Дело № 2а-2933/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
Пермский край, г. Березники 18 октября 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Черепановой А.Г.,
при секретаре судебного заседания Костаревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с требованиями к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц. В обосновании требований указано, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества –иного строения, помещения или сооружения (№) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..... в период с ..... по ...... На основании действующего законодательства ФИО1 за налоговый период ..... года в отношении указанного имущества начислен налог в размере ..... руб. (уведомление № от .....). Недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период ..... год в установленный срок ответчиком не оплачена. Недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период ..... год истец просит взыскать в остатке ..... в виду частичного погашения по отменному судебному приказ. В соответствии со ст. 70 НК РФ административному ответчику направлялось требование № от ....., в котором административному ответчику предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до ...... Требования административным ответчиком оставлены без исполнения. В связи с тем, что административным ответчиком требования были не исполнены, инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника недоимки по налогу и пени. Определением мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края от ..... судебный приказ № от ..... отменен. Просят взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период ..... года в сумме 40 480,05 руб., а также судебные расходы в размере 74,40 руб.
Административный истец участие в судебном заседании не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил заявление, в котором настаивал на удовлетворении административных требований.
Административный ответчик ФИО1 участие в судебном заседании не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.
Представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по иску указал, что решением Пермского краевого суда от ..... установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства в размере ..... руб., определенной по состоянию на ......
Изучив материалы дела, обозрев судебный приказ №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество физических лиц регламентируются главой 32 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.399 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Установлено, что ФИО1 в соответствии со ст. 400 НК РФ являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником следующего имущества:
- иного строения, помещения или сооружения (№) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..... в период с ..... по ......
В силу ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
ФИО1 начислен налог на имущество за налоговый период ..... год в отношении указанного имущества начислен налог в размере ..... руб.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление:
№ от ..... об уплате в срок до ..... за налоговый период ..... года налога на имущество в сумме ..... руб., за иное строение, помещение или сооружение (№) по адресу: ..... (л.д.11).
В установленный законодательством срок ФИО1 исчисленные ей налоги не уплатила.
Административный истец просит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период ..... год в остатке ..... руб. в виду частичного погашения по отменному судебному приказу.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов засчет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании с физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, административному ответчику направлялось требование № от ....., в которых административному ответчику предлагалось погасить имеющуюся задолженность, срок исполнения требования был установлен в течение восьми дней со дня получения, т.е. до ..... (л.д.13).
Административным ответчиком требования были оставлены без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника недоимки по налогу на имущество физических лиц.
Определением мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края от ..... судебный приказ № от ..... по заявлению ФИО1 был отменен (л.д.6).
С административным исковым заявлением административный истец обратился с соблюдением установленного законом срока – ..... (согласно штемпелю на конверте).
Довод представителя ответчика о том, что начисленная сумма налога подлежит перерасчету в соответствии с решением Пермского краевого суда от ....., которым установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства в размере ..... руб., определенной по состоянию на ....., суд находит несостоятельным.
В соответствии со ст.405 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1 Закона Пермского края от 10.11.2017 N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения устанавливается с 1 января 2018 года.
В соответствии с п.2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В налоговом периоде ..... года налоговой базой по налогу на имущество физических лиц являлась инвентаризационная стоимость объекта, основания для перерасчета налога отсутствуют.
Неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате обязательных платежей и пени по нему подтверждено материалами дела, документов, подтверждающих освобождение от обязанности производить указанную уплату, административным ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, административные исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога на имущество физических лиц заявлены обоснованно.
На основании положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю, утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 01.07.2021 Межрайонная ИФНС № 21 по Пермскому краю централизованно и единолично на территории Пермского края осуществляет полномочия по реализации положений ст. 48 НК РФ (процессные меры взыскания в отношении физических лиц).
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Административным истцом понесены расходы на почтовые услуги в сумме ..... руб. (л.д.17-18), которые подлежат взысканию с административного ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере ..... руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
взыскать с ФИО1, ..... года рождения, ..... в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период ..... года в сумме 40 480,05 руб.
.....
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Пермскому краю издержки связанные с рассмотрением дела в размере 74,40 руб.
.....
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1414,40 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (.....).
Судья ( подпись) А.Г. Черепанова
Копия верна, судья