Дело № 2а-293/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград «06» февраля 2019 года
Тракторозаводский районный суд города Волгограда
в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.А.,
при секретаре Лихач О.В.,
представителя ответчика – межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений Тракторозаводского района г. Волгограда – Марченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец инспекция Госжилнадзора обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что 20 августа 2018 года инспекцией проведено обследование многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Восстания в Тракторозаводском районе г. Волгограда, по результатам которого составлено заключение от 22.08.2018г., которое направлено в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса об аварийности указанного дома. Письмом от 23.10.2018г. межведомственная комиссия сообщила о не рассмотрении заключения инспекции от 22.08.2018г. в связи с не предоставлением собственником этого дома документов, предусмотренных п.45 Положения. Однако, не рассмотрение ответчиком заключения инспекции по указанному основанию не предусмотрено законом.
Истец полагает, что не рассмотрение административным ответчиком заключения Инспекции и затягивание рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о пригодности жилого дома № 15 по ул. Восстания в г. Волгограде для проживания граждан создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме, а также для граждан, приходящих в этом дом либо оказавшихся поблизости от него, то есть для неопределенного круга лиц, что свидетельствует о бездействии межведомственной комиссии. Поэтому истец просит признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений и многоквартирных жилых домов Тракторозаводского района Волгограда, выразившееся в непринятии межведомственной комиссией решения, предусмотренного п. 47 «Положения» от 28.01.2006г., в отношении многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Восстания, а также просит возложить на межведомственную комиссию Тракторозаводского района Волгограда обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу провести оценку многоквартирного жилого дома № 15 по ул.Восстания в порядке, установленном «Положением», принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 указанного «Положения».
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что после получения заключения инспекции от 22.08.2018г. межведомственная комиссия от собственников этого дома запросила необходимые документы, которые собственниками представлены не были, в связи с чем заключение инспекции было возвращено без рассмотрения. Кроме того, для признания этого дома аварийным необходимо заключение специализированной организации, которое должно быть представлено в комиссию собственниками этого дома, однако, такое заключение ими не представлено.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст.ст.17,19,22 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также другие административные дела, возникающие из иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункта 4 ч.6 ст. 20 Жилищного Кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
На основании ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (с последующими изменениями и дополнениями) настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункты 1,2).
В силу пункта 7 указанного «Положения» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также индивидуального дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно п. 8 «Положения» орган местного самоуправления принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии при наличии обращения собственника помещения.
На основании пункта 42 «Положения» межведомственная комиссия на основании, в том числе, заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
Пунктом 44 указанного «Положения» предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям, которая включает в себя, в том числе, составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
На основании пункта 45(1) «Положения» если заявителем выступает орган госнадзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмот рения котрого комиссия предлагает собственнику помещения предствить доркументы, указанные в пункте 45 «Положения». Кроме того, в силу п.45(2) «Положения» комиссия вправе истребовать необходимые документы на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодествия.
Согласно пункта 46 «Положения» комиссия рассматривает поступившее заключение органа госнадзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 «Положения», либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 «Положения» по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям : о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания индивидуального дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение межведомственной комиссии оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.
Судом установлено следующее :
На земельном участке по ул. Восстания,15 в Тракторозаводском районе г. Волгограда расположены два отдельно стоящих жилых дома : литер А - общей площадью 21,4 м.кв., литер Б – общей площадью 25,8 м.кв., что следует из технического паспорта по состоянию на 2009г., представленного БТИ ТЗР (л.д.57-65), что свидетельствует о том, что указанный дом является многоквартирным в силу п.6 «Положения».
Собственниками указанного жилого дома № 15 по ул. Восстания г.Волгограда являются : Хамова А.В. – в размере 1\2 доли с 10.02.2017 года, Лобашова А.В. – в размере 1\6 доли с 22.11.2006г., а также несовершеннолетний Лобашов Д.Ю., 2004 года рождения, - в размере 2/6 доли с 22.11.2006г., что следует из выписки из гос.реестра недвижимости от 29.01.2019г. (л.д.54-56).
В августе 2018г инспекцией Госжилнадзора Волгоградской области было проведено обследование многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Восстания г. Волгограда, в ходе которого выявлены факты, свидетельствующие о существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях указанного дома в связи с наличием повреждений конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом. По результатам указанного обследования госжилинспекцией составлено заключение от 22 августа 2018 года № 569 (л.д.9-13), которое 27 августа 2018г. было направлено в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения (л.д.7-8).
Как следует из представленных ответчиком писем, администрация Тракторозаводского района Волгограда 18.09.2018г. предложила собственникам указанного жилого дома № 15 по ул. Восстания представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 «Положения», а именно, заявление собственника, заключение специализированной лицензированной организации о состоянии конструкций жилого дома № 15 по ул. Восстания (л.д.30-34). Сведения о получении собственниками этого дома указанных писем ответчик суду не представил (л.д.30-34).
Однако, как следует из заключения госжилинспекции от 22.08.2018г. и фотографий, приложенных к нему, в указанном доме никто не проживает, поскольку дом находится в полуразрушенном состоянии : на крыше – имеются пробоины и свищи, сквозные отверстия; на стенах – выпадает глина, имеются трещины по всему периметру стен и перекрытий; в отдельных оконных проемах отсутствуют стекла; дверные проемы разрушены, входные двери не запираются; на полу внутри дома наблюдается скопление бытового и строительного мусора (л.д.9-13), в связи с чем направление собственникам писем по указанному адресу не имело смысла.
Из ответов председателя межведомственной комиссии от 03.10.2018г., от 23.10.2018г. в адрес инспекции Госжилнадзора следует, что собственники дома № 15 по ул. Восстания не представили указанные документы, в отсутствии которых межведомственная комиссия не вправе провести обследование данного дома (л.д.35,17-18).
Однако, вопрос о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией по существу не разрешен, что свидетельствует о том, что межведомственная комиссия фактически уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа, ограничившись отпиской о не предоставлении собственниками дома требуемых документов.
Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение инспекции Госжилнадзора, провести оценку соответствия жилого дома по ул. Восстания,15 в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного жилого дома.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о бездействии межведомственной комиссии при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда по вопросу, отнесенному к ее компетенции, а именно о бездействии в рассмотрении поставленного вопроса о пригодности (непригодности либо аварийности) указанного жилого дома для проживания граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не выполнение межведомственной комиссией при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в течение длительного времени поставленного перед ней вопроса о пригодности (непригодности либо аварийности) жилого дома по ул. Восстания 15 в Тракторозаводском районе Волгограда для проживания граждан является основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь, может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание порядок признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен разделом 1У «Положения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, суд находит, что имеются основания для признания незаконным названного бездействия межведомственной комиссии при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда и возложении на межведомственную комиссию обязанности провести оценку состояния жилого дома № 15 по ул. Восстания в порядке, установленным Положением № 47, и принять по результатам работы комиссии решение в соответствии с пунктом № 47 названного «Положения» в 30-ти дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений и многоквартирных жилых домов жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, выразившееся в не рассмотрении заключения о техническом состоянии многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Восстания г. Волгограда от 22.08.2018г. в установленном законом порядке, не проведении оценки и обследования жилого дома № 15 по ул. Восстания г. Волгограда и непринятии решения, предусмотренного п.47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и индивидуального дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу провести оценку жилого дома № 15 по ул. Восстания г. Волгограда и принять по результатам работы решение в соответствии требованиями установленными «Положением», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд в течение месяца через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судья : Е.А. Малышева