ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2928/2021 от 29.07.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-2928/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,

при секретаре Черных И.А.,

с участием помощника прокурора города Томска Самодуровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску прокурора города Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор города Томска (далее – прокурор г. Томска), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах: ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (с учетом отказа от части административных исковых требований в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Томска проведена проверка в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения о деятельности, нарушающей принципы осуществления в Российской Федерации политики в сфере охраны труда. Установлено, что на интернет-сайтах, указанных в административном иске, содержится информация о продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. При этом какая-либо информация, указывающая на законность продажи документации на интернет-ресурсах, отсутствует. Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства документов, подтверждающих прохождение обучения в сфере охраны труда, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда. Сведения, размещенные на интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без прохождения обучения в специализированных организациях и комиссионной проверки знаний. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области представило пояснения, согласно которым основания включения сведений в единый реестр предусмотрены частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В этой связи информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети интернет по указанным в административном иске адресам, может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в пояснениях просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

В судебном заседании помощник прокурора г. Томска административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Исследовав материалы дела, доводы административного искового заявления и пояснения заинтересованного лица, заслушав помощника прокурора г. Томска, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из материалов дела следует, что помощником прокурора г. Томска Суховеевой Д.А. 27.06.2021 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, в том числе на интернет-сайтах: ...

В ходе проверки установлено, что на сайтах размещена информация о возможности приобретения удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. При этом какая-либо информация, указывающая на законность продажи документации на интернет-ресурсах, отсутствует. Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства документов, подтверждающих прохождение обучения в сфере охраны труда, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда, поскольку создает условия для допуска к работе лиц, не имеющих знаний в сфере безопасного осуществления трудовой деятельности. Какие-либо ограничения по доступу к указанному интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства может получить доступ к рассматриваемым интернет-сайтам и их контенту. Таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к интернет-сайтам, деятельность которых осуществляется с нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Об указанных обстоятельствах помощником прокурора г. Томска Суховеевой Д.А. составлен акт проверки от 27.06.2021 с приложением скриншотов страниц с указанных интернет-сайтов.

Повторной проверкой, проведенной помощником прокурора г. Томска Самодуровой Е.Е. 28.07.2021, установлено, что интернет-сайты: ... являются действующими, к данным сайтам имеется свободный доступ. По результатам проверки составлен акт от 28.07.2021.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 149-ФЗ государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает, в том числе обеспечение информационной безопасности детей.

Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, оправдывающая противоправное поведение.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.

Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно абзацам первому, девятому, десятому статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В абзаце первом статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок) утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

В соответствии с пунктом 2.3.2. Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Согласно пункту 2.3.5 Порядка в процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда (пункт 2.3.6 Порядка).

Согласно пунктам 3.4 - 3.7 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда (пункт 3.9 Порядка).

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок и условия выдачи удостоверений о проверке знаний требований охраны труда.

Распространение информации, связанной с продажей удостоверений о проверке знаний требований охраны труда в нарушение предусмотренного порядка их получения, является противоправным деянием.

При таких обстоятельствах, размещение на спорных интернет-сайтах информации о возможности приобретения удостоверений о проверке знаний требований охраны труда нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения поддельных документов лицами, не имеющими права на приобретение данных документов, и нарушает права граждан в сфере информационной безопасности. Кроме того, размещение на интернет-сайтах указанных сведений способствует вовлечению неопределенного круга лиц в совершение преступлений, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без прохождения обучения в специализированных организациях и комиссионной проверки знаний.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-сайтам ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Принимая во внимание, что прокурором г. Томска заявлено требование о признании информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанных интернет-сайтов как таковых или о запрете использования самих сайтов ..., удовлетворение судом заявленного требования не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администратора этих сайтов, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).

При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванных интернет-сайтах, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информации о возможности приобретения удостоверений о проверке знаний требований охраны труда на интернет-сайтах ... нарушает права неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора г. Томска является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174-178, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора города Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

Судья: