РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2023 г. г. Новочеркасск
Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Каплунова А.А., при помощнике судьи Лапееве А.М., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-291/2023 по административному исковому заявлению представителя командира войсковой части № по доверенности ФИО1 об оспаривании действий финансово-расчётного пункта № 4 федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу», связанных с занесением суммы ущерба на забалансовый счёт,
установил:
представитель командира войсковой части № обратилась в суд с административным иском, в котором просила:
- признать незаконными действия финансово-расчётного пункта № 4 федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее – ФРП № 4) и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» в части занесения суммы 1170760 рублей 02 копейки на забалансовый счёт;
- обязать ФРП № 4 списать указанную сумму с войсковой части № в соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 28 декабря 2011 года № 40дсп.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с приёмом дел и должности начальника продовольственной и вещевой службы тыла войсковой части № было проведено служебное разбирательство по факту расхождения данных бухгалтерского учёта и фактического наличия материальных средств продовольственной службы на сумму 1170760 рублей 02 копейки согласно актам: от 11 февраля 2012 года № 15, от 30 июля 2012 года № 33/274; от 6 августа 2012 года № 34/276; от 14 августа 2012 года № 35/284; от 8 октября 2012 года № 44/326; от 25 октября 2012 года № 68 (далее – акты).
В течение 2012 года в рамках государственного контракта от 24 ноября 2011 года и телеграммного распоряжения командующего войсками Южного военного округа войсковой частью № в ООО «Авангард», как соисполнителю услуг по организации питания ОАО «Военторг», по указанным актам были переданы продукты питания. Вместе с тем, данные акты не были проведены и зачтены по бухгалтерскому учёту в ФКУ «УФО Минобороны России по Южному военному округу».
После передачи продовольствия, чистящих и моющих средств исполнителям ОАО «Военторг», должностными лицами воинской части один экземпляр каждого акта приёма-передачи был направлен в продовольственную службу Южного военного округа для проведения Минобороны России (заказчиком) соответствующих взаимозачётов, а второй экземпляр в ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО».
По трём актам от 6 августа 2012 года № 34/276; от 14 августа 2012 года № 35/284; от 8 октября 2012 года № 44/326, на общую сумму 615741 рубль 40 копеек, проведён зачёт на сумму 330766 рублей 40 копеек.
15 апреля 2015 года в воинской части проводилась проверка, по результатам которой установлен ущерб на сумму 29135 рублей 20 копеек, причинённый незаконным расходованием бюджетных средств, завышения стоимости услуги по организации питания, оказанной в рамках исполнения вышеуказанного государственного контракта, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Военторг», сумма по выше перечисленным актам не вошла в указанный размер ущерба.
Однако с бюджетного учета войсковой части № по неизвестным причинам указанное в актах продовольствие списано не было.
В 2015 году командованием войсковой части № была проведена документальная проверка передачи продовольствия. Согласно выводам комиссии, проводившей проверку, продовольствие передано в указанном по первичным документам количестве, из чего следует, что данная сумма не является ущербом.
Вопрос по списанию с бюджетного учёта остатков продовольствия, переданного соисполнителям ОАО «Военторг», неоднократно поднимался должностными лицами войсковой части №, однако ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» ссылается на, то что, для списания продовольствия одного лишь факта его передачи недостаточно. В соответствии с условиями вышеуказанного государственного контракта, на сумму переданного продовольствия производится уменьшение для оплаты стоимости оказанных услуг по питанию. Таким образом, обязательным условием для списания продовольствия является осуществление ОАО «Военторг» зачёта стоимости услуг на стоимость переданного продовольствия.
Неоднократные обращения к должностным лицам ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» о предоставлении оригиналов (при их отсутствии - заверенных копий) вышеперечисленных актов, а в случае их уничтожения, предоставления оригиналов (при их отсутствии - заверенных копий) документов, подтверждающих их уничтожение, но ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» игнорирует запросы о предоставлении вышеперечисленных первичных учётных документов войсковой части.
Однако с 20 декабря 2012 года эти услуги предоставлял уже другой соисполнитель ООО «АСП», с которым ОАО «Военторг» заключил новый договор на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Данный факт говорит, о том, что должностными лицами ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» не была отработана первичная документация представленная войсковой частью №, поскольку передача продовольствия, моющих и чистящих средств соисполнителю ООО «Авангард» осуществлялась до 20 декабря 2012 года в рамках действующего договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
По настоящее время продовольствие продолжает числиться на бюджетном и забалансовом учёте войсковой части №.
По итогам административного разбирательства командованием войсковой части 48514 было принято решение направить обращение начальнику 4 отделения (финансово-расчетный пункт) ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» об отражении данных актов в регистрах бухгалтерского учёта воинской части, то есть списать вышеуказанные суммы.
На основании ответа начальника 4 отделения (финансово-расчетный пункт) ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» от 15 сентября 2023 года № 973 было отказано в связи с отсутствием данных актов в перечне первичных документов, по которым осуществлены зачеты между заказчиком и исполнителем услуг, а также было сказано, что данные акты отражены в бюджетном учете войсковой части № в соответствии с пунктом 383 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н на забалансовом счёте 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» с сохранением учёта материальных ценностей указанных в актах приёма-передачи на балансовых счетах в составе нефинансовых активов.
Вместе с тем, забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учёт указанных объектов ведётся по простой системе.
Передача продовольствия проходила на прямую от воинской части к соисполнителю ООО «Авангард» в связи с чем, сводный учёт переданного продовольствия должен был осуществляться продовольственной службой Южного военного округа и Министерством обороны Российской Федерации, как собственником передаваемого товара.
Должностными лицами войсковой части № были выполнены все обязательства в этой части.
Продовольственными товарами согласно статье 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 03-07-04/03 являются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком, не могут передаваться по договору безвозмездного пользования с сохранением в учёте материальных ценностей на балансовых счетах в составе нефинансовых активов.
В соответствии со статьёй 691 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии,в каком она её получила, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Перечень первичных документов («Сведения о продовольствии, переданном ОАО «Военторг»» в рамках исполнения государственного контракта, на который ссылаются должностные лица ФКУ «УФО Минобороны России по ЮВО» был доведен в 2015 году продовольственным Управлением штаба материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ и содержал акты, зачеты по которым были осуществлены, так и акты, по которым зачёты не осуществлялись.
Представив в суд письменные возражения начальник финансово-расчётного пункта № 4 федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее – ФРП № 4) просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оснований для не отражения суммы 1170760 рублей 02 копейки согласно вышеуказанных актов на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» у должностных лиц ФРП № 4 не имелось, поскольку иногда факт хозяйственной жизни как передача имущества в безвозмездное пользование путают с безвозмездной передачей имущества. Разница между этими операциями принципиальная - при безвозмездной передаче имущества право собственности на него переходит от передающей стороны к получающей, а собственник имущества, переданного в безвозмездное пользование, не меняется. Право собственности на переданное в безвозмездное пользование имущество сохраняется за прежним собственником.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли, и, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с государственным контрактом № 241211/1/1/ПП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны РФ в 2012 – 2014 годах, таковой заключён между Минобороны России (государственный заказчик) и ОАО «Военторг» (исполнитель).
Из копий актов приёма-передачи от 11 января 2012 года № 15, от 30 июля 2012 года № 33/274, от 6 августа 2012 года № 34/276, от 14 августа 2012 года № 35/284, от 8 октября 2012 года № 44/326, от 25 октября 2012 года № 68, следует, что войсковая часть № в рамках указанного государственного контракта передала ООО «Авангард» продукты питания.
Согласно акту проверки передачи продовольствия по указанному государственному контракту от 26 ноября 2015 года № 1828, расхождений с данными бюджетного учёта не выявлено. При рассмотрении данных актов выявлено, что грузополучателями продовольствия явились представители ООО «Авангард». Факт передачи продовольствия подтверждён.
В соответствии с заключением по материалам разбирательства по факту расхождений данных бухгалтерского учёта и фактического наличия материальных средств продовольственной службы, проведённого в период с 17 июля по 16 августа 2023 года, привлечь к ответственности военнослужащих, которые допустили внесение суммы 1170760 рублей 02 копейки, за бездействие и несвоевременное принятие решений по устранению забалансовой суммы не представляется возможным, так как данные лица убыли в другие воинские части для прохождения военной службы.
На основании сопроводительных писем от 5 сентября 2023 года командиром войсковой части № направлены запросы в ФРП № 4, в которых он просил провести вышеуказанные акты и отразить в регистрах бухгалтерского учёта (списать сумму ущерба с войсковой части №), в связи с отсутствием со стороны Минобороны России неурегулированных вопросов к ОАО «Военторг».
Как следует из письменного сообщения начальника ФРП № 4 от 15 сентября 2023 года № 974, указанные выше акты в соответствии с пунктом 383 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н отражены в бюджетном учёте войсковой части 48514 на забалансовом счёте 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» с сохранением учёта материальных ценностей, указанных в актах приёма-передачи на балансовых счетах в составе нефинансовых активов. По вопросу списания с учёта продовольствия, переданного по актам, на основании отсутствия неурегулированных вопросов с ОАО «Военторг» невозможно в связи с отсутствием данных актов в перечне первичных документов, по которым осуществлены зачёты между заказчиком и исполнителем услуг (стоимость оказанных услуг по организации питания уменьшается на стоимость переданных материальных ценностей, в соответствии с условиями государственного контракта), во избежание причинения ущерба государству.
Согласно части 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно Регламента взаимодействия управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей при организации и ведении учёта материальных ценностей», подписанного заместителями Министра обороны РФ генералом армии ФИО2 от 17 мая 2019 года и, ФИО3 от 20 мая 2019 года, финансово-расчётный пункт осуществляет:
- ведение бухгалтерского учёта материальных ценностей складов и обеспечиваемых подразделений воинской части, воинских частей (организаций), не ведущих хозяйственную деятельность, по лицевым счетам, открытым в довольствующих службах воинской части;
- выполняет иные задачи по организации и ведению бухгалтерского учёта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующие сферу бухгалтерского учёта.
Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н утверждён Единый план счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция № 157н).
Согласно пункту 33 Инструкции № 157н, операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учётного документа (акта) на соответствующих счетах учёта нефинансовых активов путём внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счёте переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
В силу пункта 76 Инструкции № 157н передача (возврат) объектов непроизведенных активов в рамках возмездного (безвозмездного) пользования отражается на основании надлежаще оформленного первичного учётного документа (акта приемки-передачи) бухгалтерской записью путём внутреннего перемещения инвентарного объекта, без списания передаваемого объекта с балансового учёта и одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете.
На основании пункта 116 Инструкции № 157н передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования за исключением проката) оформляется первичным (сводным) учётным документом (накладной, актом приемки-передачи и т.п.), с отражением внутреннего перемещения материального запаса, без списания передаваемых объектов с балансового учёта, и одновременным их отражением на соответствующих забалансовых счетах.
В соответствии с пунктом 26 Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (далее – План счетов), утверждённого приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года № 162н, передача материальных запасов исполнителю (подрядчику) для проведения строительных, ремонтных и иных работ из материалов заказчика отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счёта 010500000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы». Списание израсходованных при оказании строительных, ремонтных и иных работ материалов заказчика осуществляется на основании представленных исполнителем (подрядчиком) документов, подтверждающих их расход, и отражается по дебету соответствующих счётов аналитического учёта счетов 040120272 «Расходование материальных запасов».
На основании пункта 38 Плана счетов передача имущества казны в неоперационную (финансовую) аренду отражается по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» (010851310, 010852310, 010854320) с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» или 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Аренда» (далее – Стандарт), утверждённого приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 258н, стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учёте активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учёта, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учёта государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с пунктом 8 Стандарта объекты бухгалтерского учёта, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учёта аренды.
Из пункта 24 Стандарта следует, что передача объекта учёта операционной аренды пользователю (арендатору) отражается как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия.
При этом при безвозмездной передаче имущества, без возникновения у получателя права оперативного управления, выполняется внутреннее перемещение. Балансовый счёт учёта переданного объекта остается прежним, но изменяются аналитические данные: ФИО ответственного лица; структурное подразделение. Имущество по договору безвозмездного пользования одновременно отражается на забалансовом счёте 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Согласно пункту 383 Инструкции № 157н (счёт 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование») счёт предназначен для учёта данных о предоставленном (переданном) в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имуществе, для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Принятие к забалансовому учёту объектов имущества осуществляется на основании первичного учётного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте. Выбытие объектов имущества с забалансового учёта производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учёту.
При таких обстоятельствах, действия ФРП № 4 и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» в части занесения суммы 1170760 рублей 02 копейки на забалансовый счёт, являются законными, в связи с чем в удовлетворении административного иска в данной части надлежит отказать.
Поскольку вышеуказанные акты отсутствуют в перечне первичных документов, по которым осуществлены зачёты между заказчиком и исполнителем услуг, то оснований возлагать обязанность на ФРП № 4 списать указанную сумму с войсковой части №, не имеется, а значит, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления представителя командира войсковой части № по доверенности ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Каплунов
Дата изготовления мотивированного решения: 15 января 2024 года.