Дело № 2а-293/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Губаха 12 марта 2019 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зюзикова А.А.,
с участием заместителя прокурора г. Губаха Щербинина А.А., представителя административного ответчика Когтевой Е.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о признании п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующими,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о признании п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа», недействующими, указав, что данным постановлением установлены размеры платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден размер платы для нанимателя по социальному найму за пользование жилым помещением в аварийном или ветхом многоквартирном доме. Возложение обязанности по оплате договора социального найма в аварийном жилом помещении незаконно и необоснованно. Действующее жилищное законодательство определяет обязанность нанимателя по договору социального найма производить оплату за найм и коммунальные услуги, в связи с пользованием жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания граждан (отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Взимание платы за наем жилого помещения непригодного для постоянного проживания законом не предусмотрено. Действующим жилищным законодательством предусмотрена обязанность по внесению платы нанимателями по договорам социального найма только за те жилые помещения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Тем самым отсутствуют правовые основания у администрации округа об установлении размера платы для нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании заместитель прокурора Щербинин А.А. поддержал заявленные требования по доводам, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что нормы закона, которая запрещала взимание платы за найм, необходимо применять системное толкование норм жилищного законодательства, а именно ст.ст. 60, 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Когтева Е.Н. в судебном заседании административный иск не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сами жилые помещения в этом доме не признается непригодными для проживания, в эти жилые помещения - квартиры, поступают коммунальные услуги, жильцы ими пользуются. Договора социального найма при признании многоквартирного дома с нанимателями не расторгнуты. Из реестра муниципальной собственности данные квартиры не снимаются. Администрация продолжает нести расходы по их содержанию, оплачивает налоги. Освобождение от уплаты за найм жилого помещения является правом муниципального органа власти, а не обязанностью.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Статьей 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статьей 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу п.1 ч.2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 данной статьи Жилищного кодекса РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
В соответствии с частью 9 данной статьи Жилищного кодекса РФ, граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
В части 1 статьи 39 Устава Губахинского городского округа (принят решением Губахинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№) указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 40 Устава в систему муниципальных правовых актов Губахинского городского округа входят постановления и распоряжения Администрации города Губаха.
Согласно части 1 статьи 45 Устава, глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления Администрации города Губаха по вопросам местного значения.
Статьей 46 Устава определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу с момента их официального опубликования, если иной срок не установлен принимаемым муниципальным правовым актом. Официальным опубликованием правового акта городского округа является публикация его полного текста на русском языке в газете «Уральский шахтер» или в Официальном вестнике газеты «Уральский шахтер» и (или) на официальном сайте Губахинского городского округа. Официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты их подписания.
Согласно п.3.6 Решения Губахинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка принятия решений об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Губахинского городского округа Пермского края» определено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждается постановлением администрации города Губахи.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края принято постановление № «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа», которое было опубликовано на официальном сайте Губахинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления утверждена плата за пользованием жилым помещением (плата за наем) на 2018-2019 гг. в жилых домах признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Это подтверждается кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.
Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа» на 2018-2019 гг. утверждена базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем) за 1 кв.м площади жилого помещения в месяц в размере 8,46 руб. и 9,00 руб. соответственно. Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления утверждена плата за пользованием жилым помещением (плата за наем) на 2018-2019 гг. в жилых домах признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, определенная в зависимости от благоустроенности и от нахождения в том или ином населенном пункте и соответственно равная: 4.23 руб. и 4.5 руб., 3.81 руб. и 4.05 руб., 3.38 руб. и 3.6 руб.
Из ответа администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что орган местного самоуправления вправе устанавливать плату за пользование жилым помещением, находящимся в доме признанном аварийным и подлежащим сносу.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что оспариваемое постановление администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№ принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие (глава 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, статьи 39-46 Устава Губахинского городского округа). Данное постановление не противоречит ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, так как плата за наем входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за наем установлена в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как и предписано ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за наем устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома в соответствии с ч. 4 ст. 156 ЖК РФ. Жилищным законодательством предусмотрена единственная категория граждан, которая освобождена от уплаты платы за наем – малоимущие граждане и занимающие жилые помещения по договорам социального найма. Кроме того, нормативными правовыми актами Пермского края не установлено, что могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.
Доводы прокурора о том, что оспариваемые пункты противоречат требованиям ст.ст. 60 и 62 Жилищного кодекса РФ, являются ошибочными, поскольку договор социального найма жилого помещения прекращается лишь в связи с утратой (разрушением) жилого помещения (п.5 ст. 83 Жилищного кодекса РФ). При признании дома в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, договора социального найма, заключенные между наймодателем и нанимателем, в данном доме являются действующими.
Таким образом, оспариваемое постановление соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»; принято в соответствии с установленной процедурой органом, уполномоченным на принятие таких нормативных правовых актов; соответствует установленной для этих нормативно правовых актов форме и виду; опубликовано и введено в действие согласно установленным правилам.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору г. Губаха в удовлетворении административного искового заявления о признании п.п. 1.4, 1.6, 1.8, 2.3.1.1, 2.3.2.1, 3.5 приложения Постановления администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа», недействующими.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 марта 2019 года.
Судья: А.А. Зюзиков