ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2023 от 11.10.2023 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-291/2023

УИД: 21RS0020-01-2023-000330-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2023 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,

с участием заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путякова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н. в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети Интернет, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. (далее Прокурор района) в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайтах в сети Интернет, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон №149-ФЗ).

На дату проверки ДД.ММ.ГГ установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на сайте: (https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal-kart-karding- rabota-dropom.8499/page-81) содержится информация (реклама) о возможности обналичивания денежных средств, то есть содержатся подробные инструкции по легализации, обналичиванию денежных средств и объявления о поиске лиц, на банковские карты которых будут осуществлены переводы для дальнейшего снятия в наличной форме, сумма заработка за отмывание (легализацию) денежных средств.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.

В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois- service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанного сайта, его юридическом адресе, отсутствуют.

Согласно общедоступным сведениям с сайта https://2ip.ru информация о владельцах сайта отсутствует, сведения о регистрации сайта также отсутствует.

При проверке URL-адреса: https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal- kart-karding-rabota-dropom.8499/page-81 через форму, размещенную на сайте Федеральной службы но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (https://eais.rkn.gov.ru/) установлено, что в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, данные об Интернет-странице с указанным адресом отсутствуют.

При проверке ограничения доступа к указанной странице сети «Интернет» через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: https://blocklist.rkn.gov.ru/ установлено, что меры по ограничению доступа к Интернет-странице с указанным URL-адресом, не принимались.

Обналичивание денежных средств производится в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного дохода, приобретенных другими лицами преступным путем, либо в целях уклонения от уплаты налогов.

Так, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон №115-ФЗ) настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ предусмотрен перечень операций с денежными средствами или иным имущество, которые подлежат обязательному контролю.

В соответствии со ст.13 Закона №115-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.20202 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Так, ст.174, 174.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными (лицом в результате совершения им преступления) другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Также, статьями 198 и 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Предоставление возможности доступа к информации о возможности обналичивания денежных средств с использованием информационнотелекоммуни-кационных услуг, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.

Таким образом, распространением в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

На дату проверки ДД.ММ.ГГ указатель страниц сайта, на которых размещена информация, в реестре отсутствует (https://eais.rkn.gov.ru/).

Истец–прокурор района, ссылаясь, на положения ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.1,4,39,40,124-126 КАС РФ просил признать размещенную на странице сайта с URL-адресом: https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal-kart-karding-rabota-dropom.8499/page-81/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещенной. В течение трех дней направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее Управление Роскомнадзора по ПФО) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец, заместитель прокурор района Путяков В.В. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо, Управление Роскомнадзора по ПФО извещенный о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. В отзыве на иск просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст.150, ч.4 ст.263 КАС РФ, суд признает явку представителя заинтересованного лица в суд необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение прокурора района, полагающего административный иск подлежащем удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.29 и ч.3 ст.55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Частью 1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор обратился в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принятие судебного акта является необходимым условием для ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, требование прокурора направлено на ограничение доступа неопределенного круга лиц к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.Между тем, КАС РФ содержат специальные нормы, регламентирующие рассмотрение административных дел, связанных с ограничением доступа неопределенного круга лиц к аудиовизуальному сервису (гл.27 КАС РФ).

В силу положений ст.2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использование средств вычислительной техники.

В соответствии со ст.10,15 Закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно, без ограничении при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч.ч.1 и 6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст.9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обналичивание денежных средств производится в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного дохода, приобретенных другими лицами преступным путем, либо в целях уклонения от уплаты налогов.

Так, согласно ст.1 Закона №115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статьей 6 Закона №115-ФЗ предусмотрен перечень операций с денежными средствами или иным имущество, которые подлежат обязательному контролю.

Как видно из материалов дела, согласно справки от ДД.ММ.ГГ (л.д.6) прокурором района осуществлен мониторинг соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и легализации (отмываю) доходов и обналичиванию денежных средств.

В ходе мониторинга в свободном доступе выявлен интернет-сайт: (https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal-kart-karding-rabota-dropom.8499/page-81), на котором содержится информация (реклама) о возможности обналичивания денежных средств, то есть содержатся подробные инструкции по легализации, обналичиванию денежных средств и объявления о поиске лиц, на банковские карты которых будут осуществлены переводы для дальнейшего снятия в наличной форме, сумма заработка за отмывание (легализацию) денежных средств.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.

В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанного сайта, его юридическом адресе, отсутствуют.

Согласно общедоступным сведениям с сайта https://2ip.ru информация о владельцах сайта отсутствует, сведения о регистрации сайта также отсутствует.

При проверке URL-адреса: https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal-kart-karding-rabota-dropom.8499/page-81 через форму, размещенную на сайте Федеральной службы но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (https://eais.rkn.gov.ru/) установлено, что в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, данные об Интернет-странице с указанным адресом отсутствуют.

При проверке ограничения доступа к указанной странице сети «Интернет» через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: https://blocklist.rkn.gov.ru/ установлено, что меры по ограничению доступа к Интернет-странице с указанным URL-адресом, не принимались.

Согласно требований Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации (ч.5 ст.15).

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6 ст.10).

Возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства предусмотрена ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ.

Предоставление возможности доступа к информации о возможности обналичи-вания денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются распечатками скриншотов указанных Интернет-страниц (л.д.8-10).

В соответствии со ст.13 Закона №115-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.20202 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Статьями 174, 174.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными (лицом в результате совершения им преступления) другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрены статьями 198 и 199 УК РФ.

Таким образом, распространением в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

На момент рассмотрения дела в суде, указатели вышеуказанной страницы интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.

При указанных обстоятельствах, требование прокурора района о признании информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованно и подлежит удовлетворению.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Настоящее решение является основанием для внесения Управлением Роскомнадзора по Чувашии в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, указанных Интернет - сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии со ст.265.5 ч.4 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать информацию, содержащуюся с URL-адресом: https://www.darknal-market.xyz/threads/obnal-kart-karding-rabota-dropom.8499/page-81/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и в течение трех дней направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2023.