ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-294/19 от 30.07.2019 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-294/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск 30 июля 2019 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С., при секретаре Чупровой Т.А., с участием по

с участием помощника прокурора Красноборского района Шабанова Н.Ю.,

административного истца представителей ООО «СельЭнерго» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СельЭнерго» к администрации МО «Алексеевское» о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Алексеевское» от 25.12.2014 №183 «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» на 2015 -2019 г.г.,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «СельЭнерго» (далее по тексту ООО «СельЭнерго», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Алексеевское» о признании недействующим нормативного правового акта – постановления администрации МО «Алексеевское» от 25.12.2014 №183 «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» на 2015-2019 годы».

В обоснование исковых требований указали, что общество является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии. По договору купли-продажи от __.__.______г. истец приобрел у ООО «Капитал» имущественный комплекс, по которому покупатель обязуется соблюдать условия инвестиционных обязательств в отношении объектов, входящих в состав предприятия, в соответствии с Инвестиционной программой развития системы электроснабжения МО «Алексеевское», утвержденной оспариваемым постановлением. Полагают, что данное постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как не предусматривает утверждение инвестиционной программы конкретного юридического лица – субъекта электроэнергетики, принято неуполномоченным органом, по форме и содержанию не соответствует законодательству РФ об электроэнергетике. Инвестиционные обязательства в отношении объектов электросетевого имущества в целях их приватизации должны быть зафиксированы в инвестиционной программе субъекта электроэнергетики, утвержденной Минэнерго России или уполномоченным органом государственной власти Архангельской области. Инвестиционная программа не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977, и не содержит указания на конкретное юридическое лицо – субъекта электроэнергетики, кроме того постановление администрации МО «Алексеевское» противоречит ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 6 ст. 29 Федерального закона «Об электроэнергетике», в связи с чем, подлежит признанию недействующим.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, ООО «Капитал».

В судебном заседании административный истец представители ООО «СельЭнерго» ФИО1, ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивали.

Административный ответчик представитель администрации МО «Алексеевское» участия в судебном заседании не принял. Ранее глава администрации МО «Алексеевское» ФИО3 с административным иском не согласился.

Заинтересованные лица представители министерства энергетики РФ, министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, агентства по тарифам и ценам Архангельской области, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, ООО «Капитал» участия в судебном заседании не приняли, о времени и месте его проведения извещены.

Представитель министерства энергетики РФ в отзыве на иск указал, что законодательством Российской Федерации об электроэнергетике не предусмотрено утверждение документов «инвестиционная программа развития системы электроснабжения муниципального образования» муниципальными органами исполнительной власти. Оспариваемое постановление №183 не может быть признано принятым в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, поскольку оно не предусматривает утверждение инвестиционной программы юридического лица – субъекта электроэнергетики, утверждено органом исполнительной власти, не уполномоченным утверждать инвестиционные программы субъектов электроэнергетики.

Представитель администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в отзыве на иск указал, что оспариваемое постановление №183 является муниципальным нормативным правовым актом, включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области 17.04.2015, номер государственной регистрации RU29008705201500001, указанное постановление официально опубликовано на Интернет-портале МО «Алексеевское». Администрация МО «Алексеевское» не уполномочена на утверждение инвестиционной программы субъекта электроэнергетики и осуществление контроля за ее исполнением, в указанной части постановление № 183 принято администрацией с превышением полномочий и должно быть признано недействующим со дня его принятия.

Представитель ООО «Капитал» в представленном отзыве на административный иск указал, что постановление №183 принято неуполномоченным лицом с нарушением действующего законодательства, инвестиционная программа была условием договора продажи предприятия, заключенного между ООО «Капитал» и ООО «СельЭнерго».

Поскольку административный ответчик и заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителей административного истца ФИО1, ФИО2, заключение прокурора Шабанова Н.Ю., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации муниципального образования «Алексеевское» от 25.12.2014 №183 утверждена инвестиционная программа развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» на 2015-2019 гг. (далее по тексту постановление №183).

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации «Красноборский муниципальный район».

Согласно преамбуле оспариваемого нормативного правового акта, постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

Паспортом инвестиционной программы предусмотрено, что она принята в целях повышения надежности электроснабжения потребителей муниципального образования «Алексеевское», повышения качества оказываемых для потребителей услуг по передаче электроэнергии.

Основным разработчиком программы является администрация МО «Алексеевское», которая также осуществляет контроль за исполнением программы.

Паспортом программы предусмотрены основные направления реализации Программы, ресурсное обеспечение и управление Программой, основные мероприятия по реализации программы и ожидаемые результаты.

К основным направлениям реализации программы отнесено: обеспечение электроэнергией вновь застраиваемых микрорайонов на территории МО «Алексеевское»; обеспечение стабильной и безопасной работы системы электроснабжения на территории муниципального образования «Алексеевское» за счет ее поэтапной реконструкции; реконструкция электроэнергетического комплекса; модернизация оборудования (замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным); повышение надежности и качества оказываемых услуг; антитеррористическая защита объектов электроэнергетического комплекса.

К основным мероприятиям по реализации программы отнесены: реконструкция линий электропередач ВЛ-10 кв, ВЛ-0,4 кв, КТП «Камчатка» с расширением существующей сети, увеличением мощности и устройством наружного освещения по типу светодиодных, на вновь образованных улицах Чистая, Окатава, Восточная и проездах; реконструкция линий электропередач ВЛ-0,4 кв; КТП «Молодежная-2» с заменой наружного освещения по типу светодиодных; линии электропередачи ВЛ-10 кв, ВЛ-0,4 кв, КТП «Больница»; линии электропередач ВЛ-10 кв, ВЛ-0,4 кв, КТП «Больничный Городок»; реконструкция воздушной линии электропередач ВЛ 4 ВЛ 10 пос. Дябрино; реконструкция линии электропередачи ВЛ-0,4 кв «Пилорама лесопункта».

Реализация указанных мероприятий предполагает направление инвестиций на реконструкцию линий электропередач, которая осуществляется за счет средств электросетевой организации, общий объем финансирования определен в размере 20 000 тысяч рублей.

На основании договора купли-продажи от __.__.______г. МО «Алексеевское» (продавец) передало в собственность ООО «Капитал» (покупатель) муниципальное имущество, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач). По условиям указанного договора (п. 3.5 договора) на покупателе лежит обязанность соблюдать условия инвестиционных обязательств в отношении переданного имущества в соответствии с инвестиционной программой развития системы электроснабжения МО «Алексеевское», утвержденной постановлением администрации МО «Алексеевское» от 25.12.2014 №183.

По договору купли-продажи предприятия от __.__.______г. ООО «Капитал» (продавец) передало в собственность ООО «СельЭнерго» (покупателю) предприятие как имущественный комплекс ООО «Капитал» с кадастровым номером 0:0:0:3159, в состав которого входит имущество, указанное в п. 2.1 договора, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач). Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что покупателю известны и он обязуется соблюдать условия инвестиционных обязательств в отношении объектов, входящих в состав Предприятия в соответствие с инвестиционной программой, с учетом переноса администрацией сроков исполнения на период 2018-2022 г.г.

Таким образом, все объекты электросетевого имущества имели обременение (ограничение) в виде инвестиционной программы, утвержденной постановлением администрации МО «Алексеевское» №183 и переданы по договору ООО «СельЭнерго», которое, являясь электросетевой организацией, приняло на себя обязательства за свой счет выполнить условия указанной программы.

По сведениям администрации МО «Алексеевское» за период с 2015 по 2019 годы запланированные инвестиционной программой мероприятия по реконструкции линий электропередач не проводились.

Согласно информации ООО «СельЭнерго» инвестиционная программа исполнена частично, что подтверждается сводной ведомостью и ведомостями работ за октябрь, ноябрь 2018 года и июнь, июль 2019 года.

ООО «СельЭнерго» полагает, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт противоречит положениям федерального законодательства, а также нарушает права и законные интересы общества, поскольку данной инвестиционной программой администрация МО «Алексеевское» передала обязанности по наружному освещению на электросетевую организацию, которая может отвечать только за поставку электроэнергии. В случае неисполнения постановления №183 администрация может привлекать ООО «СельЭнерго» к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, в связи с чем до отмены оспариваемого акта, административный истец обязан исполнять инвестиционную программу, прямо нарушающую его права.

Таким образом, ООО «СельЭнерго» вправе обратиться в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовую основу местного самоуправления, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ), составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4).

Как предусматривалось п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения поселения относились организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Таким образом, решение вопросов организации в границах поселения электроснабжения относилось к полномочиям органов местного самоуправления МО «Алексеевское».

Согласно ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Статьей 30.1 (пункты 1 и 4) Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.

Содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества (п.5 ст. 30.1).

Решение об условиях приватизации указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества принимается после утверждения перечисленных в пункте 4 настоящей статьи инвестиционных программ в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом (п.7 ст. 30.1).

Условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи (п.п.1 п.8 ст. 30.1).

Инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу (п.13 ст. 30.1).

Из указанных выше норм следует, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены особые условия приватизации объектов электросетевого хозяйства, а именно обязательным их обременением обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства). Условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства, включенных в инвестиционную программу субъекта электроэнергетики, порядок утверждения которой определяется положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Абзац 5 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относит лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ.

Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 29 Федерального закона № 29-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №977 утверждены:

критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Пункт 1 и 2 Правил определяют, что порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

Под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.

Учитывая указанное определение можно сделать вывод о том, что утвержденная постановлением №183 инвестиционная программа развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» является таковой, вместе с тем, анализ приведенных норм Федерального закона №35-ФЗ и Правил позволяет сделать вывод о том, что к полномочиям органов местного самоуправления утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе с целью приватизации объектов электроэнергетики, не относится.

При этом утверждение такой инвестиционной программы, по смыслу положений ст. 30.1. Закона № 178-ФЗ, ст.ст. 21, 29 Федерального закона №35-ФЗ, осуществляется только в отношении конкретного субъекта электроэнергетики. Утвержденная инвестиционная программа не содержит указания на конкретное юридическое лицо - субъекта электроэнергетики, что противоречит положениям п.п. 1 п. 4 ст. 30.1 Закона № 178-ФЗ, ст. 29 Федерального закона №35-ФЗ.

Из изложенного следует, что администрация МО «Алексеевское» не уполномочена на утверждение инвестиционной программы субъекта электроэнергетики и осуществление контроля за ее исполнением.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в отсутствие полномочий на его принятие, что является основанием для признания его не соответствующим вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

Учитывая фактические обстоятельства дела, административное исковое заявление ООО «СельЭнерго» подлежит удовлетворению.

Определяя дату, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела применялся, суд признает его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Согласно ч. 11 ст. 11, п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177, 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СельЭнерго» к администрации МО «Алексеевское» о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Алексеевское» от 25.12.2014 №183 «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» на 2015 -2019 г.г. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования «Алексеевское» от 25.12.2014 №183 «Об утверждении инвестиционной программы развития системы электроснабжения муниципального образования «Алексеевское» на 2015 -2019 г.г.

Обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское» опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красноборский районный суд.

Судья Е.С. Белякова