ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2018 от 24.05.2018 Сердобского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-291/2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2018 года г. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе судьи Рыбалко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сердобского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сердобского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что прокуратурой Сердобского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, в ходе которой был установлен факт отсутствия постановки на кадастровый учет кладбища, находящегося в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково. 10.10.2017 прокуратурой Сердобского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, одним из которых являлось отсутствие постановки на кадастровый учет кладбищ. До настоящего времени постановка на кадастровый учет кладбища в с. Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, Администрацией Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области не осуществлена. Бездействие Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, приводит к нарушению прав жителей Пригородного сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища, расположенного в с. Пригородное, в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 39, 40, 124, 125 КАС РФ, п.9 ч.4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п. 1 ст. 4, ст. 16, ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 1, 4, 5, 6, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», п. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, прокурор Сердобского района просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет», выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково. Возложить на Администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области обязанность по постановке кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

От прокурора Сердобского района поступило ходатайство о рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению прокурора Сердобского района к Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области глава Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области ФИО1. согласен на рассмотрение административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административные исковые требования признает.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

В статье 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 24 ч.1 ст. 4 Устава Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области к вопросам местного значения Пригородного сельсовета относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст. 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 01.01.2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).

Как установлено судом, в октябре 2017 года прокуратурой Сердобского района Пензенской области проводилась проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Пригородного сельсовета Сердобского района, в ходе которой установлено на территории Пригородного сельского поселения Сердобского района Пензенской области существующее кладбище, расположенное в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково не постановлено на кадастровый учет, что подтверждается актом от 23.04.2018 года, объяснением от 23.04.2018 года.

10.10.2017 года прокуратурой Сердобского района Пензенской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, одним из которых являлось отсутствие постановки на кадастровый учет кладбище.

До настоящего времени постановка на кадастровый учет кладбища в с. Пригородное, в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково не осуществлена.

Бездействие Администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, приводит к нарушению прав жителей Пригородного сельского поселения Сердобского района на организацию и благоустройство территории кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково

При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд считает, что административные исковые требования прокурора Сердобского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области», выразившегося в не постановке на государственный кадастровый учет кладбища, в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, возложении на Администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области обязанности по постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Сердобского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области», выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное. в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково

Обязать Администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области принять меры по постановке на государственный кадастровый учет кладбища, расположенного в с.Пригородное в районе ул.Ленинградская, на окраине с.Байка и в 2 километрах от с.Салтыково.

О принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу сообщить в Сердобский городской суд Пензенской области.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.А.Рыбалко