ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2931/19 от 02.09.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-2931/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2019 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Новохатской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мечта» о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,

Установил:

ООО «Мечта» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим полностью постановления от 07.05.2019 года № 348-п «Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска», принятым Администрацией города Омска, опубликованным 24.05.2019 года на сайте Администрации города Омска.

В обоснование требований указывают, что ООО «Мечта» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, поскольку является собственником знаково-информационной системы, расположенной на здании отеля <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Согласно указанному постановлению владельцы знаково-информационных систем, размещенных на территории города Омска, обязаны принять меры по приведению их в соответствие с оспариваемым положением в срок до 1 ноября 2019 года.

Оспариваемое постановление не соответствует положениям статей 8, 34 и 71 Конституции Российской Федерации, статей 3, 1474, 1538 и 1539 ГК РФ. Установленные ограничения препятствуют использовать свое наименование, ограничивают предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Оспариваемым нормативным правовым актом установлены понятия «фасадная вывеска», «вывеска перечня товаров (работ, услуг)» «режимная вывеска» (раздел 2). Полагает, что орган местного самоуправления превысил свои полномочия, указанные определения не могут быть расценены как направленные на поддержание единого архитектурного облика города. По смыслу ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Размещение вывесок не относится к внешнему архитектурному облику и размещение на территории города Омска вывесок без соблюдения требований, изложенных в оспариваемом постановлении, не нарушит архитектурный облик города либо сложившуюся окружающую застройку и городскую панораму.

Кроме того, имеется неясность и неоднозначное толкование нормативного правового акта. Так, в пп. 1 п. 3 Положения даётся понятие знаково-информационных систем. Из указанного понятия следует, что к знаково-информационным системам не относятся наружная реклама и вывески. Однако из текста остальных пунктов Положения (разделы 2 и 3) следует, что оспариваемый нормативный акт регламентирует установку и эксплуатацию, как рекламных конструкций, так и вывесок.

Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено ст. 1474 Гражданского кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона «О защите прав потребителей». Параметры вывесок, порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части) федеральное законодательство не содержит.

Возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по демонтажу ранее установленных вывесок и монтажу новых вывесок, отвечающих требованиям оспариваемого постановления, могут быть осуществлены либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В настоящем случае указанные обязанности возложены решением органа местного самоуправления. Таким образом, оспариваемое постановление устанавливает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнительные требования, не относится к компетенции органов местного самоуправления, может устанавливаться только федеральным законом или договором.

В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.

На основании пункта 2 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.

Оспариваемым постановлением регламентированы технология и материалы, по которым должны быть выполнены знаково-информационные системы (п. 6, 9, 10, 15, 26, 28, 55 раздела 3 главы 1), что так же противоречит действующему законодательству.

Демонтаж законно установленных рекламных конструкций и установка взамен их новых знаково-информационных систем в срок до 01.11.2019 года повлечёт несение необоснованных расходов собственниками данных рекламных конструкций по сравнению с хозяйствующими субъектами, устанавливающими впервые рекламные конструкции после 01.11.2019 года.

ООО «Мечта» просит признать недействующим полностью Постановление Администрации города Омска № 348-п «Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска», как не соответствующее законодательству Российской Федерации.

Представитель административного истца, действующий по доверенности ФИО1, в судебном заседании доводы административного иска поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что ООО «Мечта» является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по <адрес> в г. Омске. На объекте недвижимого имущества расположена знаково-информационная система «НИКА», эскиз которой был согласован на основании акта от 02.04.2019 работ, выполненных без ордера на производство работ. Просит иск удовлетворить.

Представители административного ответчика Администрации г. Омска, действующие по доверенности ФИО2 и ФИО3, административный иск не признали, представлен отзыв на иск. Дополнительно указали, что оспариваемое постановление принято в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по регулированию вопросов внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства. В Правилах благоустройства определено понятие знаково-информационных систем и установлено, что типы, виды, технические характеристики и требования к местам размещения знаково-информационных систем устанавливаются нормативным правовым актом Администрации города Омска. Постановление принято органом местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями. Оспариваемое Постановление не содержит положений, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующим субъектами и распространяется в равной мере на всех лиц, владеющих объектами для размещения информации. Постановление не устанавливает каких-либо ограничений по информации, обязательной к размещению в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливаются лишь типы знаково-информационных систем, допустимых к размещению на территории города Омска, в том числе фасадах и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений. Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит ограничений в части указания фирменного наименования, в том числе коммерческого обозначения организации или индивидуального предпринимателя в качестве средства индивидуализации. Вопреки утверждению истца оспариваемым Постановлением вопросы установки и эксплуатации рекламных конструкций не затрагиваются и не регулируются. Оспариваемое Постановление не устанавливает требований к цветовому решению знаково-информационных систем, шрифтовому исполнению и материалам, из которых они изготавливаются. Металлическая перфорированная основа является одним из вариантов элемента крепления знаково-информационной системы при невозможности размещения знаково-информационной системы в виде самостоятельно размещенных отдельных букв. Оспариваемым Постановлением не устанавливается обязанность по использованию перфорированной металлической основы. Цветовое решение перфорированной основы обусловлено необходимостью сохранения внешнего вида фасада здания и создания условий для наименьшего внимания к элементам крепления знаково-информационной системы типа «Фасадная вывеска». Пункт 10 главы 1 раздела 3 Положения не устанавливает конкретные требования к лицевой панели букв фасадной вывески, а предусматривает, что она может быть выполнена из светопропускного материала и оснащена системой внутреннего подсвета информационного поля. Установление требований к системе освещения фасадной вывески по приглушенности света, отсутствию мерцания и прямой направленности лучей освещения в окна жилых помещений направлено на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан. Ограничение по изготовлению знаково-информационных систем с использованием бумажных и баннерных материалов (абзац 5 пункта 15 главы 1 раздела 3 Положения) установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в п. 40 которого указано, что размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. Содержащиеся в оспариваемом Постановлении положения представляют собой не гражданско-правовые требования в отношении знаково-информационных систем как имущественного объекта, а публично-правовые требования при реализации органом местного самоуправления полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования. При этом нераспространение действия оспариваемого нормативного правового акта на всех владельцев знаково-информационных систем, размещенных на территории города Омска, противоречило бы целям Положения: обеспечению благоустройства, достижению единообразия и улучшению внешнего архитектурно-художественного облика сложившейся застройки города Омска при размещении знаково-информационных систем; предоставляло бы владельцам знаково-информационных систем, размещенных на дату принятия оспариваемого Постановления, необоснованные преимущества по отношению к хозяйствующим субъектам, которые устанавливают знаково-информационные системы после введения в действие Постановления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск ООО «Мечта» не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу ч. 2 ст. 62, п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ административный истец по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения, а на суд возлагается задача выяснить, действительно ли нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ). Постановлением Администрации города Омска от 07.05.2019 № 348-п утверждено Положение о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска». Согласно указанному постановлению владельцам знаково-информационных систем, размещенных на территории города Омска, необходимо принять меры по приведению их в соответствие с Положением в срок до 1 ноября 2019 года.

Судебным разбирательством установлено, что ООО «Мечта» зарегистрировано в качестве юридического лица и имеет в собственности объекты недвижимости (станция перекачки и самотечные, напорные канализационные сети, профилакторий «Мечта», котельная, здание под скважину минеральной воды, подстанция ТП 529, земельный участок кадастровый №55 36 14 01 07 7 для эксплуатации профилактория «Мечта» л.д. 113-122).

Обращаясь в суд с настоящим иском ООО «Мечта» указывает, что на объекте недвижимого имущества, принадлежащего ООО «Мечта», расположена знаково-информационная система «НИКА», эскиз которой был согласован на основании акта от 02.04.2019 работ, выполненных без ордера на производство работ (л.д. 29-31). Полагает, что оспариваемым нормативным правовым в том числе могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца поскольку, как указано в иске, у ООО «Мечта» возникает обязанность демонтировать законно установленные рекламные конструкции, установка взамен их новых знаково-информационных систем в срок до 01.11.2019 года повлечёт несение необоснованных расходов собственника рекламных конструкций по сравнению с хозяйствующими субъектами, устанавливающими впервые рекламные конструкции после 01.11.2019 года.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.25 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Согласно абзацу 21 части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правилами благоустройства территории муниципального образования является муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. В рамках реализации указанных полномочий на территории муниципального образования город Омск Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее – Правила благоустройства), которые определяют требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города Омска, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Правил благоустройства под благоустройством территории города понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Правилами благоустройства также дано определение элементам благоустройства и установлен их перечень. Согласно подпункту 1.1 статьи 1 Правил благоустройства элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства. При этом к элементам благоустройства относятся, в том числе, знаково-информационные системы. Согласно подпунктам 1.3, 5.1 статьи 1 Правил благоустройства внешний архитектурно-художественный облик сложившейся застройки города Омска - пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды; знаково-информационные системы – это адресные указатели улиц, проспектов, площадей, указатели нумерации домов, зданий, информационные таблички, в том числе международный символ доступности объекта для инвалидов, указатели сетей канализации и водопровода, пожарного гидранта, сооружений подземного газопровода и иные системы коммуникации, ориентирования и визуальной информации, предназначенные для информирования об объектах городской инфраструктуры и не являющиеся наружной рекламой, располагаемые на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции). Требования к типам, видам, техническим характеристикам знаково-информационных систем устанавливаются нормативным правовым актом Администрации города Омска.

В силу пп. 4 ч. 1 ст. 7 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Устава города Омска Администрация города Омска учреждает печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица».

Как выше указывалось Постановлением Администрации города Омска от 07.05.2019 № 348-п утверждено Положение о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска», которое опубликовано в установленном порядке в газете «Третья столица» № 19 от 09.05.2019, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет».

В силу пп. 2,3,4,6 ч. 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования, которые утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы: внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов.

Пунктом 1.4 Методических рекомендаций средства размещения информации отнесены к элементам благоустройства. В состав правил благоустройства рекомендовано включать общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к имеющимся в муниципальном образовании объектам благоустройства и их отдельным элементам, а также порядок контроля за соблюдением правил благоустройства.

В пункте 5.2 Методических рекомендаций указано на то, что представляется целесообразной разработка органами местного самоуправления регламента, регулирующего размещение рекламных и информационных конструкций.

Из приведенных выше правовых норм следует, что информационные конструкции, служащие для оформления фасадов зданий, представляют собой один из элементов благоустройства. Вопросы размещения таких информационных конструкций как элементов благоустройства относится к вопросам местного значения, одним из которых является вопрос организации благоустройства в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, которые устанавливают требования к благоустройству и его элементам, могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов зданий и размещения информации на территории муниципального образования. Целью такой регламентации является повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории муниципального образования посредством предъявления требований к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий, находящихся на территории муниципального образования. Для регулирования размещения рекламных и информационных конструкций названными методическими рекомендациями органам местного самоуправления рекомендована разработка соответствующих регламентов.

Таким образом, администрация города Омска является компетентным органом на принятие Постановления от 07.05.2019 N 348-п "Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска", оспариваемое постановление органа местного самоуправления является самостоятельным нормативным правовым актом и не являются составной частью Правил благоустройства территории города Омска, было опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов в установленный срок.

Администрацией города Омска при издании оспариваемого нормативного правового акта были реализованы предоставленные как органу местного самоуправления полномочия в сфере благоустройства. В данной связи доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление принято Администрацией г. Омска с превышением своих полномочий, судом во внимание приняты быть не могут.

В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2015 N 94-п утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В силу п. 2 Постановления Администрации города Омска от 30.01.2015 N 94-п оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Омска.

До принятия оспариваемого нормативного правового акта проект данного постановления прошел оценку регулирующего воздействия.

Согласно пояснительной записке к проекту, указаны цель принятия нормативного правового акта – достичь единообразия при размещении знаково-информационных систем на территории города Омска и улучшить архитектурный облик города.

Оценка регулирующего воздействия проекта Постановления проводилась в период с 22 марта 2019 года по 11 апреля 2019 года.

Согласно заключению об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации города Омска «об утверждении типов, видов, технических характеристик и требований к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска» от 11.04.2019 предлагаемый проектом вариант правового регулирования может быть принят в виду достаточности оснований.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта Постановления коррупциогенные факторы не выявлены.

Оспариваемым постановлением "Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска" устанавливаются единые и обязательные к исполнению требования к типам, видам, техническим характеристикам и местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска.

Положение разработано в целях обеспечения благоустройства, достижения единообразия и улучшения внешнего архитектурно-художественного облика сложившейся застройки города Омска при размещении знаково-информационных систем.

Согласно пп. 1 п. 3 знаково-информационные системы - адресные указатели улиц, проспектов, площадей, указатели нумерации домов, зданий, информационные таблички, в том числе международный символ доступности объекта для инвалидов, указатели сетей канализации и водопровода, пожарного гидранта, сооружений подземного газопровода и иные системы коммуникации, ориентирования и визуальной информации, предназначенные для информирования об объектах городской инфраструктуры и не являющиеся наружной рекламой, располагаемые на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции).

В разделе 2 Положения определены типы и виды знаково-информационных систем.

Раздел 3 Положения содержит технические характеристики и требования к местам размещения знаково-информационных систем.

Федеральное законодательство не устанавливают требования к информационным конструкциям, их видам, параметрам, способам, местам, условиям их размещения, поэтому, суд приходит к выводу о том, что Положение по регулируемым вопросам не вступает в противоречие с актами, имеющими большую юридическую силу.

Оценивая доводы административного истца относительно противоречия оспариваемого постановления статьям 3, 1474, 1538 и 1539 Гражданского кодекса РФ, регулирующих исключительное право юридического лица на свое фирменное наименование, право на коммерческое обозначение, суд исходит из следующего.

Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично - правовых отношений.

Данные государственной регистрации юридических лиц вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Следовательно, наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации.

Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством (статья 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит ограничений в части указания фирменного наименования, в том числе коммерческого обозначения организации или индивидуального предпринимателя в качестве средства индивидуализации.

Напротив, в пп. 1 п.4 раздела 2 Положения указано, что фасадная вывеска - тип знаково-информационной системы, являющейся элементом благоустройства, с количеством информационных полей не более одного, размещаемой на фасаде или иных внешних поверхностях объекта, в непосредственном месте нахождения или осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (в пределах участка фасада объекта, являющегося внешней частью конкретного помещения объекта, в котором осуществляет свою деятельность соответствующее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), содержащей сведения о наименовании, в том числе коммерческом обозначении, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе с использованием товарного знака или его части, виде деятельности, и соответствующей настоящему Положению.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занимают все многоэтажное здание или весь объект, то допускается расположение фасадной вывески на крыше многоэтажного здания или объекта с информацией о наименовании, в том числе коммерческом обозначении, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе с использованием товарного знака или его части, виде деятельности (п. 21).

Пункт 24 оспариваемого Положения допускает расположение фасадных вывесок, содержащих информацию о фирменном и (или) коммерческом наименовании юридического лица или индивидуального предпринимателя, на фасаде объекта за пределами занимаемого помещения, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, при отсутствии в составе объекта жилых помещений. Такие фасадные вывески признаются расположенными в месте нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При установлении типов знаково-информационных систем, допустимых к размещению на территории города Омска, в Положении напрямую указана возможность размещения на знаково-информационных системах типа «Фасадная вывеска», «Вывеска перечня товаров (работ, услуг)», «Режимная вывеска», «Панель-кронштейн» фирменного наименования, в том числе коммерческого обозначения организации или индивидуального предпринимателя (пункты 1-4 части 4 раздела 2 Постановления).

Фасадная вывеска, вывеска перечня товаров (работ, услуг), режимная вывеска, являющиеся типами знаково-информационной системы (пп.1 - 3 п. 4 Положения), предназначаются для размещения информации неопределенному кругу лиц о фактическом местонахождении хозяйствующего субъекта, его фирменном наименовании, коммерческом обозначении и профиле и режиме работы.

Вместе с тем, собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по <адрес> в г. Омске, является ООО «Мечта», в то время как знаково-информационная система, установка которой согласована по адресу <адрес> по акту от 02.04.2019 работ, выполненных без ордера на производство работ, имеет наименование «НИКА».

Сведениями о том, что наименование «НИКА» является неотъемлемым признаком юридического лица ООО «Мечта» материалы административного дела не содержат. Доказательство того, что в данной части оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, либо возникла реальная угроза их нарушения, суду не представлено.

Доводы стороны истца о том, что имеется неоднозначное толкование нормативного правового акта, поскольку из Положения следует, что к знаково-информационным системам не относится наружная реклама, но из текста остальных пунктов Положения (разделы 2 и 3) следует, что оспариваемый нормативный правовой акт регламентирует установку и эксплуатацию, как рекламных конструкций, так и вывесок суд во внимание не принимает.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Так, в пп. 1 п. 3 раздела 1 оспариваемого постановления указано, что знаково-информационные системы - адресные указатели улиц, проспектов, площадей, указатели нумерации домов, зданий, информационные таблички, в том числе международный символ доступности объекта для инвалидов, указатели сетей канализации и водопровода, пожарного гидранта, сооружений подземного газопровода и иные системы коммуникации, ориентирования и визуальной информации, предназначенные для информирования об объектах городской инфраструктуры и не являющиеся наружной рекламой, располагаемые на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции).

Разделы 2 и 3 Постановления, вопреки утверждениям ООО «Мечта», не регламентируют вопросы установки и эксплуатации рекламных конструкций, а содержат определения типов знаково-информационных систем (фасадная вывеска, вывеска перечня товаров (работ, услуг), режимная вывеска, панель-кронштейн, отдельно стоящий указатель, фасадный указатель) их видов (с внутренним подсветом информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображения на информационном поле; без подсвета информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображения на информационном поле) и требования к их размещению. Знаково-информационные системы, не содержащих сведения рекламного характера, монтируют и располагают на зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах или на земельных участках независимо от форм собственности в виде отдельно стоящих конструкций (выносные, передвижные щитовые конструкции или постоянные, стационарные конструкции).

Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают понятия информационного поля (часть знаково-информационной системы, предназначенная для распространения информации), являются ясными и не допускают неоднозначного толкования.

То же самое следует отметить относительно понятий:

о материале из которого изготавливается знаково- информационная система и ее креплении (пп. 1-6 п. 4 раздела 2: изготавливается из твердого материала, перпендикулярно к поверхности стены, состоит из фундамента, опоры (стойки), представляет объемную или плоскостную конструкцию),

о технических характеристиках знаково-информационных систем (раздел 3), при условии, что знаково-информационные системы могут быть как с внутренним подсветом информационного поля, так и без внутреннего подсвета (лицевая панель букв фасадной вывески может быть выполнена из светопропускного материала, система освещения фасадной вывески должна иметь не мерцающий, приглушенный свет).

Объективные данные, указывающие на неопределенность оспариваемых норм, на то, что в правоприменительной практике им придается произвольное истолкование, влекущее нарушение прав и законных интересов участников правоотношений, при рассмотрении и разрешении административного дела не установлены.

Следует так же отметить, что установление в п. 12 Положения предельного размера фасадной вывески (максимальный размер фасадных вывесок, располагаемых на фасадах объектов, не должен превышать по высоте 1 м, а по длине не выходить за габаритные размеры части фасада, соответствующей занимаемым организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям) также не противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, поскольку они не определяют предельные размеры информационных конструкций, что позволяет применительно к сфере благоустройства регламентировать соответствующие параметры муниципальными актами.

Оспариваемым Положением не устанавливается обязанность по использованию перфорированной металлической основы (п. 6 содержит указание «допускается расположение фасадных вывесок в виде самостоятельно расположенных отдельных букв (каждая буква крепится отдельно) или расположенных на перфорированной металлической основе серого цвета или цвета фасада объекта, на котором осуществляется расположение фасадной вывески»).

При этом, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что цветовое решение перфорированной основы обусловлено необходимостью сохранения внешнего вида фасада здания и создания условий для наименьшего внимания к элементам крепления знаково-информационной системы типа «Фасадная вывеска». Указанные требования направлены на сохранение внешнего архитектурного облика фасадов зданий.

Относительно доводов истца о возложении на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленный срок обязанности по демонтажу ранее установленных вывесок и монтажу новых вывесок, отвечающих требованиям оспариваемого постановления, что создаёт условия и возможности для наступления последствий в виде ограничения конкуренции, нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города Омска, суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1); необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Оспариваемые положения представляют собой публично-правовые требования при реализации органом местного самоуправления полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, выступают правовым механизмом приведения внешнего вида фасада зданий города Омска в соответствие с требованиями муниципальных нормативных правовых актов; установленный Постановлением срок, в течение которого информационные конструкции подлежат приведению их в соответствие с Положением, свидетельствует о юридической определенности по вопросу о сроке.

Возложение на собственников (владельцев) информационных конструкций обязанности привести их в соответствие с Положением в срок до 1 ноября 2019 года вытекает из принципа обязательности правил, предусмотренных муниципальными правовыми актами, на территории соответствующего муниципального образования (статья 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что нераспространение действия оспариваемого нормативного правового акта на всех владельцев знаково-информационных систем, размещенных на территории города Омска, противоречило бы целям Положения, а именно: обеспечению благоустройства, достижению единообразия и улучшению внешнего архитектурно-художественного облика сложившейся застройки города Омска при размещении знаково-информационных систем. предоставляло бы владельцам знаково-информационных систем, размещенных на дату принятия оспариваемого Постановления, необоснованные преимущества по отношению к хозяйствующим субъектам, которые устанавливают знаково-информационные системы после введения в действие Постановления.

Оспариваемые нормы, вопреки мнению административного истца, свободу экономической деятельности не ограничивают, исключительные права юридических лиц на использование своего фирменного наименования, коммерческого обозначения, в том числе путем указания их на вывесках, не нарушают, исполнению изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров и услуг возложенной на них обязанности по доведению до сведения потребителей фирменного наименования организации, места ее нахождения (адреса) и режима работы не препятствуют.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Администрация г. Омска была вправе устанавливать в оспариваемом нормативном правовом акте требования к информационным конструкциям как элементам благоустройства, определять типы, виды информационных конструкций, установка и эксплуатация которых допускается на территории города Омск, требования к их размерам и местам размещения, в том числе на фасадах зданий, где информационные конструкции служат для оформления этих фасадов.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ООО «Мечта» не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 215, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Мечта» к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 07.05.2019 N 348-п "Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска", отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

<данные изъяты>