<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пархоменко А.И.,
при секретаре судебного заседания Неустроевой Т.А.,
с участием прокурора Образцовой А.Н.,
представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО3 <данные изъяты> к Администрации г. Норильска Красноярского края о признании недействительным постановления №353 от 12.09.2018,
установил:
ИП ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации города Норильска о признании недействительным постановления №353 от 12.09.2018 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск», пунктом 3 которого признано утратившим силу постановление Администрации г. Норильска от 07.03.2014 №111 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск», указав в обоснование, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск (далее – Схема) ранее утверждена постановлением Администрации г. Норильска от 07.03.2014 №111, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отмены этой Схемы. Учитывая, что оспариваемое постановление принято в области государственного регулирования торговой деятельности, а также то, что оно было опубликовано в газете «Заполярная правда» и размещено на официальном сайте МО г. Норильск, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, который нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу следующего.
Нестационарный торговый объект ФИО3, расположенный <данные изъяты> площадью 91,6 кв.м., включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск, утвержденную постановлением №111от 07.03.2014 бессрочно на основании действующего в то время договора №8006 от 24.02.2014.
Административный истец ФИО3 надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, с участием представителя – ФИО1
Суд не признал явку административного истца в судебное заседание обязательной и считает, что неявка административного истца в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца в соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Представитель административного истца – ФИО1, действующая на основании доверенности от 17.03.2018, в судебном заседании требования административного истца поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснив, что в соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесение изменений в Схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, исключение нестационарного торгового объекта, принадлежащего ФИО3, <адрес> из Схемы нарушает права ФИО3, как предпринимателя, поскольку препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель административного ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности №10-79 от 18.06.2018, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указала, что порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ. Во исполнение предписаний Федерального закона №381-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 №05-95 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований (далее – Порядок). Согласно п.4 указанного Порядка Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. При этом в соответствии с абз.2 п.10 Порядка внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения Схемы. Постановлением Администрации г. Норильска от 07.03.2014 №111 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск, в которую, кроме прочих, был включен адресный ориентир <адрес> на котором расположен торговый павильон, принадлежащим административному истцу. Постановлением Администрации г. Норильска от 12.09.2018 №353 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск, спорный адресный ориентир из Схемы исключен, основаниями для его исключения послужили следующие обстоятельства. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования. В силу п.6.2 ГОСТ РФ 54608-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011, не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей. Согласно исполнительной кадастровой съемке, подготовленной кадастровым инженером, земельный участок под нестационарным торговым объектом по адресу: г. Норильск, район Центральный, в районе пр. Котульского, д.3, расположен в охранной зоне объектов инженерной инфраструктуры, а часть строения размещена на вводном коллекторе, в котором находятся трубопроводы к многоквартирному дому, что является препятствием для проведения ремонтных и аварийно-спасательных работ.
Кроме того, ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. В рамках проведения комплекса мер, направленных на повышение эффективности деятельности по пресечению правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Отделом МВД России по г. Норильску в адрес Управления имущества Администрации г. Норильска неоднократно направлялись сведения о привлечении ИП ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, ввиду реализации алкогольной продукции в нестационарном объекте торговли, расположенном на предоставленном в аренду земельном участке. 16.11.2018 в адрес начальника Управления имущества Администрации г. Норильска направлено представление, в котором сообщалось, что в течение 2018 года предприниматель также неоднократно привлекался к административной ответственности.
Учитывая изложенное, договор аренды от 18.02.2015 №9373 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного для использования в целях установки временного сооружения «торговый павильон», расположенного по адресу<адрес> заключенный между Управлением имущества Администрации г. Норильска и ИП ФИО3, расторгнут ввиду одностороннего отказа арендатора.
Таким образом, основаниями для исключения ориентира из Схемы послужили следующие обстоятельства:
- фактическое нахождение земельного участка в охранной зоне инженерных сетей и охранной зоне тепловых сетей;
- нарушение предпринимателем правил торговли;
- расторжение договора аренды.
Администрация г. Норильска вправе вносить изменения в Схему путем исключения торговых объектов, размещение которых противоречит закону. Оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, не противоречить иным нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, и опубликовано в установленном порядке.
Кроме того, по мнению представителя административного ответчика, ФИО3 не представлено доказательств того, каким образом оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы по ведению предпринимательской деятельности, поскольку Схема сама по себе носит организационный характер и не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности, поэтому не закрепляет права субъекта хозяйственной деятельности на конкретное место, указанное в Схеме. Доказательств того, что ФИО3 в связи с утверждением новой Схемы лишился возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе, в иных местах, определенных Схемой, не представлено.
Прокурор Образцова А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, полагая их необоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, оценив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО3 (арендатором) и Управлением имущества Администрации г. Норильска (арендодателем) 24.02.2014 был заключен договор №8006 аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с условиями которого, на основании распоряжения Администрации г. Норильска от 24.02.2014 №878 арендодатель предоставляет арендатору по акту приема-передачи в аренду за плату земельный участок для использования под торговый павильон, расположенный <данные изъяты> на срок до 01.08.2014, срок действия договора не продлевался.
Постановлением Администрации г. Норильска от 07.03.2014 №111 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск, состоящая из мест размещения нестационарных торговых объектов, с указанием их типа, адресного ориентира, площади и периода размещения, в числе объектов указан нестационарный торговый объект, расположенный по <адрес>
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указанное выше постановление признано утратившим силу и утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Норильск, согласно которой нестационарный торговый объект, расположенный по <адрес> указанного места размещения не содержит.
В соответствии с пп.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ.
Приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края №05-95 от 27.11.2013 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований.
Пунктом 4 данного Порядка предусмотрено, что схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
В соответствии с п.9 данного Порядка схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно п.23.1 ст.43 Устава муниципального образования г. Норильск, утвержденного решением Норильского Городского Совета №386 от 24.02.2000, к компетенции Администрации города входит разработка, утверждение и внесение изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Схема размещения нестационарных торговых объектов является правовым актом, разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения схемы (абз.2 п.10 Порядка).
Как уже указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен ИП ФИО3 на основании Распоряжения Администрации г. Норильска от 24.02.2014 №878 для использования под торговый павильон.
В силу п.6.2 ГОСТ РФ 54608-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011, не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей.
Ограничения использования земельных участков и объектов капительного строительства в отношении инженерных коммуникаций установлены Сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 №820; Правилами охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов, электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (согласно п. «б» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным Постановлением Правительства от 24.02.2009 №160.
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 №197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».
Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (п.1 Типовых правил).
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п.6 Типовых правил).
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, размещать автозаправочные станции, хранилища ГСМ, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы) (п.5 Типовых правил).
Как установлено в судебном заседании, земельный участок под нестационарным торговым объектом <адрес> расположен в охранной зоне объектов инженерной инфраструктуры, а часть строения размещена на вводном коллекторе, в котором находятся трубопроводы к многоквартирному дому, что является препятствием для проведения ремонтных и аварийно-спасательных работ. Указанное обстоятельство подтверждается данными кадастровой съемки.
Суд принимает доводы административного ответчика о том, что оспариваемым правовым актом право административного истца не нарушаются, поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов является обезличенным правовым актом, в связи с чем права у определенного лица в отношении места размещения объекта под определенным номером возникают только при наличии действующего договора на размещение временного сооружения, исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильска нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес> не может расцениваться как нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку при прекращении законных оснований для размещения временных сооружений на спорных местах положения ч.6 ст.10 Федерального закона от 29.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» неприменимы.
Как установлено в судебном заседании, административный истец неоднократно привлекался к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, ввиду реализации алкогольной продукции в нестационарном объекте торговли, расположенном на предоставленном в аренду земельном участке, в связи с чем договор аренды от 18.02.2015 №9373 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного для использования в целях установки временного сооружения «торговый павильон», расположенного <адрес> заключенный между Управлением имущества Администрации г. Норильска и ИП ФИО3, расторгнут.
Необоснованны доводы административного истца в части отсутствия у административного ответчика правовых оснований для отмены ранее действующей схемы, поскольку, как указывалось выше, в соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований, схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (пункт 4 Порядка).
В условиях, когда органом местного самоуправления разработана и утверждена новая Схема, действие ранее действующей Схемы обосновано прекращено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом Постановление Администрации г. Норильска №353 от 12.09.2018 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск» является законным и не нарушает прав и свобод административного истца.
Форма (вид), в которой Администрация г. Норильска вправе принимать муниципальные нормативные правовые акты, соблюдена. Нарушения порядка (процедуры) принятия муниципального нормативного правового акта, правил введения его в действие, в том числе, правил опубликования, отсутствуют.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска ИП ФИО3 отказать в полном объеме заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО3 <данные изъяты> к Администрации г. Норильска Красноярского края о признании недействительным постановления №353 от 12.09.2018 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Пархоменко
Решение в окончательной форме принято 25 декабря 2018 года.