Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 12 июля 2021 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Гугучкиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Омска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском о признании информации, размещенной на страницах сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований прокурор Ленинского административного округа г. Омска указал, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлены страницы сайтов: ххх На указанных страницах размещена информация об изготовлении продаже удостоверений сотрудников прокуратуры, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, следственного комитета и полиции, миграционных карт и так далее. При этом, вход на вышеуказанные сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти. Согласно ст. 41.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебное удостоверение прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам настоящим Федеральным законом. Федеральным законодательством установлено право прокурора на беспрепятственный вход по предъявлении служебного удостоверения на территории и в помещении федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также в помещения органов управления коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». При условии предъявления служебного документа и оформления надлежащих документов прокурор имеет право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона. В силу ст. 16.3 Федерального закона № 40-ФЗ от 03.04.1995 года «О федеральной службе безопасности» служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдается служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Статьей 17 указанного закона установлен прямой запрет при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей на его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда. В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное, ст. 26 настоящего Федерального закона. Сотруднику полиции для осуществления своей деятельности выдается служебное удостоверение. В силу ст.13 Федерального закона № З-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» сотрудник полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения вправе посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами. В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 года «О следственном комитете Российской Федерации» не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления. Использование служебного удостоверения лицом, не являющимся работником указанных государственных и правоохранительных органов, подрывает авторитет службы, нарушает интересы государства, а также способствует совершению правонарушений и преступлений, в том числе, террористической направленности, так как лицо, имеющее удостоверение работника указанных выше структур, имеет право беспрепятственно проходить в любое здания, помещения, объекты инфраструктуры. Кроме того, работники не подлежат досмотру. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет-совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посре6дством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет. В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов. В силу ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» досудебный порядок урегулирования установления запрета на вышеназванную информацию не предусмотрен. Таким образом, указанными нормами закона в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной в сети Интернет по адресам: ххх информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Определением Ленинского районного суда г. Омска от 12.07.2021 года производство по административному делу по административному иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в части требований о признании информации, распространяемой посредством сети интернет и размещенной на интернет-сайте: ххх распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, прекращено в связи с принятием судом отказа прокурора от иска в данной части.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании, с учетом частичного отказа от иска, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области в качестве заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав ФИО7 исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
Как следует из представленных в материалы дела скриншотов, вход на сайты: ххх свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
На сайте размещена информация об изготовлении и продаже удостоверений сотрудников прокуратуры, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, следственного комитета и полиции, миграционных карт.
Согласно ст. 41.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебные удостоверения прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам настоящим Федеральным законом.
Федеральным законодательством установлено право прокурора на беспрепятственный вход по предъявлении служебного удостоверения на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также в помещения органов управления коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 Закона № 2202-1). При условии предъявления служебного документа и оформления надлежащих документов прокурор имеет право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона.
В силу ст.16.3 Федерального закона № 40-ФЗ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ от 03.04.1995 года «О федеральной службе безопасности»
служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдается служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Статьей 17 указанного закона установлен прямой запрет при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей на его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года
«О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
Сотруднику полиции для осуществления своей деятельности выдается служебное удостоверение.
В силу ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года
«О полиции» сотрудник полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения вправе посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О следственном комитете Российской Федерации» не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления.
Использование служебного удостоверения лицом, не являющимся работником указанных государственных и правоохранительных органов, подрывает авторитет службы, нарушает интересы государства, а также способствует совершению правонарушений и преступлений, в том числе, террористической направленности, так как лицо, имеющее удостоверение работника указанных выше структур, имеет право беспрепятственно проходить в любые знания, помещения, объекты инфраструктуры. Кроме того, работники не подлежат личному досмотру.
Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст. 327 УК РФ.
Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (http://eais.rkn.gov.ru), на момент разрешения заявленных требований не включает указанный интернет-ресурс.
Таким образом, учитывая вышеизложенные законодательные акты и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что информация, распространяемая на сайтах в сети Интернет: ххх, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на сайте: хххх информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2021 года.
Судья Н.Л. Усольцева