ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2949/2016 от 23.11.2016 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-2949/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2016 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Гладких Е.В.

при секретаре Лобовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Сосновского района Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Сосновского района Челябинской области обратилась в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит:

признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в части непризнания конкурса, назначенного на 02 сентября 2015 года и 28 декабря 2015 года несостоявшимся, и не назначению нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения;

возложить обязанность на Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области по признанию конкурса, назначенного на 02 сентября 2015 года, впоследствии на 28 декабря 2015 года несостоявшимся;

возложить обязанность на Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области по назначению конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В качестве основания административного иска указано, что решением Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 10 августа 2015 года «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль» решено провести конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль. Проведение назначено на 02 сентября 2015 года. В соответствии с решением совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 08 сентября 2015 года в Устав сельского поселения внесены изменения и дополнения, касающиеся порядка избрания глав поселения. Согласно новой редакции Устава глава сельского поселения избирается Советом депутатов поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по результатам конкурса сроком на 5 лет. Согласно п. 9 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль, утвержденного решением от 31 июля 2015 года с учетом изменений, внесенных решением от 04 декабря 2015 года, решение об объявлении принимается в случае истечения срока полномочий главы поселения; досрочного прекращения полномочий главы поселения, признания конкурса несостоявшимся, непринятия советом депутатом решения об избрании главы поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса. Конкурс по отбору кандидату на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль, назначенный на 02 сентября 2015 года, впоследствии на 28 декабря 2015 года, согласно решению от 04 декабря 2015 года , не состоялся. Срок полномочий главы сельского поселения Новый Кременкуль истек 28 ноября 2015 года. До настоящего времени Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль, назначенный на 02 сентября 2015 года, впоследствии на 28 декабря 2015 года, несостоявшимся не признан, несмотря на истечение полномочий главы сельского поселения в ноябре 2015 года. Новый конкурс по отбору кандидату на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль Советом депутатов не назначен. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 27 января 2016 года, вступившим в законную силу 04 мая 2016 года, решение Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 10 августа 2015 года признано не соответствующим нормативно-правовым актам. Бездействие Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль противоречит требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Челябинской области № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», Уставу сельского поселения Новый Кременкуль. Несоблюдение требований федерального законодательства в части не признания ранее назначенного конкурса несостоявшимся и не назначения нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения влечет осуществление полномочий главой сельского поселения Новый Кременкуль ФИО1 после истечения указанных полномочий свыше 8 месяцев, нарушает права жителей указанного сельского поселения на легитимность функционирования органов местной власти, игнорирование принципа верховенства и неукоснительного соблюдения закона на территории муниципального образования.

Помощник прокурора Саренко О.Г. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представители административного ответчика Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль ФИО2, ФИО1 в судебном заседании административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласился.

Представитель заинтересованного лица администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала.

Суд, выслушав прокурора, представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Из материалов дела суд установил, что согласно ст. 28 Устава сельского поселения Новый Кременкуль, принятого решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль от 12 января 2006 года, глава сельского поселения является высшим должностным лицом поселения, срок полномочий 5 лет.

Решением избирательной комиссии сельского поселения Новый Кременкуль от 28 ноября 2010 года Главой сельского поселения Новый Кременкуль избран ФИО1 (л.д. 15).

Согласно постановлению администрации сельского поселения Новый Кременкуль от 29 ноября 2010 года ФИО1 вступил в должность главы сельского поселения Новый Кременкуль (л.д. 16).

Решением Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 10 августа 2015 года «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль» решено провести конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль 02 сентября 2015 года.

В связи с назначением конкурса Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в адрес главы Сосновского муниципального района Челябинской области 10 августа 2015 года направлено требование о назначении половинный членов конкурсной комиссии (2 человека) и направлении копии решения о назначении в Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль (л.д. 20).

25 августа 2015 года в адрес главы Сосновского муниципального района Челябинской области повторно направлено письмо Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль о формировании конкурсной комиссии со стороны администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (2 человека) (л.д. 21).

В письме от 28 августа 2015 года Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль вновь просит главу Сосновского муниципального района Челябинской области назначить половину членов конкурсной комиссии (2 человека) и срочно направить копию решения о назначении в совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в срок до 01 сентября 2015 года. В письме также сообщено, что федеральным законодательством не установлена возможность переноса конкурса по причине, что не определены члены конкурсной комиссии администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области. Неисполнение обязательного требования законодательства о назначении членов комиссии является бездействием должностного лица (л.д. 22-23).

21 сентября 2015 года в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области поступило повторное требование Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 17 сентября 2015 года о назначении членов конкурсной комиссии и направлении копии решения о назначении (л.д. 24).

Письмом Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 04 декабря 2015 года глава Сосновского муниципального района Челябинской области уведомлен об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль и начале формирования конкурсной комиссии в соответствии с решением Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 10 августа 2015 года . Сообщено о переносе дня для проведения конкурса на 28 декабря 2015 года, о назначении первого заседания конкурсной комиссии на 23 декабря 2015 года. Разъяснен порядок назначения членов конкурсной комиссии (л.д. 25).

Разрешая требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в части непризнания конкурса, назначенного на 02 сентября 2015 года и 28 декабря 2015 года несостоявшимся, возложении обязанности по признанию данного конкурса несостоявшимся, суд учитывает следующее.

Согласно п. 2.1. ст. 36 Федерального закона от ДАТА № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» (в редакции, действующей до 02 июня 2016 года) главы муниципального района (далее - район), городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.

Решением Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 04 декабря 2015 года внесены изменения в Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы сельского поселения Новый Кременкуль, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 31 июля 2015 года (л.д. 26-35, далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка для проведения конкурса создается конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия считается сформированной со дня назначения советом депутатов членов комиссии и поступления в совет депутатов уведомления о принятии решения главой Сосновского района о назначении членов конкурсной комиссии. В случае, если Глава Сосновского района не назначил членов комиссии в течение 5 календарных дней со дня уведомления Главы Сосновского района об объявлении конкурса, и начале формирования конкурной комиссии, то предполагаемая дата принятия решением об объявлении конкурса, переносится на 20 рабочий день со дня поступления в совет депутатов уведомления о принятии решения Главой Сосновского района о назначении членов конкурсной комиссии. Уведомлением о принятии решения главой Сосновского района о назначении членов конкурсной комиссии считается направление решения Главы Сосновского района о назначении членов конкурсной комиссии в Совет депутатов заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным. К уведомлению прилагается контактные данные назначенных членов конкурсной комиссии с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса для почтовых отправлений, должности и места работы, контактного телефона. После поступления уведомления о принятии решения главой Сосновского района о назначении членов конкурной комиссии совет депутатов своим решением подтверждает сформирование конкурсной комиссии.

Решения конкурсной комиссии по итогам конкурса принимаются открытым голосованием простым большинство голосов от числа членов, присутствующих на заседании. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании, и секретарем конкурсной комиссии (п. 19). Конкурс считает несостоявшимся, если все кандидаты отказались от участия в нем; если не выявлены кандидаты, отвечающие требованиям на должность главы поселения (п. 22). В случае, если конкурсной комиссией принято решение о признании конкурса несостоявшимся, или совет депутатов не изберет главу поселения из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, проводится повторный конкурс (п. 26).

Оценив представленные документы, положения вышеуказанных нормативных актов, суд приходит к выводу, что полномочия по признанию конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения принадлежат конкурсной комиссии, одна половина которой формируется Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль (2 человека), а другая половина (2 человека) - главой Сосновского муниципального района Челябинской области. При этом совет депутатов своим решением подтверждает сформирование конкурсной комиссии после поступления уведомления о принятии решения главой Сосновского района о назначении членов конкурной комиссии.

Учитывая, что главной Сосновского муниципального района Челябинской области до настоящего времени в Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль не направлено уведомление о принятии решения о назначении членов конкурсной комиссии, совет депутатов не наделан полномочиями по признанию конкурса несостоявшимся, оснований для признания незаконным бездействия совета депутатов в части непризнания конкурса, назначенного на 02 сентября 2015 и 28 декабря 2015 года несостоявшимся, не назначению нового конкурса, не имеется.

Кроме того, решением Сосновского районного суда Челябинской области от 27 января 2016 года, вступившим в законную силу 04 мая 2016 года, решение Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль» от 10 августа 2015 года признано не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Ж.А.С..

Разрешая требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль по не назначению нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения, суд учитывает следующее.

Как видно из материалов дела Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в августе, сентябре, октябре 2015 года направлялись неоднократные требования главе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о формировании конкурсной комиссии (второй половины, 2 человека), жалобы в прокуратуру Сосновского района Челябинской области Прокуратуру Челябинской области, Губернатору Челябинской области в связи с неисполнением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области данной обязанности.

16 декабря 2015 года Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль обращался в суд с административным иском к главе Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным действий (бездействия) по уклонению от назначения членов конкурсной комиссии для отбора кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль, обязании принять решение о назначении членов конкурсной комиссии доля проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Новый Кременкуль.

Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 14 июля 201 года, вступившим с законную силу 01 августа 2016 года, производство по вышеуказанному административному иску Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль прекращено в связи с отказом Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от административного иска. Как пояснил представитель Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль в судебном заседании, отказ от административного иска связан с тем, что 04 мая 2016 года вступило в законную силу решение Сосновского районного суда Челябинской области от 27 января 2016 года.

В ответ на требование прокурору Сосновского района Челябинской области Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль предоставил информацию о том, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы поселения, объявленный 10 августа 2015 года, находится в процессе проведения, конкурс не признан несостоявшимся. Совет депутатов изучает вопрос о внесении изменений в Устав поселения о порядке избрания главы поселения, в план нормотворческой деятельности вопросы внесения изменений в Устав поселения о порядке избрания главы поселения не вносились. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселения разработан и утвержден. Требования о назначении членов конкурсной комиссии главе Сосновского муниципального района Челябинской области направлялись 10 августа 2015, 24 августа 2015, 28 августа 2015, 17 сентября 2015, 04 декабря 2015 года. 16 декабря 2015 года подан административный иск. В целях обеспечения избрания главы приняты следующие меры: принято решение о проведении конкурса, принято решение о порядке проведения конкурса, принято решение о порядке избрания главы, подан административный иск на главу Сосновского муниципального района Челябинской области, направлены жалобы на бездействие главы Сосновского муниципального района Челябинской области в прокуратуру Сосновского муниципального района Челябинской области, Губернатору Челябинской области, Прокурору Челябинской области (л.д. 13).

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-ЗО (в редакции от 01 июня 2016) «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» глава сельского поселения в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Административным истцом в суд представлено решение Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 08 ноября 2016 года о публичных слушаниях по проекту решения Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Новый Кременкуль».

Согласно указанному проекту пункт 2 статьи 28 Устава сельского поселения Новый Кременкуль предлагается изложить в следующей редакции: «Глава поселения избирается гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах сельского поселения Новый Кременкуль, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет».

Решение Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 08 ноября 2016 года опубликовано в официальном издании органов местного самоуправления сельского поселения Новый Кременкуль – Информационном бюллетене сельского поселения Новый Кременкуль от 10 ноября 2016 года.

Учитывая внесение изменений в Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» 01 июня 2016 года, позволяющих избрание главы сельского поселения в соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах, проведение Советом депутатов сельского поселения Новый Кременкуль процедуры по внесению соответствующих изменений в Устав сельского поселения, суд считает, что предъявление прокурором требований о возложении обязанностей на Совет депутатов по назначению комиссии является преждевременным и удовлетворению не подлежат.

Судом в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, ссылка прокурора на нелегитимность ранее избранного главы ФИО1 необоснованна, поскольку согласно Уставу сельского поселения Новый Кременкуль, положений Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» полномочия главы сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований административного иска прокуратуры Сосновского района Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по признанию конкурса несостоявшимся, назначению конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Новый Кременкуль отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: