УИД: 36RS0006-01-2020-004112-92
Дело № 2а-2917/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» сентября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
С участием прокурора: Жусевой Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сукочева Андрея Ивановича к участковой избирательной комиссии 1450, территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа:
- о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162,
У с т а н о в и л:
Постановлением Воронежской областной Думы от 11.06.2020 N 2154-VI-ОД "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 № 1452-IV "О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Административный истец Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы, включенный в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения Воронежского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Также, Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 12.
11 и 12 сентября 2020 года проведено досрочное голосование в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7.
Административный истец Сукочев А.И. обратился в Центральный районный суд к участковой избирательной комиссии № 1450 о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что 12.09.2020 в результате ознакомления с предоставленными сейф-пакетами, на участковой избирательной комиссии 1450 было обнаружено недопустимое оформление и хранение бюллетеней досрочного голосования в сейф-пакетах.
Так, на сейф-пакете 66236931 отсутствуют подписи наблюдателей и членов комиссии.
Кроме того, в актах о проведении голосования до дня голосования отсутствуют номера сейф-пакетов, что, по мнению административного истца, противоречит пункту 6.2 порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.
Административный истец указывает, что нарушение указанной нормы права не позволяет считать хранение бюллетеней с результатами досрочного голосования за 11.09.2020 гарантирующими сохранность данных бюллетеней, а, следовательно, в соответствии с п. 6.10 указанного Порядка, указанные бюллетени подлежат признанию недействительными.
Указанные нарушения лишают его, как зарегистрированного кандидата, права на участие в справедливых выборах и не позволяют предполагать честность при голосовании и подсчёте голосов.
Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Воронежа была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Согласно поступившей информации в территориальную избирательную комиссию Центрального района города Воронежа поступила жалоба Сукочева А.И.
Определением судьи от 13.09.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена территориальная избирательная комиссия Центрального района города Воронежа.
В судебном заседании Сукочев А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме. Настаивает на том, что до момента подведения итогов голосования, бюллетени, содержащиеся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, подлежат признанию недействительными и не подлежат подсчету при подведении итогов выборов.
Председатель участковой избирательной комиссии 1450 Галкин И.Н. заявленные требования не признал. Суду пояснил, что по истечении времени голосования досрочного дня голосования 11.09.2020 бюллетени были помещены в отдельный сейф-пакет. Сейф-пакеты были опечатаны способом, исключающим возможность их снятия без повреждения. Составлены акты, заверенные подписями членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса. Сейф-пакет помещены в сейф участковой комиссии. До начала подсчета голосов избирателей указанные пакеты не могут быть вскрыты.
Представители административного ответчика территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, действующие на основании доверенности Леденева Е.К., Кошелева Н.И., заявленные требования полагали необоснованными. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 18-26). Обратили внимание суда, что зарегистрированный кандидат имеет право на предъявление иска в суд, однако, действующее законодательство императивно устанавливает требования, с которыми кандидат вправе обратиться в суд. Действующим законодательством на комиссию возложена обязанность в установленных законом случаях признать итоги голосования недействительными. Кроме того, вышестоящая комиссия, до установления ею итогов голосования, может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Настаивают на том, что кандидат вправе оспаривать действия (бездействия) участковой избирательной комиссии или решения, в том числе, об итогах голосования. Заявленные требования о признании недействительными бюллетеней до окончательного подведения итогов не основаны на нормах действующего законодательства.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам:
К числу основных гарантий избирательных прав граждан относится право на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. Данное право является конкретизацией статей 45 (часть 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядка осуществления гражданами права на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд.
Такой порядок в силу статьи 71 (пункты "в", "г", "о") Конституции Российской Федерации определяется федеральным законодателем, пределы усмотрения которого при его установлении достаточно широки, однако в любом случае он должен опираться на конституционные цели и ценности, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные обязательства Российской Федерации.
В системе действующего правового регулирования этот порядок установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а в части судебного обжалования (оспаривания) - Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Данное положение уточняет Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 этого Кодекса, определяющих подсудность дел мировым судьям, военным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа и Верховному Суду Российской Федерации соответственно, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19).
В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, группа по проведению референдума и (или) ее представители, в установленных законом случаях прокурор.
Таким образом, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено ограничение круга лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлениями об обжаловании нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий.
Постановлением Воронежской областной Думы от 11.06.2020 N 2154-VI-ОД "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначиены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 № 1452-IV "О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Административный истец Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы, включенный в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения Воронежского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Также, Сукочев А.И. зарегистрирован в кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 12.
Административным истцом заявлены требования о признании недействительными бюллетеней, содержащиеся в сейф-пакетах 66270804 и 66270805 на УИК 1402.
Принимая во внимание, что административный истец является зарегистрированным кандидатом и оспаривает бюллетени голосования в ходе досрочного голосования 11.09.2020 по участку, на котором он принимает участие в выборах, суд приходит к выводу о том, что Сукочев А.И. имеет право на предъявление заявленных административных исковых требований.
Ссылаясь на нарушение своего пассивного избирательного права, административный истец просит признать недействительным бюллетени, содержащиеся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020.
11 и 12 сентября 2020 года проведено досрочное голосование в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7.
В соответствии с п. 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановления ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Суду предоставлены: акт о проведении досрочного голосования в помещении для голосования с использованием стационарного ящика и сейф-пакета от 11.09.2020 (л.д. 39), акт о проведении досрочного голосования в помещении для голосования с использованием стационарного ящика и сейф-пакета от 11.09.2020 (л.д. 41), решение УИК № 1450 № 1 от 13.09.2020 (л.д. 35-37), подтверждающие, что участковой избирательной комиссией 1450 по истечении времени голосования досрочного дня голосования 11.09.2019 бюллетени из стационарного ящика для голосования были помещены в отдельный сейф-пакет 66236931.
На основании объяснений сторон судом установлено, что указанный сейф-пакет помещены участковой комиссией в специально приспособленное для хранения документов место, находящееся под охраной сотрудников полиции.
На момент предъявления административного иска и рассмотрения его в судебном заседании 13.09.2020 проходит голосование. Время подсчета голосов и подведение итогов не наступило.
В соответствии с п. 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года до начала подсчета голосов избирателей, указанные сейф-пакеты находятся в месте, специально отведенном для хранения и не подлежат вскрытию.
Согласно положениям части 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума; по решению суда.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Обстоятельства, при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, перечислены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В частности, в силу подпункта "е" приведенной нормы к числу таких обстоятельств относится установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы действующего законодательства, устанавливают, что нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, и способны повлечь отмену постановления избирательной комиссии, являются основанием для принятия соответствующей избирательной комиссией итогов голосования, результатов выборов недействительными.
К полномочиям вышестоящей комиссии до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, также относится правоотменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Правовых оснований для оценки действительности бюллетеней голосования до подведения итогов голосования, в том числе судом, применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется.
Вместе с тем административный истец действия, бездействие участковой избирательной комиссии 1450 не обжаловал, своим правом на изменение предмета заявленных административных исковых требований не воспользовался.
Указанное право судом разъяснено административному истцу в ходе рассмотрения заявленных требований.
Обосновывая заявленные административные исковые требования, Сукочев А.И. настаивает на применение к спорным правоотношениям, по аналогии пункта 6.10 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановления ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7.
В соответствии с п. 6.10 Порядка, в случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение N 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
Указанная норма права не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Основания для применения аналогии права отсутствуют.
Более того, вопрос о признании бюллетеней недействительными разрешается соответствующей комиссией при подведении итогов голосования.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.
Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства возможность установления оснований для признания бюллетеней для голосования недействительными принадлежит соответствующим избирательным комиссиям, установленный порядок не предусматривает оценку бюллетеней до момента подведения итогов голосования, основания полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, имели место и привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд отклоняет как несостоятельные доводы о нарушении права административного истца на справедливые выборы, предполагающие честность при голосовании и подсчете голосов, поскольку они какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Сукочева Андрея Ивановича к участковой избирательной комиссии 1450, территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14 сентября 2020 года в 15.00.
Судья: Е.С. Шумейко
УИД: 36RS0006-01-2020-004112-92
Дело № 2а-2917/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» сентября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
С участием прокурора: Жусевой Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сукочева Андрея Ивановича к участковой избирательной комиссии 1450, территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа:
- о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162,
У с т а н о в и л:
Постановлением Воронежской областной Думы от 11.06.2020 N 2154-VI-ОД "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 № 1452-IV "О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Административный истец Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы, включенный в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения Воронежского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Также, Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 12.
11 и 12 сентября 2020 года проведено досрочное голосование в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7.
Административный истец Сукочев А.И. обратился в Центральный районный суд к участковой избирательной комиссии № 1450 о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что 12.09.2020 в результате ознакомления с предоставленными сейф-пакетами, на участковой избирательной комиссии 1450 было обнаружено недопустимое оформление и хранение бюллетеней досрочного голосования в сейф-пакетах.
Так, на сейф-пакете 66236931 отсутствуют подписи наблюдателей и членов комиссии.
Кроме того, в актах о проведении голосования до дня голосования отсутствуют номера сейф-пакетов, что, по мнению административного истца, противоречит пункту 6.2 порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.
Административный истец указывает, что нарушение указанной нормы права не позволяет считать хранение бюллетеней с результатами досрочного голосования за 11.09.2020 гарантирующими сохранность данных бюллетеней, а, следовательно, в соответствии с п. 6.10 указанного Порядка, указанные бюллетени подлежат признанию недействительными.
Указанные нарушения лишают его, как зарегистрированного кандидата, права на участие в справедливых выборах и не позволяют предполагать честность при голосовании и подсчёте голосов.
Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Воронежа была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Согласно поступившей информации в территориальную избирательную комиссию Центрального района города Воронежа поступила жалоба Сукочева А.И.
Определением судьи от 13.09.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена территориальная избирательная комиссия Центрального района города Воронежа.
В судебном заседании Сукочев А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме. Настаивает на том, что до момента подведения итогов голосования, бюллетени, содержащиеся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, подлежат признанию недействительными и не подлежат подсчету при подведении итогов выборов.
Председатель участковой избирательной комиссии 1450 Галкин И.Н. заявленные требования не признал. Суду пояснил, что по истечении времени голосования досрочного дня голосования 11.09.2020 бюллетени были помещены в отдельный сейф-пакет. Сейф-пакеты были опечатаны способом, исключающим возможность их снятия без повреждения. Составлены акты, заверенные подписями членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса. Сейф-пакет помещены в сейф участковой комиссии. До начала подсчета голосов избирателей указанные пакеты не могут быть вскрыты.
Представители административного ответчика территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, действующие на основании доверенности Леденева Е.К., Кошелева Н.И., заявленные требования полагали необоснованными. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 18-26). Обратили внимание суда, что зарегистрированный кандидат имеет право на предъявление иска в суд, однако, действующее законодательство императивно устанавливает требования, с которыми кандидат вправе обратиться в суд. Действующим законодательством на комиссию возложена обязанность в установленных законом случаях признать итоги голосования недействительными. Кроме того, вышестоящая комиссия, до установления ею итогов голосования, может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Настаивают на том, что кандидат вправе оспаривать действия (бездействия) участковой избирательной комиссии или решения, в том числе, об итогах голосования. Заявленные требования о признании недействительными бюллетеней до окончательного подведения итогов не основаны на нормах действующего законодательства.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам:
К числу основных гарантий избирательных прав граждан относится право на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. Данное право является конкретизацией статей 45 (часть 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядка осуществления гражданами права на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд.
Такой порядок в силу статьи 71 (пункты "в", "г", "о") Конституции Российской Федерации определяется федеральным законодателем, пределы усмотрения которого при его установлении достаточно широки, однако в любом случае он должен опираться на конституционные цели и ценности, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные обязательства Российской Федерации.
В системе действующего правового регулирования этот порядок установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а в части судебного обжалования (оспаривания) - Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Данное положение уточняет Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 этого Кодекса, определяющих подсудность дел мировым судьям, военным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа и Верховному Суду Российской Федерации соответственно, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19).
В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, группа по проведению референдума и (или) ее представители, в установленных законом случаях прокурор.
Таким образом, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено ограничение круга лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлениями об обжаловании нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий.
Постановлением Воронежской областной Думы от 11.06.2020 N 2154-VI-ОД "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначиены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 № 1452-IV "О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Административный истец Сукочев А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы, включенный в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения Воронежского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Также, Сукочев А.И. зарегистрирован в кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 12.
Административным истцом заявлены требования о признании недействительными бюллетеней, содержащиеся в сейф-пакетах 66270804 и 66270805 на УИК 1402.
Принимая во внимание, что административный истец является зарегистрированным кандидатом и оспаривает бюллетени голосования в ходе досрочного голосования 11.09.2020 по участку, на котором он принимает участие в выборах, суд приходит к выводу о том, что Сукочев А.И. имеет право на предъявление заявленных административных исковых требований.
Ссылаясь на нарушение своего пассивного избирательного права, административный истец просит признать недействительным бюллетени, содержащиеся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020.
11 и 12 сентября 2020 года проведено досрочное голосование в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7.
В соответствии с п. 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановления ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Суду предоставлены: акт о проведении досрочного голосования в помещении для голосования с использованием стационарного ящика и сейф-пакета от 11.09.2020 (л.д. 39), акт о проведении досрочного голосования в помещении для голосования с использованием стационарного ящика и сейф-пакета от 11.09.2020 (л.д. 41), решение УИК № 1450 № 1 от 13.09.2020 (л.д. 35-37), подтверждающие, что участковой избирательной комиссией 1450 по истечении времени голосования досрочного дня голосования 11.09.2019 бюллетени из стационарного ящика для голосования были помещены в отдельный сейф-пакет 66236931.
На основании объяснений сторон судом установлено, что указанный сейф-пакет помещены участковой комиссией в специально приспособленное для хранения документов место, находящееся под охраной сотрудников полиции.
На момент предъявления административного иска и рассмотрения его в судебном заседании 13.09.2020 проходит голосование. Время подсчета голосов и подведение итогов не наступило.
В соответствии с п. 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года до начала подсчета голосов избирателей, указанные сейф-пакеты находятся в месте, специально отведенном для хранения и не подлежат вскрытию.
Согласно положениям части 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума; по решению суда.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Обстоятельства, при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, перечислены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В частности, в силу подпункта "е" приведенной нормы к числу таких обстоятельств относится установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы действующего законодательства, устанавливают, что нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, и способны повлечь отмену постановления избирательной комиссии, являются основанием для принятия соответствующей избирательной комиссией итогов голосования, результатов выборов недействительными.
К полномочиям вышестоящей комиссии до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, также относится правоотменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Правовых оснований для оценки действительности бюллетеней голосования до подведения итогов голосования, в том числе судом, применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется.
Вместе с тем административный истец действия, бездействие участковой избирательной комиссии 1450 не обжаловал, своим правом на изменение предмета заявленных административных исковых требований не воспользовался.
Указанное право судом разъяснено административному истцу в ходе рассмотрения заявленных требований.
Обосновывая заявленные административные исковые требования, Сукочев А.И. настаивает на применение к спорным правоотношениям, по аналогии пункта 6.10 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановления ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7.
В соответствии с п. 6.10 Порядка, в случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение N 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
Указанная норма права не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Основания для применения аналогии права отсутствуют.
Более того, вопрос о признании бюллетеней недействительными разрешается соответствующей комиссией при подведении итогов голосования.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.
Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства возможность установления оснований для признания бюллетеней для голосования недействительными принадлежит соответствующим избирательным комиссиям, установленный порядок не предусматривает оценку бюллетеней до момента подведения итогов голосования, основания полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, имели место и привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд отклоняет как несостоятельные доводы о нарушении права административного истца на справедливые выборы, предполагающие честность при голосовании и подсчете голосов, поскольку они какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Сукочева Андрея Ивановича к участковой избирательной комиссии 1450, территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа о признании недействительными бюллетеней, содержащихся в сейф-пакете 66236931 на УИК 1450, в который были помещены избирательные бюллетени по досрочному голосованию в помещении для голосования 11.09.2020 по единому избирательному округу в количестве 345 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва), по одномандатному избирательному округу № 12 (в Воронежскую областную Думу 7 созыва) в количестве 166, по 23 и 24 избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, по единому избирательному округу (в Воронежскую городскую Думу 5 созыва) в количестве 162, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14 сентября 2020 года в 15.00.
Судья: Е.С. Шумейко
1версия для печатиДело № 2а-2917/2020 ~ М-3410/2020 (Решение)