ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2018 от 06.04.2018 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а - 291/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вышний Волочёк 06 апреля 2018г.

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного дела по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и понуждении к разработке и утверждению программы использования и охраны земель поселения в соответствие с требованиями Закона,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса к Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и понуждении к разработке и утверждению программы использования и охраны земель поселения в соответствие с требованиями Закона.

В обоснование административных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что Администрацией Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области до настоящего времени не разработана и не утверждена в установленном законодательством порядке программа использования и охраны земель поселения.

В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии с пп.пп. 2, 3, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на следующих принципах:

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если по не наносит ущерб окружающей среде (пп. 2);

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности но использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пп. 3);

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всею общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11).

Па основании ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия па земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п. 1, пп.пп. 1-3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям РФ в области земельных отношений в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса РФ относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 10 Земельного кодекса РФ отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ относится, в том числе разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ. федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Исходя из системного анализа указанных норм права следует, что в целях использования и охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям РФ и к полномочиям субъектов РФ, органы местного самоуправления должны принимать местные программы использования и охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по использованию и охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Как показала проверка, что в нарушение требований Земельного кодекса РФ Администрацией Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области программа использования и охраны земель поселения не разработана и не утверждена, муниципальный правовой акт, утверждающий программу использования и охраны земель поселения отсутствует. Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации указанного поселения.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего федерального законодательства, Администрацией Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не разработана и не утверждена программа использования и охраны земель, что в свою очередь нарушает права граждан, проживающих на территории указанною поселения на благоприятную окружающую среду и безопасную среду жизнедеятельности.

На основании изложенного, просил суд признать признать незаконным бездействие Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области. Обязать Администрацию Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не позднее одного месяца со дня вступления решения суда и законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Определением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 05 марта 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Вышневолоцкого района Тверской области.

В последствии административный истец уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственною назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Обязать Администрацию Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Административный иск поддерживает в полном объеме. Не возражает против увеличения срока исполнения ответчиком исковых требований до 9 месяцев.

Представитель административного ответчика Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, согласно которому просят установить срок для исполнения судебного акта – в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица Администрации Вышневолоцкого района Тверской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, согласно которому просят установить срок для исполнения судебного акта – в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Согласно пп. 2, 3, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

-приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Подпунктами 1,2,3 п.2 данной статьи предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Подпунктом 6 п.1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся также разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель

Согласно ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации

В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 данной статьи).

Пункт 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В судебном заседании установлено, что Администрация Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области является муниципальным органам, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Администрация Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области с учетом федерального законодательства и законов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления наделена полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Однако в нарушение требований действующего законодательств Администрацией Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в настоящее время не разработана и не утверждена программа использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, с включением в перечень основных мероприятий муниципальной программы обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Выявленные проведенной прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Администрацией Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области земельного законодательства, в частности по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих исполнение вышеприведенных положений действующего законодательства, в том числе в части разработки и реализации местных программ использования и охраны земель сельского поселения.

Бездействие Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства в сфере разработки и утверждения программы использования и охраны земель, что нарушает права граждан проживающих на территории указанного сельского поселения на благоприятную окружающую среду и безопасную среду.

На основании изложенного, исковые требования прокурора к Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственною назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом требований разумности, принимая во внимание значительные временные затраты необходимые для принятия мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области с обязательным включением в данную программу указанных мероприятий, а также учитывая мнение административного истца, считает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей – не позднее 09 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возлагая на Администрацию Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанности в девятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, является обязанностью Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и понуждении к разработке и утверждению программы использования и охраны земель поселения в соответствие с требованиями Закона, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственною назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Возложить на Администрацию Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность в девятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Об исполнении решения суда Администрации Садового сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области необходимо сообщить в суд и Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Р.Ю. Некрасов