РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Уразовка 08 августа 2018г
Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кидимова М.А.,
с участием административного истца ФИО2, представителя ФИО3,
представителя административного ответчика - Сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области, главы местного самоуправления Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области ФИО4,
при секретаре Юсиповой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Сельскому Совету Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о признании общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГг, принятых на нем решений, протокола общественных слушаний недействительными и обязании провести общественные слушания
УСТАНОВИЛ
В Краснооктябрьский районный суд обратился ФИО1, с указанными требованиями к администрации Большерыбушкинского сельсовета <адрес>, которые мотивирует следующим.
Местная религиозная организация мусульман «Дулкын», в лице ФИО2, являющегося ее председателем, ДД.ММ.ГГГГг обратилась к администрации Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского района Нижегородской области с заявлением о выделении земельного участка общей площадью 1020 кв.м. в <адрес> под строительство мечети.
ДД.ММ.ГГГГг был получен ответ, что заявление будет рассмотрено после проведения общественных слушаний с населением, проживающим на <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание Сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района и было принято решение о проведении общественных слушаний ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг в ходе проведенных общественных слушаний было принято решение об отказе в удовлетворении заявления.
Со ссылкой на положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ, ФИО2 просит признать общественные слушания от 21 апреля 2018г, принятые на нем решения, протокол общественных слушаний недействительными и обязать администрацию Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского района Нижегородской области провести общественные слушания.
ФИО2 указывает, что в нарушение вышеуказанных нормативных актов, был нарушен срок проведения общественных слушаний, не была создана счетная комиссия, регистрация участников общественных слушаний не проводилась, не назначались ни председатель, ни секретарь общественных слушаний.
Кроме того, в протоколе отсутствует список участников общественных слушаний, из протокола следует факт изменения повестки дня, которая отличается от опубликованной, протокол не подтверждает факта регистрации участников общественных слушаний.
Поданное административное исковое заявление было оставлено без движения, так как ФИО2 не было указано, какие его права и законные интересы были нарушены. В установленный судом срок ФИО2 представил дополнение к административному исковому заявлению, в котором указал, что оспариваемым им решением нарушено его право принимать участие в строительстве мечети и впоследствии посещать ее.
В ходе судебного заседания, с согласия ФИО2, далее административный истец, была проведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского района Нижегородской области, на надлежащего ответчика - Сельский Совет Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали административное исковое заявление. Административный истец пояснил, что хотел бы принять участие в строительстве мечети и впоследствии посещать ее для отправления религиозных обрядов. Мысли о восстановлении мечети у административного истца были давно. В 2018г он советовался с главным архитектором района, который полагал возможным строительство мечети на <адрес>. Это было историческое место постройки первой мечети. Люди проживающие по соседству были не против строительства мечети. Мечеть задумывалась как исторический памятник с музеем. Относительно проведенного собрания административный истец пояснил, что он было проведено с нарушениями. Когда он выступал, его выступление грубо прервали. Подсчет голосов велся неправильно, некоторые участники поднимали по две руки. В собрании принимали участие, большая его часть, родственники главы местного самоуправления и работники администрации. Кроме того, вопрос о возведении памятника вообще на собрании не рассматривался.
Представитель административного истца ФИО3 полагал, что публичные слушания были проведены с многочисленными нарушениями, в следствие чего были нарушены указанные права административного истца и поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - глава местного самоуправления Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области ФИО4, возражал против удовлетворения административного искового заявления. Он показал, что рассмотрение заявления местной религиозной организации мусульман «Дулкын» проводилось не на публичных слушаниях, а на собрании граждан. Представитель административного ответчика согласился с тем, что собрание граждан было проведено с нарушениями, но полагал, что права административного истца не нарушены, так как в <адрес> имеются две мечети и никто не препятствует административному истцу отправлять в них религиозные обряды.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО8. показали, что присутствовали на собрании граждан по рассмотрению заявления МРОМ «Дулкын» о выделении земельного участка под строительство мечети. Они также показали, что регистрации участников не было, ни председатель, ни секретарь собрания не избирались, подсчет голосов вел глава МСУ ФИО4. На собрании присутствовало примерно человек 40 – 50. Вопрос об установке памятника на собрании не ставился.
Исследованием материалов дела установлено следующее.
Из заявления председателя МРОМ «Дулкын» ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГг, главе МСУ Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области ФИО4 устанавливается, что МРОМ «Дулкын» просит рассмотреть вопрос о выделении земельного участка площадью 1020 кв.м. в <адрес>, в районе домов №№ под строительство мечети. Заявление обосновано тем, что на данном земельном участке ранее располагалась историческая мечеть, которая была разрушена в сороковые годы 20 века.
Из выписки из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГг, заседания сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области следует, что заявление МРОМ «Дулкын» рассмотрено, и принято решение провести слушания по данному вопросу. Предложено провести слушания ДД.ММ.ГГГГг в 10 часов на <адрес> около <адрес>. Оповестить население объявлениями.
Из газеты Сельские вести следует, что в номере от ДД.ММ.ГГГГг размещено объявление, что ДД.ММ.ГГГГг в 10 часов около <адрес>, состоится собрание граждан <адрес> по поводу строительства мечети на <адрес>.
В дело приложен образец объявления о собрании граждан по поводу строительства мечети.
Из протокола общественных слушаний по вопросу строительства мечети на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг установлено, что обсуждение вопроса состоялось, присутствовало 76 человек. За строительство мечети проголосовало 16 человек, против 34 человека.
Из Устава Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района установлено следующее.
К вопросам местного значения сельсовета относится, в т.ч. выдача разрешений на строительство (ст.4 п. 20).
Формами непосредственного осуществления населением сельсовета местного самоуправления являются в т.ч. публичные слушания и собрания граждан (ст. 6).
Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, могут проводится по инициативе населения. Порядок назначения и проведения собрания граждан определяются Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом сельсовета и (или) нормативными правовыми актами сельского совета, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному обнародованию (ст.11).
Главой местного самоуправления или сельским советом для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов сельсовета по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания. Решение о проведении публичных слушаний инициированных населением принимает сельский Совет. Вопрос о даче разрешения на строительство не входит в перечень вопросов подлежащих обязательному вынесению на публичные слушания (ст. 12.1).
Решением сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГг утверждено Положение о собрании граждан в Большерыбушкинском сельсовете.
Решением сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГг утверждено Положение о публичных слушаниях в Большерыбушкинском сельсовете.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Такая форма непосредственного осуществления населением сельсовета местного самоуправления как общественные слушания не предусмотрена ни действующим законодательством, ни Уставом Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района.
Изучив порядок и основания проведения, как публичных слушаний, так и собраний граждан, заслушав стороны, изучив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактически проводилось собрание граждан. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.
В соответствие с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в т.ч. выдача разрешений на строительство.
В соответствие с ст. 28 указанного закона, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания, общественные обсуждения.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В соответствие с ч. 3 указанной статьи, вопросы разрешения строительства не являются обязательными для вынесения на публичные слушания и не относятся к вопросам перечисленным в ч. 5 этой же статьи.
Так на публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (ч.3).
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (ч.5).
В соответствие с ст. 29 указанного закона, для обсуждения вопросов местного значения, могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Вышеизложенным положениям законодательства корреспондируют и положения о собрании граждан в Большерыбушкинском сельсовете и о публичных слушаниях в Большерыбушкинском сельсовете, которые среди прочего содержат порядок их назначения и проведения.
Исходя из того, что вопросы разрешения на строительство не относятся к вопросам подлежащим обязательному вынесению на публичные слушания, того обстоятельства, что было объявлено о рассмотрении вопроса строительства мечети в форме собрания граждан, как в газете, так и в иных объявлениях, суд приходит к выводу, что вопрос строительства мечети обсуждался в форме собрания граждан, несмотря на то, что протокол собрания граждан оформлен как протокол общественных слушаний. При этом полагаю отметить, как было указано выше, что такой формы непосредственного осуществления населением сельсовета местного самоуправления, как общественные слушания, вышеизложенные положения законодательства и Устав Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района не содержат.
Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующему.
Как следует из Положения о собрании граждан в Большерыбушкинском сельсовете, собрания граждан могут проводится в т.ч. по инициативе населения, по инициативе Сельского Совета (ст.1).
И в том и другом случае собрание граждан назначается и оформляется правовым актом Сельского Совета (ст. 4).
С инициативой о проведении собрания граждан, по инициативе населения, перед сельским Советом вправе выступить инициативная группа граждан с численностью не менее 10 человек. Условием проведения собрания граждан по инициативе населения является сбор подписей в поддержку инициативы, в количестве не менее 10 процентов граждан проживающих на территории на которой планируется проведение собрания граждан. Инициатива граждан о проведении собрания должна быть оформлена в виде подписных листов (ст.5).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, собрание граждан было назначено с нарушением изложенной процедуры. Если исходить из того, что собрание граждан назначено по инициативе населения, по результатам рассмотрения обращения местной религиозной организации мусульман «Дулкын», то это единственное лицо, а не инициативная группа граждан. При этом правовой акт Сельского Совета о назначении собрания граждан отсутствует.
Если исходить из того, что собрание граждан назначено по инициативе Сельского Совета Большерыбушкинского сельсовета по результатам рассмотрения обращения местной религиозной организации мусульман «Дулкын», то также отсутствует правовой акт Сельского Совета о назначении собрания граждан.
И в том и другом случае имеется лишь протокольное решение.
Как следует из Положения о собрании граждан в Большерыбушкинском сельсовете, в решении о назначении собрания граждан должен быть указан состав комиссии по организации, подготовке и проведении собрания граждан (ст.7). Данная комиссия проводит подготовку и проведение собрания граждан (ст.8), оповещает население о собрании граждан не позднее чем за 10 дней до даты его проведения (ст. 9).
Как установлено в судебном заседании и установлено из материалов дела, такая комиссия не создавалась.
Как следует из Положения о собрании граждан в Большерыбушкинском сельсовете собрание граждан правомочно если на нем присутствовало не менее 10% граждан от общего числа граждан, проживающих на территории установленной для проведения собрания граждан (ст. 10). Перед открытием собрания граждан проводится регистрация его участников (ст.11). На собрании граждан секретарем собрания ведется протокол, в котором среди прочего указывается общее число граждан проживающих на соответствующей территории, количество граждан, принявших участие в работе собрания граждан, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания. Протокол подписывается председателем собрания и секретарем. К протоколу прикладывается список граждан принявших участие в собрании подписанный лицами осуществляющими регистрацию участников собрания (ст. 12).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно протокола собрания граждан, регистрация граждан принявших участие в собрании граждан не проводилась, соответственно не имеется списка граждан принявших участие в собрании. Число граждан проживающих на соответствующей территории также не устанавливалось. В нарушение вышеуказанного Положения протокол подписан главой МСУ и специалистом администрации, а не председателем собрания и секретарем.
Таким образом, собрание граждан как назначено, так и проведено с нарушением процедуры.
Основанием предъявленных требований, как указано в административном исковом заявлении, является нарушение порядка проведения собрания граждан и нарушение законных прав административного истца, а именно невозможность его участия в строительстве мечети и невозможность ее посещения.
Нарушение порядка проведения собрания граждан, со стороны административного ответчика, установлено в судебном заседании. Однако рассматривая требования истца с точки зрения нарушения его прав, суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
Основные права и свободы человека перечислены в главе 2 Конституции РФ и, как следует из материалов дела, они действиями административного ответчика в отношении административного истца не нарушены. Конечно, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции РФ). Однако довод административного истца о том, что принятым решением нарушается его право на участие в постройке предполагаемой мечети, является надуманным, и судом не принимается.
Административный истец также указывал, что он лишается посещения мечети, которую предполагается построить.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).
В судебном заседании установлено, и не оспаривается административным истцом, что в <адрес> имеются две мечети, в посещении которых административному истцу никто не препятствует, т.е. данный довод также является необоснованным.
Из изложеного суд делает вывод, что решением об отказе в выделении земельного участка местной религиозной организации мусульман «Дулкын» для постройки мечети, никакие права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
Административный истец лично и от своего имени не обращался к административному ответчику и соответственно его право предусмотренное ст. 33 Конституции РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, не нарушено.
Таким образом, существенных нарушений при проведении собрания граждан, которые привели к нарушению прав административного истца в судебном заседании не установлено.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. И если в настоящем судебном заседании установлено, что оспариваемое решение принято с нарушением нормативных актов, то нарушение прав и законных интересов административного истца не установлено и поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Так как требование административного истца об обязании административного ответчика о проведении общественных слушаний является производным от основного требования, в удовлетворении которого отказано, то и это требование не подлежит удовлетворению.
При этом суд полагает отметить, что согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, возложение такой обязанности на административного ответчика, как проведение общественных слушаний будет противоречить Конституции РФ.
Кроме того, как было указано выше, форма непосредственного осуществления населением сельсовета местного самоуправления как общественные слушания не предусмотрена ни действующим законодательством, ни Уставом Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района, а назначение, как собрания граждан, так и публичных слушаний проходит по определенной процедуре, которую суд не вправе игнорировать.
Руководствуясь изложенным и ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Сельскому Совету Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о признании общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГг, принятых на нем решений, протокола общественных слушаний недействительными и обязании провести общественные слушания, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Краснооктябрьский районный суд.
Судья