Дело № 2а-291/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации о продаже сибирского и русского осетров, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты> запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации.
Требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Красносельского района на основании п.1.6 указания прокуратуры Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах с адресами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
размещена информация о реализации пород рыб, занесенных в Красную книгу России, а именно осетра сибирского и осетра русского.
Посещение интернет страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет», с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адреса данного сайта в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Сведения о разрешении (распорядительной лицензии), позволяющие реализовывать данные объекты животного мира, занесенные в Красную книгу, на указанном сайте отсутствуют.
Статьей 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №978 утвержден перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В указанный перечень входят: алтайский горный баран (ovis ammon amnion); амурский тигр (panthera tigris altaica); белый медведь (ursus maritimus); леопард (panthera pardus); зубр (bison bonasus), за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом; сайгак (saiga tatarica); снежный барс (uncia uncia), балобан (falco cherrug); беркут (aquila chrysaetos); кречет (falco rusticorus); сапсан (falco peregrinus), амурский осетр (acipenser schrenckii); атлантический осетр (acipenser sturio); белуга (huso huso); калуга (huso dauricus); персидский осетр (acipenser persicus); русский осетр (acipenser gueldenstaedtii); сахалинский осетр (acipenser medirostris); сахалинский таймень (parahucho perryi); севрюга (acipenser stellatus); сибирский осетр (acipenser baerii); шип (acipenser nudiventris).
Продажа сибирского и русского осетров в сети Интернет влечет к сокращению численности объектов животного мира, что не способствует сохранению редких видов рыб.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
На момент проверки адреса интеренет-страниц
<данные изъяты>
<данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют.
Определением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика привлечен администратор интернет-ресурсов, на которых размещена информация о реализации пород рыб, занесенных в Красную книгу России, то есть информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации - ООО Издательство «Пульс цен».
В судебном заседании представитель административного истца- помощник прокурора Красносельского района Костромской области Лобова А.Е. от административного иска частично отказалась, представив суду письменное заявление прокурора Красносельского района об отказе от административных исковых требований о признании информации, содержащейся на интернет -ресурсе <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивировав тем, что к моменту судебного рассмотрения при переходе на интернет-ресурсhttp://www.<данные изъяты> появляется надпись «Ошибка 404», препятствующая доступу к ранее размещенной информации. В остальной части административного иска требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что административным ответчиком удалена информация интернет-сайта http<данные изъяты>, на остальных страницах с адресамиhttps<данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> информация удалена не в полном объеме.
Административный ответчик - ООО Издательство «Пульс цен», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного спора, своего представителя в судебное заседание не направил, предоставив в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывает, что ООО Издательство «Пульс цен» является администратором домена второго уровня pulscen.ru, на котором расположен Интернет-портал «Пульс цен» - справочно-информационный ресурс, предоставляющий Интернет-пользователям возможности создавать свои сайты на портале «Пульс цен», а также осуществлять поиск информации о товарах и услугах, размещенной другими пользователями. Веб-страницы сайта «Пульс цен», адреса которых перечислены в административном исковом заявлении, являются страницами каталога товаров, формирующегося автоматически системой на основе информации о товарах, размещенной пользователями на своих сайтах, созданных на Интернет-портале «Пульс цен». В каталог на портале товары попадают только после их размещения пользователями на своем сайте, созданном в системе «Пульс цен». Это автоматический процесс, в котором ни администратор домена, ни администрация портала не принимают никакого участия. ООО Издательство «Пульс цен», являясь администратором домена второго уровня pulscen.ru, не размещает информацию на сайтах пользователей, создаваемых ими самостоятельно. Отношения между администрацией портала и пользователями урегулированы Пользовательским соглашением, размещенным в открытом доступе в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>. В соответствии с условиями Пользовательского соглашения, Администрация портала «Пульс цен» не осуществляет обязательной проверки размещаемой пользователями информации, в том числе на предмет её соответствия действующему законодательству (пункт 1.4 Пользовательского соглашения). В то же время, пунктом 2.1 Пользовательского соглашения предусмотрено, что «Пользователь подтверждает, что информация, указанная им при регистрации и/или размещенная им на портале www.pulscen.ru и на доменном имени (далее информация), полная, достоверная, актуальная и полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации».
Таким образом, правилами использования Интернет-портала «Пульс цен» установлена презумпция добросовестности пользователей, что соответствует общему принципу презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленному в п.5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В тех же случаях, когда в адрес администратора домена или администрации портала поступают сообщения о нарушениях действующего законодательства, допущенных пользователями, пользователям направляются соответствующие требования об устранении нарушений. Если пользователь не устраняет нарушение - предоставление ему возможности использования функционала интернет-портала прекращается.
Учитывая, что в настоящее время никакой запрещенной информации на веб-страницах, указанных в административном исковом заявлении, не содержится, то полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Заинтересованное лицо по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (Управление Роскомнадзора по Костромской области), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения административного спора, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указывает, что на момент написания отзыва на интернет - ресурсах:
<данные изъяты>
<данные изъяты> размещена информация о продаже пород рыб, занесенных в Красную книгу России. Вышеуказанные интернет-ресурсы в Единый реестр не включены. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные предоставляются регистраторами доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет» является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANNWhois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, https://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр, судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.
Выслушав помощника прокурора Красносельского района Лобову А.Е., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №978 утвержден перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В указанный перечень входят: алтайский горный баран (ovis ammon amnion); амурский тигр (panthera tigris altaica); белый медведь (ursus maritimus); леопард (panthera pardus); зубр (bison bonasus), за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом; сайгак (saiga tatarica); снежный барс (uncia uncia), балобан (falco cherrug); беркут (aquila chrysaetos); кречет (falco rusticorus); сапсан (falco peregrinus), амурский осетр (acipenser schrenckii); атлантический осетр (acipenser sturio); белуга (huso huso); калуга (huso dauricus); персидский осетр (acipenser persicus); русский осетр (acipenser gueldenstaedtii); сахалинский осетр (acipenser medirostris); сахалинский таймень (parahucho perryi); севрюга (acipenser stellatus); сибирский осетр (acipenser baerii); шип (acipenser nudiventris).
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.2 Федерального закона 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 149-ФЗ, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании п.1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района Костромской области на основании п.1.6 указания прокуратуры Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах с адресами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
размещена информация о реализации пород рыб, занесенных в Красную книгу России, а именно осетра сибирского и осетра русского.
Данная информация носит противоправный характер, поскольку продажа сибирского и русского осетров в сети Интернет влечет сокращение численности объектов животного мира.
Вышеуказанные интернет-страницы находятся в открытом доступе, вход на них свободный, регистрация пользователей на сайте для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.
Сведения, размещенные на данных интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения сибирского и русского осетров, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
На основании п.п. «а» п.5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 г. №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы), в том числе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете, к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Подпунктом «б» п.5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
В соответствии п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией.
Поскольку административный истец отказался от части исковых требований, что подтвердил в своем письменном заявлении, то суд принимает частичный отказ административного истца от административного иска в части ранее размещенной информации на веб-странице <данные изъяты>, поскольку данный отказ от части административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов других лиц, поэтому производство в данной части иска суд прекращает.
В остальной части административного иска требования подлежат удовлетворению на основании изложенных выше обстоятельств и норма права.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с условиями Пользовательского соглашения, Администрация портала «Пульс цен» не осуществляет обязательной проверки размещаемой пользователями информации, в том числе на предмет её соответствия действующему законодательству (пункт 1.4 Пользовательского соглашения) суд не принимает во внимание, поскольку отсутствие в соглашении указанной обязанности не предоставляет ему право для размещения информации о реализации биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 179, 180, 188, ч.4 ст.265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о продаже сибирского и русского осетров, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - страницах:
<данные изъяты>, запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: