ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-293/20 от 14.04.2020 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-293/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района 14 апреля 2020 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре – помощнике председателя суда Киреевой М.В.,

с участием заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Красникова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия муниципального образования и возложении обязанности принять меры по обеспечению бесперебойного водоснабжения <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района, выразившееся в не принятии мер к обеспечению бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты> области в весеннее -летние периоды 2018-2019 годов. Обязать администрацию муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты> области посредством строительства водозаборной скважины.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе неоднократных проверок обращений жителей <данные изъяты> по факту ненадлежащего водоснабжения населенного пункта в летний период 2018-2019 годов в деятельности администрации МО Красновский сельсовет выявлены нарушения федерального законодательства.

Провекркой установлено, что на территории <данные изъяты> района на протяжении ряда лет имеются проблемы в обеспечении бесперебойного питьевого водоснабжения населения в период с мая по сентябрь каждого года, вследствие чего прокуратурой в отношении ресурсоснабжающей организации МУП «Красновское ЖКХ» в 2017-2018 годах принимались меры прокурорского реагирования по фактам нарушения нормативного уровня оказания коммунальной услуги.

Между тем, администрацией МО Красновский сельсовет действенных мер, направленных на устранение причин перебоев в подаче питьевой воды в летний период до настоящего времени не принято. Мероприятия по разработке проектной документации на строительство водозаборных скважин не проведены, в связи с чем, при планировании бюджета муниципального образования на 2020 год необходимые для строительства объектов водоснабжения финансовые средства в бюджете не предусмотрены.

По данному факту в адрес главы администрации МО Красновский сельсовет 29 ноября 2019 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого действенных мер к устранению нарушений принято не было, в связи с чем в создавшейся ситуации прокурор считает необходимым в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд.

Определением Первомайского районного суда от 26 марта 2020 года к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Красновский ЖКХ».

В судебном заседании заместитель прокурора Первомайского района Оренбургской области Красников В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МУП «Красновский ЖКХ» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Заслушав объяснения заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации МО Красновский сельсовет по факту коллективного обращения жителей <данные изъяты> области по факту ненадлежащего водоснабжения населенного пункта в летний период.

Проверкой установлено, что в целях холодного водоснабжения населения на территории населенного пункта имеется две водозаборные скважины, которые введены в эксплуатацию в <данные изъяты> году. В связи с отсутствием дебета воды, одна из водозаборных скважин не работает. Подача воды осуществляется от одной скважины, на которой установлен насос производительностью 4,0 куб.м/ч, что является недостаточным в целях обеспечения населения водой в поливной период.

В 2016-2017 годах произведен капитальный ремонт водопроводной сети с полной заменой водопровода протяженностью 5,3 км., установлена новая водонапорная башня «Рожновского». Стоимость строительно-монтажных работ составила 2976,5 тыс. руб.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в 2018-2019 годах также имели место проблемы в обеспечении бесперебойного питьевого водоснабжения жителей <данные изъяты> в период с мая по сентябрь, вследствие чего прокуратурой Первомайского района в отношении ресурсоснабжающей организации МУП «Красновское ЖКХ» в 2017-2018 годах принимались меры прокурорского реагирования по фактам нарушения нормативного уровня оказания коммунальной услуги.

30 ноября 2019 года в адрес главы администрации МО Красновский сельсовет было внесено представление прокурора Первомайского района об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа на представление администрации МО Красновский сельсовет Первомайского района от 10 января 2020 года № 1 следует, что в настоящее время администрацией МО Красновский сельсовет начата работа по подготовке сметной документации для проведения государственной экспертизы проекта на бурение новых водозаборных скважин, для включения данного проекта в заявку на участие в отборе муниципальных образований Оренбургской области и проектов строительства, модернизации и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры по государственной программе «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области».

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со статьей 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельскими поселениями, помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Таким образом, вопрос об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения Законом Оренбургской области был закреплен за органом местного самоуправления сельского поселения.

Соответственно, на положения пунктов 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, к перечню вопросов местного значения сельских поселений, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия сельских поселений в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Уставом МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения ( ст.5 ч.1 п.4).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Устава МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета.

Таким образом, организация водоснабжения населения в <данные изъяты> области отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

В <данные изъяты> имеется центральный водопровод, 2 скважины, право собственности на которые зарегистрировано за муницпальным образованием в 2016 году. В настоящее время вода подается с одной скважины, насос в ней производительностью 4,0 куб.м./ч. Указанного количества воды недостаточно для обслуживания населения и социальных объектов.

По информации администрации Первомайского района и администрации МО Красновский сельсовет Перпвомайского района от 27 ноября 2019 года в <данные изъяты> области имеется 263 домовладения, в которых постоянно проживают 672 человека. 70 % населения с.Красное составляют жители 45 лет и старше. На территории села действуют социальные объекты: средняя школа, детский сад, сельский Дом культуры, ФАП, пограничная застава, магазины.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком в целях проведения изыскательных работ по обнаружению запасов питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, получено гидрогеологическое заключение.

Согласно гидрогеологическому заключению, подготовленному <данные изъяты> от 29 марта 2018 года о возможности хозяйственно-питьевого водоснабжения <данные изъяты> области, наиболее перспективным источником водоснабжения <данные изъяты> является водоносный четвертичный аллювиальный горизонт. Наиболее оптимальный вариант размещенения будущего водозабора- <данные изъяты>.

Однако до начала выполнения комплекса работ по бурению новой скважины необходимо проведение геолгоразведочных работ по поиску воды, земеров дебета и объемов запасов воды.

Для выполнения комплекса работ по бурению новой водозаборной скважины административным ответчиком направлены запросы в <данные изъяты> по составлению Проекта на бурение водозаборной скважины и оценки стоимости этих работ. Из представленной по запросам информации следует, что ориентировочная стоимость проекта на бурение 2 водозаборных скважин глубиной до 70 метров составляет 750 тыс. рублей, стоимость бурения одной скважины 980 тыс. рублей. Таким образом, общая стоимость проекта составляет 2710 тыс. рублей.

Доходы бюджета муниципального образования на 2019 год по состоянию на 31 октября 2019 года составляли 6481 тыс. рублей, расходы 6700 тыс. рублей, что свидетлдьствует о наличии дефицита бюджетных средств в размере 3,3 %.

05 июля 2019 года администрацией МО Красновский сельсовет в адрес администрации Первомайского района направлено информационное письмо с просьбой о выделении денежных средств на оплату работ по подготовке проектной документации и бурению двух скважин в с<данные изъяты> в 2020 году.

Как следует из информации администрации МО Красновский сельсовет Первомайского района от 27 ноября 2019 года, в 2020 году администрацией МО Красновский сельсовет будет подготовлена сметная документация, проведена государственная экспертиза проекта на бурение новых водозаборных скважин, для включения данного проекта в заявку на участие в отборе муниципальных образований Оренбургской области и проектов строительства, модернизпации и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры по государственной программе «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области».

Вместе с тем, до настоящего времени, администрацией МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объеме действия по организации водоснабжения населения <данные изъяты>, с тем, чтобы гражданам, проживающим в <данные изъяты>, в весенне -летние периоды обеспечивалась возможность бесперебойной подачи питьевой воды надлежащего качества и в объемах, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

По информации административного ответчика, проблема с водоснабжением в <данные изъяты> существует уже более 10 лет, особенно в летние периоды из-за низкого дебета воды в скважинах, которые действуют с <данные изъяты> года.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области должных мер для организации бесперебойного водоснабжения населения с<данные изъяты>

Переписка с проектно-изыскательными организациями и администрацией Первомайского района Оренбургской области не свидетельствует об организации на территории сельского поселения бесперебойного водоснабжения.

Указанное свидетельствует о бездействии администрации МО Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты> в весенне-летние периоды 2018-2019 годов.

В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств организацию водоснабжения, в том числе посредством строительства новых водозаборных скважин, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135).

Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заявленные требования прокурора Первомайского района к администрации Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры к обеспечению бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты> посредством строительства новой водозаборной скважины, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Срок, о котором просит прокурор (в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу), по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на обеспечение бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты>

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в не принятии мер к обеспечению бесперебойного водоснабжения населения <данные изъяты> в весенне-летние периоды 2018-2019 годов.

Обязать администрацию муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обеспечению бесперебойного водоснабжения населения с<данные изъяты> посредством строительства водозаборной скважины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья Д.Р. Стройкина

Решение в окончательной форме принято 17 апреля 2020 года

Судья Д.Р. Стройкина