ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2018 от 27.03.2018 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-291/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.03.2018 г. г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова Р.А.

при секретаре Ворончихиной А.М.,

с участием представителя административного истца Вяткиной О.К.,

административного ответчика Ханнанова Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю к Ханнанову Л.А. о взыскании пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю (далее – МИФНС №18 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным иском к Ханнанову Л.А. о взыскании пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 12.12.2016 г. Ханнанов Л.А. в связи с прекращением статуса индивидуального предпринимателя представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2016 г., в которой, в том числе, указал сведения об авансовых платежах по налогу, подлежавших уплате в бюджет за соответствующие отчетные периоды. Поскольку фактически заявленные в декларации суммы авансовых платежей в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не вносились, налоговый орган начислил ему пени за период с 26.04.2016 г. по 12.12.2016 г. на сумму недоимки по авансовым платежам в совокупном размере 7942, 79 рублей. 15.12.2016 г. Ханнанову Л.А. было направлено требование об уплате налога и пени, однако задолженность по начисленным за несвоевременное внесение авансовых платежей пени административным ответчиком так и не была погашена. Выданный на взыскание пени судебный приказ мирового судьи от 17.08.2017 г. был отменен 18.08.2017 г. в связи с поступлением возражений от ответчика. Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с Ханнанова Л.А. пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 26.04.2016 г. по 12.12.2016 г. в сумме 7942, 79 руб.

Представитель административного истца Вяткина О.К. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, в обоснование приводила изложенные в административном иске доводы. Заявила о несостоятельности ссылок административного ответчика на письмо ФНС России от 05.02.2106 г. №ЗН-4-1/1711@, поскольку к спорным правоотношениям оно не применимо.

Административный ответчик Ханнанов Л.А. заявил о частичном несогласии с требованиями МИФНС №18. Считал, что с него подлежит взысканию пени за заявленный период, но в меньшем размере - исходя из величины налога, подлежавшего уплате в бюджет по итогам отчетного периода, но не исходя из размера авансовых платежей, значительно превышающих размер непосредственно налога. Полагал, что налоговый орган на основании письма ФНС России от 05.02.2106 г. №ЗН-4-1/1711@ был обязан пересчитать сумму начисленных пени. Заявил о согласии с наличием у него обязанности по уплате пени за весь период просрочки во внесении авансовых платежей исходя из размера налога, подлежавшего уплате по итогам налогового периода, то есть в сумме 1 147, 87 руб.

Оценив содержание заявленных сторонами доводов, исследовав представленные доказательства, суд частично удовлетворяет административный иск налогового органа.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объектом налогообложения признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов… Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Налоговым периодом по УСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.п. 1, 2 ст. 346.19 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).

В силу п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют по итогам налогового периода налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ - в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (п.п. 1, 3 ст. 70 НК РФ).

В соответствии со ст. 48 НК РФ: в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

Судом из представленных доказательств и пояснений участников судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства возникновения и развития спорных правоотношений сторон:

Административный ответчик – Ханнанов Л.А. в период с 17.10.2011 г. по 30.11.2016 г. был зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя, фактически занимался приносящей доход предпринимательской деятельностью, находился на упрощенной системе налогообложения и применял в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

12.12.2016 г., после утраты статуса индивидуального предпринимателя, Ханнанов Л.А. представил в ИФНС РФ по г. Чайковскому налоговую декларацию за 2016 г. по УСН (л.д. 5-8, 51-52), содержащую следующие сведения:

- сумма полученных доходов нарастающим итогом за налоговый период – 2 541 751 рубль;

- сумма произведенных расходов нарастающим итогом за налоговый период 897 965 рублей;

- сумма убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, уменьшающая налоговую базу за налоговый период – 1 521 981 рубль;

- налоговая база для исчисления налога (авансового платежа по налогу) за 1 квартал – 456 451 рубль, за 2 квартал – 818 211 рублей, за 3 квартал – 1 226 167 рублей, за налоговый период - 121 805 рублей;

- сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25 апреля отчетного года – 68468 рублей;

- сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25 июля отчетного года – 54264 рубля;

- сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25 октября отчетного года – 61 193 рубля;

- сумма исчисленного налога за налоговый период – 18 271 рубль;

- сумма исчисленного минимального налога за налоговый период – 25 418 рублей.

Фактическое исполнение Ханнановым Л.А. обязательств по уплате анализируемого налога производилось, согласно выписки из лицевого счета (л.д. 11-13), в следующем порядке:

- 21.07.2016 г. уплачено 15 000 рублей;

- 29.11.2016 г. уплачено 4 595, 40 руб.;

- 23.03.2017 г. налоговым органом произведен зачет по налогу на сумму 5 822, 60 рублей.

Из пояснений представителя административного истца судом установлено, что заявленный административным ответчиком в соответствующей декларации за 2016 год размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода - 25 418 рублей, налоговым органом не оспаривается. В настоящее время указанная сумма налога налогоплательщиком Ханнановым Л.А. уплачена полностью.

В связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей по налогу Ханнанову Л.А. налоговым органом начислена пени за период с 26.04.2016 г. по 12.12.2016 г. в совокупном размере 7942, 79 рублей. Соответствующий расчет пени изложен налоговым органом в иске. Анализ расчета приводит к выводам, что пени налоговым органом была начислена на величину авансовых платежей, указанных в налоговой декларации Ханнанова Л.А. от 12.12.2016 г., при этом были приняты во внимание факты уплаты 21.07.2016 г., 29.11.2016 г. денежных сумм в счет исполнения налогового обязательства.

Требование об уплате авансовых платежей и начисленной пени (л.д. 9) было направлено Ханнанову Л.А. почтой 15.12.2016 г. (л.д. 10) за №7566, с указанием срока исполнения - до 25.02.2017 г.

14.08.2017 г. МИФНС №18 обратилось к мировому судье судебного участка №4 Чайковского судебного района ПК с заявление о вынесении судебного приказа на взыскание пени. Судебным приказом за №2а-1290/2017 от 17.08.2017 г. пеня по УСН в размере 7942, 79 рублей была взыскана с Ханнанова Л.А.

Определением мирового судьи от 18.08.2017 г. указанный судебный приказ в связи с поступлением возражений от должника был отменен.

02.02.2018 г. МИФНС №18 обратилась в суд с настоящим административным иском. Из согласованных пояснений сторон и представленных в материалы дела документов следует, что спорное налоговое обязательство (по уплате пени, начисленных на сумму авансовых платежей) не исполнено Ханнановым Л.А. до настоящего времени.

Анализируя совокупность установленных обстоятельств, суд приходит к выводам о состоятельности заявленных административным ответчиком возражений.

Судом объективно установлено, что размер налога, подлежавшего уплате Ханнановым Л.А. по итогам налогового периода 2016 г., и рассчитанного по правилам п. 7 ст. 346.18 НК РФ составляет 25 418 рублей, или 37, 12% от размера авансового платежа за 1 квартал 2016 г., рассчитанного по правилам п. 4 ст. 346.21 НК РФ (68 468 рублей). Системный анализ спорных налоговых правоотношений свидетельствует о том, что указанная разница является следствием отсутствия в действующем налоговом законодательстве механизма, который позволял бы налогоплательщику на стадии расчета авансовых платежей по налогу уменьшить соответствующую налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Конституционный Суд РФ в п. 5 Постановления от 17.12.1996 N 20-П указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

С учетом приведенной позиции Конституционного суда РФ, суд полагает в полной мере применимыми в настоящем деле разъяснения, изложенные в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации":

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Руководствуясь установленными обстоятельствами, суд соглашается с доводами административного ответчика, что на текущей стадии развития спорных правоотношений сторон пени за просрочку во внесении авансовых платежей надлежит начислять исходя из суммы налога, рассчитанной за налоговый период в целом и принятой уполномоченным органом государственной власти в качестве достоверной, поскольку та не превышает размер соответствующего авансового платежа даже за первый отчетный период. Необходимо отметить, что такой подход в полной мере учитывает интересы государства, поскольку в результате будут компенсированы потери государственной казны в результате недополучения именно той налоговой суммы, которая, фактически, и подлежала уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Основываясь на изложенных суждениях, суд усматривает фактические и правовые основания для взыскания с Ханнанова Л.А. в счет спорного налогового обязательства денежной суммы в размере 1 147, 87 рублей исходя из «справочного» расчета, приобщенного к материалам дела на листе 58. Отраженные в данном расчете значения ставок пени соответствуют значениям ставки рефинансирования Банка России приравненной к значению ключевой ставки Банка России, действовавших в соответствующие периоды (Информации Банка России от 11.12.2015 г., 10.06.2016 г., 16.09.2016 г.). Расчет произведен в отношении спорного периода просрочки – с 26.04.2016 г. по 12.12.2016 г., недоимка для пени принята равной налогу, рассчитанному за налоговый период в целом, в расчете учтены факты внесения 21.07.2016 г., 29.11.2016 г. денежных сумм в счет исполнения налогового обязательства.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, в связи с удовлетворением иска в части, административный ответчик обязан уплатить госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Ханнанова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в счет пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 26.04.2016 г. по 12.12.2016 г. денежную сумму в размере 1 147 рублей 87 копеек.

Взыскать с Ханнанова Л.А. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: