УИД 21RS0024-01-2021-004289-65
№2а-2928/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мордвинова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Лепешкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Чувашскому Республиканскому общественному фонду помощи семье, детям и ветеранам «Забота» о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее – управление) обратилось в суд с административным иском к Чувашскому Республиканскому общественному фонду помощи семье, детям и ветеранам «Забота» (далее – фонд, некоммерческая организация) о ликвидации фонда и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Административные исковые требования мотивированы тем, что некоммерческая организация создана ДД.ММ.ГГГГ. Управлением проведена проверка, в ходе которой выявлено, что некоммерческая организация не выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ), в частности, не исполняет требования устава в части: отсутствия ведения уставной деятельности более 3 лет; периодичности проведения заседаний Общего собрания, Попечительского Совета и порядок принятия решений; в нарушение пункта 4.1.4 устава не осуществлялся внешний аудит. В нарушение пункта 4 статьи 123.19 ГК РФ Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены. По адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не находится, фактическая деятельность не ведется, что подтверждается письмом председателя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№. Об изменении сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческая организация управление в трехдневный срок не проинформировала. Кроме того, в ходе анализа устава установлено его несоответствие действующему законодательству. Так, в пункте 1.5 устава предусмотрено, что некоммерческая организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Между тем указанная формулировка не соответствует части 3 статьи 49 ГК РФ, согласно которой правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В пункте 1.4 устава предусмотрено, что некоммерческая организация имеет символику, зарегистрированную в установленном законом порядке, однако описание какой-либо эмблемы или иной символики в уставе отсутствует. Кроме того, в нарушение требований абзаца 4 части 3 статьи 29 Федерального закона №7-ФЗ в уставе не определен порядок приема в состав учредителей (участников), и не урегулирована процедура формирования высшего органа - Общего собрания учредителей. В пункте 4.2 устава определена исключительная компетенция Общего собрания, однако в нарушение требований законодательства к исключительной компетенции не отнесено утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и одобрение совершаемых некоммерческой организацией сделок в случаях, предусмотренных законом. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности фонда в некоммерческой организации не проводится, за ДД.ММ.ГГГГ гг. некоммерческая организация не опубликовывала отчеты об использовании своего имущества. Пунктом 7.1.1 устава предусмотрена возможность реорганизации, что не допускается ст.123.17 ГК РФ. В п.3.7 устава предусмотрено осуществление некоммерческой организацией приносящей доход деятельности. Однако в нарушение требований ч.5 ст.50 ГК РФ некоммерческой организацией не сформировано имущество, необходимое для осуществления приносящей доход деятельности (уставной капитал не менее 10000 руб.). Кроме того, в результате анализа сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, выявлено несоответствие его данных сведениям, содержащимся в уставе некоммерческой организации. В частности, согласно пункту 4.6 устава без доверенности от имени некоммерческой организации вправе действовать Президент, однако в ЕГРЮЛ должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан как Председатель. Также в ЕГРЮЛ не значатся сведения о видах ОКВЭД в отношении административного ответчика. Таким образом, некоммерческая организация неоднократно нарушала требования законодательства, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ является основанием для ее ликвидации. Основываясь на изложенных в заявлении обстоятельствах, административный истец просил удовлетворить заявленные административные исковые требования.
В судебное заседание представитель административного истца управления – ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, представил суду заявление о рассмотрении административного дела без его участия.
Представитель административного ответчика некоммерческой организации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона №7-ФЗ и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом №7-ФЗ.
Судом установлено, что фонд зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службой по г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ
Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного в новой редакции протоколом № общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
В результате проверки выявлены следующие нарушения.
В силу п.2 ст.14 Федерального закона №7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В нарушение указанных норм некоммерческая организация не исполняет требования устава в части: отсутствия ведения уставной деятельности более 3 лет; периодичности проведения заседаний Общего собрания, Попечительского Совета и порядок принятия решений. Кроме того, в нарушение пункта 4.1.4 устава не осуществлялся внешний аудит.
В соответствии с п.4 ст.123.19 ГК РФ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В нарушение данной нормы в некоммерческой организации попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку в управление не представлены.
Так, в ходе анализа устава установлено его несоответствие действующему законодательству, составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены следующие выявленные нарушения некоммерческой организации: согласно пункту 1.5 устава некоммерческой организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Данная формулировка не соответствует п.3 ст. 49 ГК РФ, в соответствие с которым правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В пункте 1.4 устава предусмотрено, что некоммерческая организация имеет символику, зарегистрированную в установленном законом порядке. Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона №7-ФЗ описание символики некоммерческой организации (эмблемы, герба, иные геральдические знаки, флаги, гимны) должно содержаться в учредительных документах некоммерческой организации (уставе). Однако в нарушение данных требований закона описание какой-либо эмблемы или иной символики отсутствует.
Кроме того, в нарушение требований абзаца 4 части 3 статьи 29 Федерального закона №7-ФЗ в уставе не определен порядок приема в состав учредителей (участников), и не урегулирована процедура формирования высшего органа - Общего собрания учредителей.
В пункте 4.2 устава определена исключительная компетенция Общего собрания. Однако в нарушение требований абзаца девятого пункта 3 статьи 29 Федерального закона №7-ФЗ и статьи 123.19 ГК РФ к исключительной компетенции не отнесено утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и одобрение совершаемых некоммерческой организацией сделок в случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 7.1.1 устава предусмотрена возможность реорганизации, что не допускается статьей 123.17 ГК РФ.
Кроме того, в п.3.7 устава предусмотрено осуществление некоммерческой организацией приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 5 ст.50 ГК РФ, некоммерческая организация уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (10000 руб.).
Однако в нарушение данной нормы некоммерческой организацией не сформировано имущество, необходимое для осуществления приносящей доход деятельности (уставной капитал не менее 10000 руб.).
В соответствии с пунктом 7 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В нарушение указанной нормы некоммерческая организация не проинформировала в трехдневный срок управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения).
Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация обязана информировать управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно об адресе (месте нахождения), в течение трех дней с момента таких изменений.
В нарушение указанной нормы некоммерческая организация не проинформировала в трехдневный срок управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения).
ДД.ММ.ГГГГ в управление поступило письмо председателя фонда – ФИО2, в котором сообщено, что фонд юридического адреса не имеет, так как не был продлен договор аренды с ООО «Альком». Заседаний органов управления фонда не проводилось. Ранее был открыт расчетный счет в банке «ТРАСТ», который закрыт в ДД.ММ.ГГГГ году. Отчетность о существовании самого фонда размещается на портале Минюста России, но деятельность фонд не ведет более трех лет. Подтверждающие документы о согласии на ликвидацию не собраны, так как требуется время на собрание всех учредителей и принятие решения.
В соответствии с пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные нарушения закона, допущенные административным ответчиком, являются грубыми, доказательства устранения нарушений на момент рассмотрения настоящего дела стороной административного ответчика не представлено, в связи с чем суд считает требования административного истца о ликвидации фонда обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании приведенных норм закона некоммерческую организацию следует исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Чувашский Республиканский общественный фонд помощи семье, детям и ветеранам «Забота» и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Мордвинов
Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 года.