Дело № 2а-292/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснотуранск
29 ноября 2016 года.
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Швайгерт АА.
При секретаре: Гросс О.В.
С участием представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности (л.д. 64), ФИО1, заинтересованного лица ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконным и необоснованным Распоряжения № обязывании устранить допущенные нарушения и взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконным и необоснованным Распоряжения № от 10.10.2016 г. о проведении проверки нарушения требований земельного законодательства, в части использования и охраны земель по адресу: <адрес> в отношении него - ФИО4, обязывании устранить допущенные нарушения и о взыскании денежной компенсации причиненных ему (ФИО4) нравственных страданий в размере 100 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 10.10.2016 года административным ответчиком вынесено Распоряжение № о проведении проверки нарушения требований земельного законодательства, в части использования и охраны земель по адресу <адрес> отношении него (истца ФИО4).
Однако он (административный истец) никаких нарушений земельного законодательства, находящихся в компетенции ответчика, не совершал и соответственно не было никаких законных поводов для проведения проверки. Факт отсутствия, каких бы то ни было поводов и конкретного факта правонарушения, подтверждается текстом оспариваемого распоряжения.
Он (ФИО4) является собственником земельного участка по адресу <...> смежного с участком по адресу <адрес> принадлежащего ФИО2.
ФИО2 всячески препятствует доступу к постройкам истца по смежной с ней границе. Проблема в том, что со стороны участка ФИО2 непосредственно под стену бани на его (ФИО4) участке постоянно через свободно лежащую на земле трубу сливаются жидкие бытовые отходы, что уже вызвало загнивание стен деревянных построек. Указанные обстоятельства зафиксированы, в том числе на фотосъемку работниками полиции летом 2014 года. В такой ситуации непонимания и конфронтации со стороны соседки ФИО2 был подан иск и 30.06.2015 года судом отказано в воспрепятствовании существующего скотопрогона, в пределах которого каждый сосед должен иметь доступ к своим постройкам. Земельный спор длится годами. Краснотуранским районным и Мировым Судом неоднократно ФИО2 была привлечена к административной ответственности за самоуправные противозаконные действия. Проход по смежной границе и сейчас заблокирован ФИО2 несмотря на три административных штрафа и беседы участковых. Истец в связи с незаконными действиями ФИО2 и ответчика испытывает нервный стресс и страдания.
Определением суда от 18.11.2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена ФИО2 (л.д. 67-68).
От заинтересованного лица ФИО2 в суд поступили возражения на заявленные административные исковые требования, в которых она просит отказать в удовлетворении иска. Так как считает, что оспариваемое Распоряжение администрацией Краснотуранского района Красноярского края было вынесено законно (л.д. 77).
Административный истец был извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу (л.д. 74). В судебное заседание не прибыл, в административном исковом заявлении просит дело рассмотреть без его участия (л.д. 5). Суд учитывает п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Из п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует то, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Законодателем в ч. 2 ст. 289 КАС РФ закреплено, что суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении ходатайства ФИО5 суд пришел к выводу о том, что характер спорных правоотношений не свидетельствует о необходимости его личного участия в деле. На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом было принято решение о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика действующая на основании доверенности (л.д. 64) ФИО1, возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований пояснив, что администрация Краснотуранского района на основании действующего законодательства, в том числе и Земельного кодекса, обладает административно распорядительными функциями по проверки использования, в том числе и гражданами земельных участков. На основании заявления ФИО2 главой администрации района было вынесено оспариваемое распоряжение во исполнение которого, бьши проведены проверочные мероприятия. Ответ по проведенной проверке был направлен административному истцу. Также просит отказать в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заинтересованное лицо ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований пояснив, что действительно обратилась в администрацию Краснотуранского района с заявлением о необходимости проведения проверки соблюдения законодательства в области использования вышеуказанного земельного участка ФИО4, так как считает, что истец в нарушение её прав использует принадлежащий ему земельный участок. Проверка была проведена.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.
Статьей 72 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 335-ФЗ) предусмотрено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (часть 1). Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (часть2). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (часть 3). В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (часть 5).
В силу п. 1 Решения Краснотуранского районного совета депутатов от 28.11.2011 г. № 18- 156р «О приеме полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения» Муниципальное образование Краснотуранский район принял от муниципальных образований сельских поселений, в том числе и Краснотуранского сельсовета, полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения с 01.01.2012 г. (л.д. 72-73)
Судом установлено, что во исполнение вышеуказанного законодательства органом местной исполнительной власти (административным истцом) 05.08.2016 г. было издано постановление № 360-п согласно которого были утверждены Положение о муниципальном земельном контроле на территории Краснотуранского района, являющегося приложением № 1 к Постановлению, и Административный регламент проведения проверок при осуществлении Муниципального земельного контроля на территории Краснотуранского района, являющегося приложением № 2 к Постановлению (л.д. 45-46)
Согласно подпунктов «а, в, г, е, к» пункта 3 вышеуказанного Положения Муниципальный земельный контроль на территории Краснотуранского района включает в себя: контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов; контроль за соблюдением порядка, исключающего захламление земельных участков; предоставление достоверных сведений о состоянии земельных участков; контроль за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением; наличие и сохранность межевых знаков границ земельных участков. При этом, подпунктами 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.11 предусмотрены права, полномочия и обязанности специалиста, осуществляющего муниципальный земельный контроль, а именно: посещать при предъявлении служебного удостоверения (распоряжения о наделении полномочиями) работника администрации Краснотуранского района объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения и аренде, в том числе граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации; составлять по результатам проведенных контрольно-инспекционных мероприятий акты проверок земельного законодательства и использования земель, передавать их на рассмотрение в Минусинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, предварительно ознакомив с актами собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков. Для осуществления муниципального земельного контроля безвозмездно получать от участников земельных отношений объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков, в том числе документы, удостоверяющие право на землю; реализовывать другие права, установленные действующим у законодательством Российской Федерации, Красноярского края и нормативно правовыми актами администрации Краснотуранского района; предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения и оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в сфере использования земель и принимать меры по их устранению. В силу же пункта 5 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок согласно Административному регламенту проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Краснотуранского района Красноярского края (л.д. 47-49).
Из исследованного в судебном заседании вышеуказанного Административного регламента следует, что Муниципальный земельный контроль на территории Краснотуранского района осуществляется муниципальным образованием Краснотуранский район Красноярского края в лице Администрации Краснотуранского района (пункт 1 раздела 2). Плановая и внеплановая (выездная и (или) документарная) проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина проводятся на основании распоряжения утвержденным Главой Администрации Краснотуранского района (пункт 4 раздела 5). Основанием для проведения органом муниципального земельного контроля внеплановой проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина является: поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданином обязательных требований (п/п. 2 пункта 7 раздела 5). О проведении внеплановой выездной проверки орган государственной власти, орган местного самоуправления, гражданин уведомляются органом муниципального земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (пункт 8 раздела 5). По результатам проверки гражданина, непосредственно после её завершения, специалистом органа муниципального земельного контроля, проводящим проверку, составляется акт проверки (пункты 1 и 4 раздела 6) (л.д. 49-60).
Судом было установлено, что 13.09.2016 г. в администрацию Краснотуранского района Красноярского края от гр-ки ФИО2 поступило письменное заявление, в котором она просит провести проверку законности действий гр-на ФИО4, проживающего по адресу: <адрес> который по её мнению незаконно захватил и использует по не назначению земельный участок, в том числе часть принадлежащего ей земельного участка № расположенного по ул. Крестьянская. Во исполнение вышеуказанного Федерального и Муниципального законодательства 10.10.2016 г. главой администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО6 было издано Распоряжение № о проведении выездной проверки физического лица (ФИО4) об установлении факта нарушения требований земельного законодательства в части использования и охраны земель. При этом проверка должна быть окончена не позднее 01.11.2016 г. В указанном Распоряжении был определен регламент и проведения проверки, её сроки и лицо, которое должно было осуществить данную проверку. Во исполнение указанного оспариваемого распоряжения полномочным лицом административному истцу 10.10.2016 г. было направлено письменное уведомление в котором предлагалось предоставить необходимые документы, указан срок проведения проверки. Данное уведомление было вручено ФИО4 13.10.2016 г. сама проверка полномочным лицом была осуществлена 14.10.2016 г. в присутствии ФИО4 и по окончании проверки 14.10.2016 г. был составлен акт проверки за №. В ходе проведенной проверки нарушений требований земельного законодательства в части использования и охраны земель (вышеуказанного спорного земельного участка) со стороны гр-на ФИО4 выявлено не было. Копия Акта проверки ФИО4 была вручена 19.10.2016 г., что следует как из пояснений участников судебного заседания, так и исследованных судом копий материалов по поверке соблюдения земельного законодательства предоставленных административным ответчиком и исследованных в судебном заседании(л.д. 21-44).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанным Федеральным и Муниципальным законодательством, органом местной исполнительной власти, а именно администрацией Краснотуранского района Красноярского края, в установленные законом сроки были совершены действия по рассмотрению, поступившему 13.09.2016 г. в администрацию Краснотуранского района заявлению гр-ки ФИО2, следствием чего стало издание главой администрации района ФИО6 оспариваемого Распоряжения №, а также проведение компетентными лицами администрации района проверки по соблюдению административным истцом (ФИО4) действующего законодательства в области использования вышеуказанного земельного участка. В связи, с чем суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ФИО4 оспариваемыми действиями администрации Краснотуранского района Красноярского края, в том числе по изданию 10.10.2016 г. главой администрации района Распоряжения № о проведении проверки, не нарушены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных ФИО4 требований и как следствие, к отказу в их удовлетворении.
Поскольку требования административного истца в части взыскании денежной компенсации морального вреда являются производными от основного требования по признанию незаконным и необоснованным Распоряжения № изданного 10.10.2016 г. главой администрации Краснотуранского района Красноярского края, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Суд также считает необходимым разъяснить заявителю (ФИО4), что он не лишен права на обращение в суд с иными самостоятельными требованиями в ином порядке, в том числе к иным лицам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконным и необоснованным Распоряжения № изданного 10.10.2016 г. главой администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО6 о проведении проверки нарушения требований земельного законодательства, в части использования и охраны земель по адресу: <адрес> в отношении него - ФИО4, обязывании устранить допущенные нарушения и о взыскании денежной компенсации причиненных ему (ФИО4) нравственных страданий в размере 100 000 рублей, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд, через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня получения копии решения.
Председательствующий: А.А. Швайгерт