Дело №2а-294/2020
74RS0019-01-2020-000483-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Ахлюстиной Е.М.,
при секретаре Хаировой Ю.А.,
с участием помощника Каслинского городского прокурора Балчуговой Н.В.,
представителя административного истца Куликовой Н.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации Каслинского муниципального района Беляевой Е.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» к администрации Каслинского муниципального район о признании недействующим постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ в части,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» (далее ООО «Вишневогорские коммунальные сети») обратилось с иском к администрации Каслинского муниципального района о признании недействующим п.1.1 постановления администрации Каслинского муниципального района от 04 апреля 2019 года №276 в части отмены постановления администрации Каслинского муниципального района от 25 июля 2017 года №464 с даты принятия как не соответствующее статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Требования по административному иску мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Вишневогорского городского поселения, ООО «Вишневогорские коммунальные сети» и Челябинской областью в лице Губернатора заключено трехсторонне концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения Вишневогорского городского поселения. В силу вышеуказанного соглашения ООО «Вишневогорские коммунальные сети» обязалось за своей счет содержать и использовать централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения, Администрация Вишневогорского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ передала ООО «Вишневогорские коммунальные сети» права владения и пользования на объекты водоснабжения. ООО «Вишневогорские коммунальные сети» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведению суточных вод. Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг. Пунктом 2.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется организациям соответствующим следующим критериям: зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Каслинского муниципального района (подпункт 1); эксплуатирующим объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью (подпункт 2); оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района (подпункт 3). В соответствии с постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Вишневогорские коммунальные сети» имело право на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов, как организация, эксплуатирующая объекты водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью и оказывающая жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района. ООО «Вишневогорские коммунальные сети» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в сумме 14299640 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Каслинского муниципального района отказала в предоставлении субсидии в связи с тем, что постановлением администрации Каслинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ признан утратившим силу. Иного постановления, регулирующего порядок предоставления субсидий во исполнение ст.78 Бюджетного кодекса РФ администрацией Каслинского района не принято. Вышеуказанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Каслинского муниципального района. Принятый нормативный акт - постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании утратившим силу постановления № повлек невозможность получения административным истцом законно установленной субсидии и противоречит ст.78 Бюджетного кодекса РФ, кроме того, повлекло нарушение прав на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг, привело к невозможности своевременной оплаты истцом расходов за электроэнергию, возникла задолженность по заработной плате и в дальнейшем может привести к банкротству общества.
В судебном заседании представитель административного истца Куликова Н.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что ходатайство представителя ответчика администрации Каслинского муниципального района о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с исковым заявлением противоречит положениям ст.208 КАС РФ.
Представитель административного ответчика администрации Каслинского муниципального района Беляева Е.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями, изложенными в административном исковом заявлении не согласилась, в обоснование возражений пояснила, что предоставить субсидию ООО «Вишневогорские коммунальные сети» в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат не представляется возможным, ввиду того, что истцом не эксплуатируются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Каслинский муниципальный район», так же в бюджете Каслинского муниципального района отсутствуют финансовые средства на выплату субсидии ООО «Вишневогорские коммунальные сети» и Порядок на момент обращения за субсидией признан утратившим силу. Признание порядка предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утратившим силу (на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ ) является приведение муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством и устранение противоречий с действующим законодательством. В силу положений законодательства, исходя из взаимосвязанных положений ст.69 и 78 Бюджетного кодекса РФ участники хозяйственного оборота не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств. В соответствии со ст.219 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации срок обращения с административным исковым заявлением ООО «Вишневогорские коммунальные сети» в суд пропущен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив все материалы дела, заслушав заключение помощника Каслинского городского прокурора Балчуговой Н.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив все представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Вишневогорские коммунальные сети» исковых требований к администрации Каслинского муниципального района исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ООО «Вишневогорские коммунальные сети» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализации) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, финансового обеспечения их деятельности, связанной решением вопросов местного значения. ООО «Вишневогорские коммунальные сети» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод на территории Вишневогорского городского поселения Каслинского муниципального района.
Администрацией Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Вишневогорские коммунальные сети» отказано в предоставлении субсидии, ввиду отмены порядка предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец ООО «Вишневогорские коммунальные сети» считает, что принятый нормативный акт администрации Каслинского муниципального района - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании утратившим силу постановления № от ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у администрации Каслинского муниципального района на его принятия, а так же по порядку его опубликования.
Согласно п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп.3 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.213 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия на только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
в соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за представительным органом местного самоуправления закреплена исключительная компетенция по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе бюджетными средствами.
Пунктом 1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно положений ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Как следует из материалов дела постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг. Постановление вынесено в соответствие с положениями ст.78 Бюджетного кодекса, Федерального закона от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2016 года №887 ( в редакции от 18 мая 2017 года) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».
Согласно п.1.1 Порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федерального закона от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Каслинского муниципального района и определяет критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района, а так же порядок возврата субсидии в бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Согласно п.1.2 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется организациям, соответствующим следующим критериям: 1) зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Каслинского муниципального района; 2) эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью; 3) оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района.
Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в периодическом печатном издании Каслинского муниципального района - газете «Красное знамя» от ДД.ММ.ГГГГ№ (11482).
Согласно ст.34 Устава Каслинского муниципального района официальным опубликованием постановлений, изданных в пределах полномочий главы Каслинского муниципального района считается первая публикация полного текста в средстве массовой информации, в котором администрация района является учредителем (соучредителем) ( изменения внесены решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в Устав Каслинского муниципального района»). Зарегистрировано в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено средство массовой информации - периодическое печатное издание «Периодический сборник «Официальный вестник Каслинского муниципального района в том числе для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальным правовых актов по вопросам местного значения и иной официальной информации, опубликовано в газете «Красное знамя» от ДД.ММ.ГГГГ№ (11525).
Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения и дополнения в Порядок предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг», в частности раздел 1 дополнен пунктом 1.3, предусматривающий условия предоставления субсидии: субсидии предоставляются в пределах финансовых средств, предусмотренных в бюджете Каслинского муниципального района на соответствующий год, в случае отсутствия финансовых средства в бюджете Каслинского муниципального района на указанные цели субсидии не предоставляются, субсидия предоставляется организациям, эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Каслинский муниципальный район», за исключением объектов, эксплуатируемых на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Постановление опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ№.
П.1.1 Постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившим силу постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№» вынесенного в целях приведения нормативных правовых администрации Каслинского муниципального района в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и органов местного самоуправления Каслинского муниципального района признано утратившим силу постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг». Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее: а) суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
На основании изложенного суд приходит к убеждению, что оспариваемый нормативно-правовой акт постановление администрации Каслинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1) в части отмены постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ был принят уполномоченным органом - администрацией Каслинского муниципального района в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его принятия, правил введения в действие и опубликования.
Ходатайство представителя административного истца администрации Каслинского муниципального района Беляевой Е.Н. о пропуске административным истцом, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд с административным иском противоречит закону и удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административное исковое заявление ООО «Вишневогорские коммунальные сети» об оспаривании нормативно-правовой акта постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившим силу постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№» подано в период срока его действия в соответствии с ч.6 ст.208 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отмены постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья: