РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2020 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2925/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области, Управлению федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным налогового уведомления, решения Управления ФНС России по Иркутской области №@ от **, действий инспекции ФНС по начислению налога на доходы физического лица,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области, Управлению федеральной налоговой службы по Иркутской области, действительному государственному советнику Российской Федерации ФИО2 в его обоснование указав, что решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от ** удовлетворены исковые требования к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, в его пользу взыскано страховое возмещение в размере 149600 руб., неустойка в размере 130000 руб., стоимость услуг оценщика 12000 руб., расходы по оплате судебной экспертизы 12000 руб., компенсация морального вреда 1000 руб., расходы по оплате юридических услуг 8000 руб., штраф 74800 руб. Инспекцией ФНС России по г.Ангарску произведен расчет и начислен налог на доходы физического лица в размере 26624,00 руб. на основании представленных ПАО СК «Росгосстрах» сведений о получении им неустойки и штрафа в общем размере 204800 руб. на основании решения Куйбышевского районного суда от **. Не согласившись с действиями налогового органа ** им была направлена жалоба в Управление федеральной налоговой службы России по Иркутской области. Решением от ** жалоба оставлена без удовлетворения. Решение Управления ФНС России по Иркутской области им получено **. Не согласен с налоговым уведомлением № от ** и решением ответчика Управления ФНС России по Иркутской области, поскольку полагает, что суммы неустойки и штрафа с доходом физического лица не связаны, по своей правовой природе представляют собой меру ответственности исполнителя за просрочку исполнения обязательств, и носят компенсационный характер за нарушение прав страхователя как потребителя, в связи с чем налогооблагаемым доходом не являются. Административный истец просит признать незаконным действия Инспекции ФНС по начислению налога на доходы физического лица в размере 26624,00руб. по налоговому уведомлению № от **, признать незаконным налоговое уведомление № от **, признать незаконным решение Управления ФНС России по Иркутской области №@ от **.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил заявление об отказе от исковых требований к административному ответчику действительному государственному советнику Российской Федерации ФИО2, поскольку указанное лицо в настоящее время не является сотрудником Управления ФНС России по Иркутской области. Последствия отказа от иска ему понятны.
Представитель административного ответчика Инспекции ФНС России по г.Ангарску в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика Управления ФНС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Определением суда от 21.05.2020 года производство по административному делу №2а-2925/2020 по административному иску ФИО1 к действительному государственному советнику Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным налогового уведомления, решения Управления ФНС России по Иркутской области №@ от **, действий инспекции ФНС России по начислению налога на доходы физического лица прекращено в связи с отказом административного истца от иска.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 21.02.2019) если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот итоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. При этом согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России Приказ ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ утверждена форма и порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога. В соответствии с указанным Приказом ФНС России данные сведения представляются налоговыми агентами в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ.
Согласно пункту 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.
В пунктах 2-3 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от ** N № указано, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, представляют сведения о доходах физических лиц и сообщают о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета.
Таким образом, именно налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, и предоставляют указанные сведения в налоговый орган. Налоговый агент является субъектом предоставления информации о получении налогоплательщиком дохода.
Положениями статьи 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
В силу пункта 1 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 138 Налогового Кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Согласно ч. 2 ст. 138 Налогового Кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 КАС РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
В соответствии со ст.140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Судом установлено, что на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от ** в пользу истца с ПАО СК "Росгосстрах" взыскано страховое возмещение в размере 149000 руб., расходы на проведение независимой оценки в размере 12000 руб., расходы по проведению судебной автотехнической экспертизы в размере 12000 руб., штраф в размере 74800 руб., неустойка в размере 130000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб., возмещение морального вреда в размере 1000 руб., всего взыскано 387400 руб. ** указанное решение суда вступило в законную силу.
** ПАО СК "Росгосстрах" в налоговый орган по месту учета представлены сведения о доходах физического лица за 2018 год №, согласно которым ФИО1 в 2018 году получен доход в сумме <данные изъяты> сумма исчисленного и не удержанного налоговым агентом налога составила 26624,00 руб.
Согласно справке о доходах физического лица за 2018 год № от **, представленной ПАО СК "Росгосстрах", сумма налога исчисленная, но не удержанная налоговым агентом, составила <данные изъяты>,00 руб.
На основании представленной налоговым агентом информации об исчисленном и не удержанном налоге, ИФНС России по г. Ангарску через личный кабинет налогоплательщика направила в адрес ФИО1 налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога на доходы физического лица, не удержанного налоговым агентом, сумме 26624,00 руб. не позднее **. В налоговом уведомлении указана сумма полученного дохода, размер налоговой ставки 13%, размер налога, подлежащего уплате.
Не согласившись с действиями Инспекции ФНС России по г.Ангарску по начислению налога на доходы физического лица в размере 26624 руб., истец обратился с жалобой в Управление ФНС России по Иркутской области, в которой просил признать незаконными действия ИФНС России по г.Ангарску по начислению налога на доходы физического лица.
Решением УФНС России по Иркутской области от ** в удовлетворении жалобы было отказано. Копия решения направлена в адрес ФИО1 **.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ налоговые агенты при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога обязаны в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Суммы возмещения страховой организацией штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", неустойки пунктом 3 статьи. 217 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Так, в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кроме того, штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, выплачиваемые страховой организацией в соответствии с Законом № 2300-1, а также выплата неустойки в рамках правоотношений, возникших при наступлении страхового случая, в пункте 3 статьи 217 Кодекса не поименованы и, следовательно, такие выплаты не подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.
Исходя из приведенных выше положений закона следует, что сумма неустойки и штрафа, выплаченная физическому лицу за ненадлежащее исполнение условий договора, отвечает признакам экономической выгоды и является его доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц (аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 27.04.2015 № 03-04-05/24220, от 04.03.2015 № 03-04-05/11265, от 06.03.2015 N 03-04-05/11909, от 02.02.2015 г. № 03-04-05/10653, от 21.08.2014 № 03-04-05/41871, от 21.08.2014 № 03-04-06/41905, от 15.07.2014 № 03-04-05/34395). Суммы неустойки и штрафа, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", по своей правовой природе представляют собой меру ответственности страховой организации за нарушение прав потребителя, данные санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица, в связи с чем производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, о том, что производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, установив обоснованность начисления налога на доходы физического лица ФИО1 полученного в 2018 году в виде суммы неустойки и штрафа, выплаченной физическому лицу за ненадлежащее исполнение условий договора страховой компанией, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области, Управлению федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным налогового уведомления, решения Управления ФНС России по Иркутской области №@ от **, действий инспекции ФНС по начислению налога на доходы физического лица по налоговому уведомлению № от **.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области, Управлению федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным налогового уведомления № от **, о признании незаконным решения Управления ФНС России по Иркутской области №@ от **, признании незаконными действий инспекции ФНС по начислению налога на доходы физического лица по налоговому уведомлению № от ** - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2020 года.