РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-293/2020 по административному исковому заявлению Правительства Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюрина О.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Тюрина О.С. (далее по тексту – судебный пристав-исполнитель), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюрина О.С. от 20.11.2019 в рамках исполнительного производства № 11749/19/38052-ИП от 27.08.2019. В обоснование требований административный истец указал, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска по административному делу № 2а-2676/2016 удовлетворены требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности включить в срок до 01.01.2017 пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области, в срок до 01.01.2017 разработать и в срок до 01.05.2018 обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами. 20.11.2019 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства возбуждено исполнительное производство № 11749/19/38052-ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – до 03.11.2019. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.11.2019 с должника министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства № 11749/19/38052-ИП от 20.11.2019. Реализуя предоставленное ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» право на обращение с иском об освобождении от исполнительского сбора, министерство обращает внимание, что в целях исполнения решения суда выполнены мероприятия по включению информации в раздел 1 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области (утв. приказом министерства от 29.12.2017 № 43-мпр). Поскольку в настоящее время сбор нефтесодержащих и загрязненных вод осуществляет только (СКПО) «Самотлор» в порту Байкал, в схему включена информация о планируемых пунктах приема нефтесодержащих сточных вод и мусора с судов. Мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих (НВ), хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ) и твердых коммунальных отходов (ТКО) с судов в акватории озера Байкал» включен в подпрограмму «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014-2020 г.г. государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп); в региональную программу Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2018-2027 годы» (утв. распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 № 139-рп). В рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» в 2017 году выполнено мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих (НВ), хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ) и твердых коммунальных отходов (ТКО) с судов в акватории озера Байкал». 25.12.2017 завершено проектирование, проект предполагает строительство несамоходной станции природоохранного назначения с функцией приема СВ, НВ и ТКО, класса Российского речного регистра + М 3,0, для строительства которой необходимо дополнительное финансирование. Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указано об отсутствии возможности выделения субсидии для строительства несамоходной станции на такое строительство из федерального бюджета. Ответ на обращение министерства о предложении включения проекта «Организация и обустройство приемных пунктов НВ, СВ и ТКО с судов в акватории озера Байкал» в федеральный проект «Сохранение озера Байкал», входящий в состав национального проекта «Экология», не поступал. В рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп) предусмотрено финансирование в 2020 году мероприятии «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» в размере 29060 тыс. руб. из средств областного бюджета. Обращает внимание, что в целях исполнения решения суда в срок до 01.01.2017 министерством информация о пунктах приема включена в схему, утвержденную приказом министерства от 01.12.2016 № 48-мпр, однако указанный приказ признан утратившим силу по решению Иркутского областного суда от 15.06.2017 по делу № 3а-115/2017. В дальнейшем схему утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, включена информация по пунктам приема. В связи с чем министерство от исполнения решения суда не уклоняется, совершает действия, подтверждающие намерение исполнить судебный акт в добровольном порядке.
В письменных возражениях судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. требования не признала, мотивируя тем, что должник после возбуждения исполнительного производства № 11749/19/38052-ИП не воспользовался правом подачи заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения судебного акта, об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда не обращался.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела, отсутствовали.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.10.2016 по административному делу № 2а-2676/2016 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности включить пункты приема в территориальную схему обращения с отходами, разработать и обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены в части.
Возложена обязанность на административного ответчика Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области включить пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области до 01.01.2017.
Возложена обязанность на административного ответчика Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в срок до 01.01.2017 разработать и в срок до 01.05.2018 обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, включив в нее мероприятия по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов.В удовлетворении требований к ответчику Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов отказано.
27.08.2019 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Тюрина О.С., рассмотрев исполнительный документ – исполнительный лист ФС № 023214509 от 17.07.2019, выданный Кировским районным судом г. Иркутска, по делу № 2а-2676/2019, предмет исполнения – возложить обязанность на административного ответчика Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсом и экологии Иркутской области включить пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области до 01.01.2017, в отношении должника Правительства Иркутской области, в пользу взыскателя – Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура, постановил о возбуждении исполнительного производства № 11749/19/38052-ИП в отношении должника Правительства Иркутской области. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Исследованными материалами исполнительного производства № 11749/19/38052-ИП подтверждено, что в установленный для добровольного исполнения срок должник требования исполнительного документа не выполнил.
Постановлением от 20.11.2019 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. в связи с тем, что исполнительный документ должником в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен; не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.ж 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
По информации министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 03.09.2019 № 02-66-6183/19, в рамках исполнения решения суда в раздел 1 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, включена информация о планируемых пунктах приема нефтесодержащих, сточных вод и мусора с судов.
По информации министерства, мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих (НВ), хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ) и твердых коммунальных отходов (ТКО) с судов в акватории озера Байкал включено в: 1) подпрограмму «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 г.г. (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп); 2) региональную программу Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами» на 2018-2027 годы (утв. распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 № 139-рп). В рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» в 2017 году выполнено мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих (НВ), хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ) и твердых коммунальных отходов (ТКО) с судов в акватории озера Байкал». Объем средств 9,9 млн руб.
По информации министерства, 25.12.2017 исполнителем предоставлен проект строительства несамоходной станции природоохранного назначения с функцией приема СВ, НВ и ТКО, класса Российского Речного Регистра (РРР) + М 3,0. Комплектация оборудования, предусмотренная проектом, предполагает очистку сточных вод в соответствии с действующими требованиями законодательства к озеру Байкал. Однако официального подтверждения выделения средств федерального бюджета на финансирование данного проекта из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не поступало.
По информации министерства, в рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 г.г. (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп) предусмотрено финансирование в 2020 году мероприятия «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» в размере 29060 тыс.руб. из средств областного бюджета.
По информации министерства, в целях исполнения решения суда в срок до 01.01.2017 информация о пунктах приема включена в Схему (утв. приказом министерства от 01.12.2016 № 48-мпр), однако указанный приказ отменен по решению Иркутского областного суда от 15.06.2017 по делу № 3а-115/2017.
Судом установлено, что Правительство Иркутской области по результатам совещания о проекте «Байкал-Великое озеро Великой страны» направляло в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения о включении в целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации о т21.08.2012 № 847). В том числе, о строительстве / переоборудовании приемных пунктов нефтесодержащих (НВ), хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ) и твердых коммунальных отходов (ТКО) с судов в акватории озера Байкал.
По информации министерства от 02.12.2019 № 02-66-8863/19, определенные указанной выше схемой плановые объемы финансирования и стоимость объектов не соответствуют фактическим, министерством проводится работа по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий схемы.
Анализируя установленные обстоятельства, принимая во внимание, что в целях исполнения судебного решения в срок до 01.01.2017 министерством информация о пунктах приема включена в схему, утвержденную приказом министерства от 01.12.2016 № 48-мпр, однако указанный приказ признан утратившим силу, в дальнейшем схема утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, куда также включена информация по пунктам приема, суд приходит к выводу о том, что министерство от исполнения решения суда не уклонялось, решение суда частично исполнено.
В подтверждение отсутствия злостного умысла в неисполнении вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на то, что для полного исполнения требований исполнительного документа возникает потребность дополнительного финансирования мероприятий по строительству несамоходной станции природоохранного назначении. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии объективных причин, повлекших нарушение административным истцом срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обязательство включить пункты приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в территориальную схему обращения с отходами Иркутской области, разработать и в срок до 01.05.2018 обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, включив в нее мероприятия по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов, было нарушено административным истцом при наличии вины, суд не установил.
При таких обстоятельствах требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области от 20.11.2019 по исполнительному производству от 27.08.2019 № 11749/19/38052-ИП в размере 50000 руб., суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования Правительства Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворить.
Освободить должника Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области от 20.11.2019 по исполнительному производству от 27.08.2019 № 11749/19/38052-ИП в размере 50000 руб.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 23 января 2020 года