Дело 2а-2945/2021
УИД 03RS0№-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2021 г. <адрес> РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ФИО13
при секретаре ФИО11
с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора РБ ФИО12
при участии административного истца председателя участковой избирательной комиссии №ФИО14
представителя административного истца председателя участковой избирательной комиссии №ФИО15 - ФИО16 действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика ФИО17
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя участковой избирательной комиссии №ФИО20 к члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО18 об отстранении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО21 от участия в работе УИК №,
РЕШЕНИЕ:
Председатель участковой избирательной комиссии №ФИО22 обратилась в суд с административным иском об отстранении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО23 от участия в работе УИК №, указав, что член избирательной комиссии № с правом совещательного голоса ФИО24 включенная в состав комиссии по представлению регионального отделения партии КПРФ при осуществлении полномочий члена участковый избирательной комиссии, в ходе проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ воспрепятствовала работе избирательной комиссии и ее членов, выраженных в ведении обсуждений и разговоров с избирателями, нахождении в помещении для голосования без средств индивидуальной защиты, ознакомление с персональными данными избирателей, нахождении в непосредственной близости за спинами членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, что создает нервозную обстановку в работе комиссии. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом выезда по заявлению членов территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного просит отстранить от участия в работе УИК № члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО25, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Представитель Территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в отсутствии не явившихся сторон в порядке ст. 150 КАС РФ.
В судебном заседании административный истец председатель участковой избирательной комиссии №ФИО26. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила суду, что имеются нарушения со стороны административного ответчика ФИО29 имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО27 препятствовала работе избирательной комиссии, находилась в помещении для голосования без средств индивидуальной защиты, ознакомилась с персональными данными избирателей, находилась в непосредственной близости за спинами членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, создавала нервозную обстановку в работе комиссии.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО31 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик ФИО32 возражала против удовлетворения иска, пояснила, что нормы законодательства не нарушала, работала в маске, была корректной, к избирателям не подходила.
Помощник Туймазинского межрайонного прокурора РБ ФИО33 на судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку административным истцом не представлены доказательства нарушения прав и свобод других лиц, находящихся в помещении избирательного участка или препятствующего реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством Российской Федерации полномочий.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 64 Закона N 67-ФЗ председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
В соответствии с ч. 12 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав), член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
В силу части 6 статьи 244 КАС Российской Федерации, решения суда о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования подлежат немедленному исполнению.
Исходя из приведенных выше норм права, доказательства противоправного поведения членов избирательной комиссии, а также наблюдателей и кандидатов депутаты, нарушающего права и свободы других лиц, находящихся в помещении избирательного участка или препятствующего реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством Российской Федерации полномочий, должны представляться истцом суду первой инстанции в целях их оценки по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации и принятия решения, отвечающего требованию части 2 статьи 176 этого же процессуального закона. По этим же основаниям возражения лиц, в отношении которых подан иск о немедленном отстранении от участия в работе избирательной комиссии или немедленном удалении из помещения для голосования, должны представляться суду в судебное заседание.
Как следует из материалов дела, ФИО34 является членом территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> РБ с правом совещательного голоса избирательного участка № (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное председателем участковой избирательной комиссии ФИО38 действительным до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией избирательного участка № был составлен акт, из которого усматривается, что на протяжении периода времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со стороны членов комиссии с правом совещательного голоса ФИО36ФИО37. на членов комиссии с правом решающего голоса оказывалось нервная обстановка, воспрепятствовали работе избирательной комиссии и ее членов, выраженные в ведении обсуждений и разговоров с избирателями, нахождении в помещении без средств индивидуальной защиты, находились в непосредственной близости за спинами членов участковой комиссии с правом решающего голоса, записывали в блокноты персональные данные избирателей, в том числе фамилию и место жительство.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ членами территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> РБ ФИО1 и ФИО40 составлен акт, из которого следует, что член УИК с правом совещательного голоса от ПП КПРФ – ФИО39 и член УИК с правом совещательного голоса от кандидата ФИО41. препятствуют работе комиссии, подходят к членам УИК с правом решающего голоса, заглядывают в списки избирателей, нарушают антиковидные ограничения, подходят к избирателям, тем самым нарушая закон о персональных данных, препятствует работе избирательной комиссии, создает нервозную обстановку.
В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля были допрошены ФИО43. и ФИО42 являющиеся членами территориальной избирательной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
ФИО44. на судебном заседании пояснил, что является членом Территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, партия «Справедливая Россия». ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня в Территориальную избирательную комиссию поступило заявление председателя комиссии ФИО45 о том, что две гражданки – представители КПРФ, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса создают нервозную обстановку, своими действиями срывают избирательный процесс. С ФИО51. - представителем КПРФ, членом Территориальной избирательной комиссии выехали на место. По приезду увидели, что ФИО47 стояла в конце зала, рядом с председателем комиссии, за спинами работающих членов участковых избирательной комиссии, нарушая дистанцию. Она мешала их работе, подходила, смотрела журналы со списками избирателей с их персональными данными, держала записную книжку, куда вносила данные избирателей, тем самым нарушала Закон о персональных данных, также не соблюдала антиковидные меры. ФИО48 хотела подойти ко мне, я отказался с ней говорить, не нарушал дистанцию. Нервозность членов комиссии выражалась в том, что ФИО50 стояла за спиной и этим мешала работать. Наблюдающие также подходили к нему и жаловались на ФИО49
ФИО52 на судебном заседании пояснил, что является членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представитель ТИК. ДД.ММ.ГГГГ около 10.00 часов поступило заявление. В 11.40 часов мы прибыли в школу №<адрес>. Увидели, что представитель УИК с правом совещательного голоса находится за спинами членов комиссии, записывала данные избирателей. ФИО53 сообщила ему, что в ходе работы допущены ошибки, на что он пояснил, чтобы всё фиксировали письменным заявлением. Члены комиссии находились без маски, то есть со спущенными масками, после замечаний исправили ситуацию. ФИО54 заходила за спину членов комиссии, что создавало у последних нервозность. Свидетель не видел, чтобы ответчик заглядывала в списки избирателей. Маска у ФИО56 была спущена на подбородок, в руках были ручка и блокнот, что именно записывали, он не видел.
Федеральный закон N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 названного Федерального закона деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
В силу пункта 22 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
Согласно пункту 23 статьи 29 указанного Федерального закона, член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно акту о нарушении членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО58 было нарушено действующее законодательство Российской Федерации о выборах, а именно, ФИО57 мешала членам избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка №, создавала нервозную обстановку. При этом она знакомилась с персональными данными избирателей.
Согласно пункту 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу части 1 статьи 62 настоящего Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Между тем, из представленных в материалы дела доказательств, не следует о воспрепятствовании административным ответчиком ФИО59. работы участковой избирательной комиссии.
Представленные стороной истца доказательства, а именно фотографии не являются доказательствами отвечающими требованиям относимости, допустимости и достаточности, поскольку невозможно по указанным фотографиям идентифицировать, когда были произведены данные фото, где и кто находится на изображении.
Сведений о создании нервозной обстановки, к тому же не обладающей правовой категорией, истцом не представлено. Законодательство о выборах не содержит данной дефиниции (нервозная обстановка) как условие отстранение члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса от участия в работе УИК.
Доказательств неопровержимо устанавливающих в действиях административного ответчика нарушений норм законодательства о выборах и референдуме, административным истцом также не представлено.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому при рассмотрении дел об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов в связи с установленным решением суда фактом подкупа избирателей суду необходимо выяснять, имелись ли при принятии соответствующей комиссией оспариваемого решения вступившие в законную силу постановление суда о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.16 КоАП РФ, либо приговор суда о привлечении к уголовной ответственности по пункту "а" части 2 статьи 141 или по части 2 статьи 142 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми установлен факт подкупа.
По смыслу п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" стороны должны представить постановление об административном правонарушении, вступившие в законную силу.
В связи с чем суд отклонил ходатайство прокурора об истребовании административного материала о привлечении ФИО60 к административной ответственности по ст. 5.69 КоАП РФ, поскольку сведений о рассмотрении дела по существу мировым судьей и вступление в законную силу, не имеются. Согласно доводам административного истца материал находится на оформлении в ОМВД по <адрес>.
Административным истцом представлены сведения о том, что ФИО61 нарушала антиковидные ограничения, то есть находилась в общественном месте без средств индивидуальной защиты (маски), не соблюдала дистанцию.
Вместе тем, за данные действия предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция указанной нормы предусматривает исключительно штраф виновного лица и не содержит санкции дисквалификации должностного лица. Родовой объект указанных норм является не тождественным (глава 5, глава 20 КоАП РФ).
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления председателя участковой избирательной комиссии №ФИО64. к члену избирательной комиссии ФИО62 об отстранении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО63 от участия в работе УИК №
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления председателя участковой избирательной комиссии №ФИО67 к члену избирательной комиссии ФИО68 об отстранении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО66 от участия в работе УИК №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Л.М. Кабирова