Административное дело № 2А-293/21
УИД 24RS0055-01-2021-000216-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уяр25 мая 2021 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сержановой Е.Г.,
при секретаре: Ивановой Е.А.,
с участием представителей административного истца помощников прокурора Уярского района Величевой Е.Н., ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к КГБОУ «Уярская школа-интернат» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уярского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к КГБОУ «Уярская школа-интернат»о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Свои требования административный истец в судебном заседании поддержал в полном объеме. В своем административном исковом заявлении мотивировал следующим. Прокуратурой Уярского района проведена проверка в КГБОУ «Уярская школа-интернат».Вопреки требованиям п. 5 Требований № приказом директора образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении лица, ответственного за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении» назначена заместитель директора по ФИО3 А., которая руководителем Учреждения не является, деятельность по непосредственному руководству деятельностью работников не осуществляет.Указанное нарушение требований закона может повлечь за собой отсутствие своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте образования, отсутствия необходимого взаимодействия руководителя учреждения с оперативными службами в случае возникновения угрозы или совершении террористического акта.
В связи с выявленным нарушением 20.01.2021 в адрес директора КГБОУ «Уярская школа-интернат» принесен протест приказ директора КГБОУ «Уярская школа-интернат» от 09.08.2019 № 149 «О назначении лица, ответственного за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении». Однако по результатам рассмотрения указанного акта реагирования, требования прокурора отклонены в полном объеме, в возложении обязанностиза антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении на директора отказано.
Указанное влечет несоблюдение основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, отсутствие надлежащей организации антитеррористической защищенности объекта: может повлечь за собой отсутствие своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об угрозе совершенияили о совершении террористического акта на объекте образования, отсутствия необходимого взаимодействия руководителя учреждения соперативными службами в случае возникновения угрозы или совершении террористического акта; а также является несоблюдением требований прокурора.
Представитель ответчика КГБОУ «Уярская школа-интернат» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что он не может в рамках своих полномочий издать приказ о возложении обязанностей на себя. В случае удовлетворения исковых требований данныйвид деятельности фактически останется без руководителя.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов", Правительство РФ наделено правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктом 5 Требований № 1006 к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий)установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно Письма Министерства просвещения РФ от 28 января 2020 г. N ВБ-85/12 «О направлении методических рекомендаций», для обеспечения антитеррористической защищенностив соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением N 1006, руководитель организации - правообладателя объектов (территорий) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению антитеррористической защищенностиобъекта (территории):
1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенностиобъектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
2. План мероприятий организации по исполнению постановления N 1006.
3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).
4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).
5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).
6. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).
Согласно письма Министерства цифрового развития, связии массовых коммуникаций РФ от 10 апреля 2020 г. N ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций», в соответствии с пунктом 5 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях), а раздел IV данного постановления определяет контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций.
Судом установлено, что прокуратурой Уярского района проведена проверка в КГБОУ «Уярская школа-интернат». В ходе проверки установлено, что приказом директора образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении лица, ответственного за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении» назначена заместитель директора по ФИО3 А..В связи с выявленным нарушением 20.01.2021 в адрес директора КГБОУ «Уярская школа-интернат» принесен протест приказ директора КГБОУ «Уярская школа-интернат» от 09.08.2019 № 149 «О назначении лица, ответственного за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении». Однако по результатам рассмотрения указанного акта реагирования, требования прокурора отклонены в полном объеме, в возложении обязанности за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении на директора отказано.
Из Устава КГБОУ «Уярская школа-интернат» следует, что должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников является директор данного учреждения.
При таких обстоятельствах возложение ответственности заантитеррористическую защищенность объектаКГБОУ «Уярская школа-интернат»на заместителя директора по АХР Б. является нарушением пункта 5 Требований № к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий).
Вопреки доводам административного ответчика, законом, а также административным истцом не указаны требования о необходимости проведения всех мероприятий по антитеррористической деятельности директором школы. Поскольку действительно, директор может в соответствии с законом и уставом образовательного учреждения делегировать часть своих обязанностей. Вместе с тем, ответственным за антитеррористическую защищенность объекта является директор, который данную ответственности не может переложить на своего заместителя.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора Уярского района удовлетворить, признать бездействие КГБОУ «Уярская школа-интернат», выразившееся в отказе в возложении обязанности за антитеррористическую безопасность в образовательном учреждении на директора незаконным и возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, ст. 226 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к КГБОУ «Уярская школа-интернат» о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие КГБОУ «Уярская школа-интернат» по изданию приказа о возложении ответственности за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) КГБОУ «Уярская школа-интернат» на директора КГБОУ «Уярская школа-интернат», незаконным.
Обязать КГБОУ «Уярская школа-интернат» возложить на директора КГБОУ «Уярская школа-интернат» обязанность издать приказ о возложении ответственности за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) КГБОУ «Уярская школа-интернат» на директора КГБОУ «Уярская школа-интернат».
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий Сержанова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.