени в общем размере 449 руб. 63 руб.

За 2019 г., включенный в требования от <дата>, от <дата> начислены пени в общем размере 562 руб. 60 руб.

За 2017 г., включенный в требования от <дата>, от <дата>, от <дата> начислены пени в общем размере 374 руб. 33 руб.

За 2016 г., включенный в требования от <дата>, от <дата>, от <дата> начислены пени в общем размере 356 руб. 52 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом, в ст. 409 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ.

Доказательств своевременной оплаты транспортного налога и пени по транспортному налогу административным ответчиком в материалы дела не представлено.

С учетом вышеизложенных положений закона и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований о взыскании в свою пользу с административного ответчика задолженности по пени по транспортному налогу, а именно: за период 2019 г. - 562 руб. 60 коп., за период 2016 г. - 356 руб. 52 коп., за период 2018 г. - 449 руб. 63 коп., за период 2017 г. - 374 руб. 33 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ (в редакции на момент спорных правоотношений) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст. 346.30 НК РФ (в редакции на момент спорных правоотношений)налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

В п. 3 ст. 346.32 НК РФ (в редакции на момент спорных правоотношений) указано, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются индивидуальными предпринимателями не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы РФ по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога.

Соковым С.Б. представлена налоговая декларация по ЕНВД за 3,4 квартал 2016 г., 2,3,4 квартал 2017 г., 1 квартал 2018 г.

Поскольку исчисленные самостоятельно налогоплательщиком налоги по данным расчетам не погашены, налоговым органом были выставлены требования и применены меры взыскания.

Ввиду того, что обязанность по уплате основного долга по ЕНВД за 3,4 квартал 2016 г., 2,3,4 квартал 2017 г., 1 квартал 2018 г. в установленный законом срок налогоплательщиком не исполнены, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.

Вместе с тем, судом установлено, что за вышеуказанные кварталы налоговым органом принято решение о списании начисленной недоимки:

за 3 квартал 2016 г. сумма недоимки 9831 руб. – решение о списании от <дата>.

за 4 квартал 2016 г. сумма недоимки 9831 руб. – решение о списании от <дата>.

за 2 квартал 2017 г. сумма недоимки 6554 руб. – решение о списании от <дата>.

за 3 квартал 2017 г. сумма недоимки 3277 руб. – решение о списании от <дата>.

за 4 квартал 2017 г. сумма недоимки 3277 руб. – решение о списании от <дата>.

за 1 квартал 2018 г. сумма недоимки 3404 руб. – решение о списании от <дата>.

С учетом вышеизложенных положений закона и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований в указанной части - задолженности по пени по ЕНДВ за период 2018 г. - 686 руб. 28 коп., за период 2017 г. - 660 руб. 67 коп., за период 2017 г. - 660 руб. 67 коп.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, адвокаты.

В силу п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в фиксированном размере за расчетный период, в установленном законом порядке.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период, в установленном законом порядке.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты/неполной уплаты страховых взносов в установленный законом срок, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

За 2017 г., 2018 г. налогоплательщику были начислены фиксированные суммы страховых взносов по ОМС и ОПС, однако, данные суммы в срок не были уплачены.

Поскольку начисленные суммы страховых взносов по ОМС и ОПС за 2017 г., 2018 г. не погашены, налоговым органом были выставлены требования и применены меры взыскания, а также начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В этой связи налогоплательщику выставлены и направлены требования от <дата> со сроком добровольного исполнения до <дата>

Вместе с тем, судом установлено, что за вышеуказанные налоговые периоды налоговым органом принято решение о списании начисленной недоимки:

за 2017 г. сумма недоимки 23400 руб. (страховые взносы ОПС) – решение о списании от <дата>.

за 2018 г. сумма недоимки 8627 руб. 12 коп. (страховые взносы ОПС) – решение о списании от <дата>.

за 2017 г. сумма недоимки 4590 руб. (страховые взносы ОМС) – решение о списании от <дата>.

за 2018 г. сумма недоимки 1898 руб. (страховые взносы ОМС) – решение о списании от <дата>.

С учетом вышеизложенных положений закона и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований в указанной части - задолженности по пени по страховым взносам ОМС за 2017 г. - 925 руб. 40 коп., за 2018 г. - 382 руб. 65 коп.; задолженность по пени по страховым взносам ОПС за 2017 г. - 4 717 руб. 64 коп., за 2018 г. - 1 739 руб. 30 коп.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Сокова Сергея Борисовича (ИНН ) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (ИНН )

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2019 г. в размере 562 руб. 60 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2016 г. в размере 356 руб. 52 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2018 г. в размере 449 руб. 63 коп.,

- задолженность по пени по транспортному налогу за период 2017 г. в размере 374 руб. 33 коп.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Сокова Сергея Борисовича (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 25 декабря 2023 г.

Судья подпись А.А. Королева