ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2936/19 от 22.10.2019 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 октября 2019 г. г.о.Самара

Советский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Драгуновой М.О..,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> г.о. Самара к Павлючкову В. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Павлючкову В.Н., ИНН о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц: 9993 руб. 94 коп., в том числе: Налог на имущество физических лиц за 2016 год - 5430руб., Налог на имущество физических лиц за 2017 год - 4529 руб., пени по налогу на имущество - 39 руб. 94 коп., ссылаясь на то, что ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве налогоплательщика. Налоговый орган, руководствуясь положениями п. 2, 3 ст. 52 НК РФ исчислил сумму налога на имущество физических лиц. Расчёт сумм налога указан в налоговом уведомлении. Факт направления уведомления подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции (или сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Налоговым органом не были нарушены положения ст. 48,52,69 НК РФ. Должник не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем, ему были начислены пени. ИФНС России по <адрес> обращалась за выдачей судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по вышеуказанному налогу в февраль.ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца по доверенности Федоринов К.С. в судебном заседании поддержал иск в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Павлючков В.Н.. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку он является пенсионером, в связи с чем имеет льготу по оплате налога на один из принадлежащих ему объектов недвижимости по своему выбору.

Выслушав представителя административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В силу п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу положений пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ определено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лицасучетав налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных втребовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.(ч.2 ст. 48 НК РФ)

На основании пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст. 363 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст.48 или пунктом 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Установлено, что Павлючкову В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на праве собственности принадлежит следующее имущество: квартира по адресу: <адрес>78, площадью 46, 10 кв.м., объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, стр. 18, <данные изъяты>

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по <адрес>Павлючкову В.Н. начислены: за <данные изъяты>. налог на имущество физических лиц –5 430руб., за 2017 г. налог на имущество физических лиц – 5 973 руб. и были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по <адрес> в адрес Павлючкова В.Н. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ г. об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 9959 руб., пени в сумме 34,94 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный ст. 48 НК РФ срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Советского судебного района <адрес> выдан судебный приказ по заявлению ИФНС России по <адрес> о взыскании с Павлючкова В.Н. в доход бюджета недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме 9993,94 руб. и государственной пошлины в размере 200 руб.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Павлючкова В.Н. мировым судьей судебного участка Советского судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа.

Административный истец – ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Советский районный суд <адрес> с вышеуказанным административным исковым заявлением к Павлючкову В.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, что соответствует положениям ст. 48 НК РФ.

Факт получения уведомлений, требования административным ответчиком не оспорен, подтвержден предоставленными списками почтовых отправлений.

Доводы административного ответчика о том, что он является пенсионером, и к нему применимы положения о налоговой льготе, а также что ИФНС по <адрес> не учла то обстоятельство, что у него имеются две квартиры, принадлежащие ему на праве собственности, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Пунктом 2 ст. 407 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

На основании п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ, и включает в себя 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

Из материалов дела (л.д. 27) следует, что ДД.ММ.ГГГГ за Павлючковым В.Н. было зарегистрировано право собственности на квартиру- объект незавершённого строительства по адресу Карбышева, <адрес> (строительный), секция Д, <адрес> (строительный), запись регистрации , право собственности на объект, завершённый строительством, было зарегистрировано за ним л\ишь ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 36).

Между тем, объект незавершенного строительства к числу объектов, указанных в пункте 4 статьи 407 НК РФ не отнесен, а потому на данный объект льгота не распространяется.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (нормативного акта, действовавшего в спорный налоговый период) установлено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в том числе пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Согласно правовым нормам статьи 5 данного нормативного акта, исчисление налогов производится налоговыми органами.

При этом лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Предоставление налоговой льготы носит заявительный характер, на что указано в статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Процедура реализации налогоплательщиком своего права на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц включает в себя следующие действия:

- представление в налоговый орган заявления о предоставлении льготы и подтверждающих документов;

- направление уведомления о выбранных объектах налогообложения в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Форма уведомления должна быть утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, если налогоплательщик не подал заявление о предоставлении льготы в течение налогового периода, то он лишается права воспользоваться названной льготой за указанный налоговый период.

При этом допускается возможность обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении льготы за текущий налоговый период в последующих налоговых периодах.

В данном случае перерасчет суммы налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (пункт 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Павлючков В.Н. обращался в спорный налоговый период к административному ответчику с подобного рода заявлением.

Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1,2 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку налог на имущество физических лиц Павлючковым В.Н. не уплачен, то задолженность на общую сумму 9993 руб. 94 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 год - 5430руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год - 4529 руб., пени по налогу на имущество - 39 руб. 94 коп. подлежат взысканию.

В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, в доход федерального бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по <адрес> г.о. Самара к Павлючкову В. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Павлючкова В. Н. в пользу ИФНС России по <адрес> г.о. Самара задолженность на общую сумму 9993 руб. 94 коп., в том числе:

Налог на имущество физических лиц за 2016 год - 5430руб.,

Налог на имущество физических лиц за 2017 год - 4529 руб.

пени по налогу на имущество - 39 руб. 94 коп.

Взыскать с Павлючкова В. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Е.В. Топтунова

Копия верна

Судья

Секретарь