ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-294/2017 от 05.05.2017 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

а-294/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2017 года Дивногорский городской суд Красноярского края в городе Дивногорске в составе:

председательствующего – судьи Вишняковой С.А.,

с участием представителя административного истца Ястребовой Л.В. –Медведевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика администрации г. Дивногорска – Кудашовой С.В., действующей на основании доверенности - пр от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Климосенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ястребовой Л.В. к администрации г. Дивногорска к третьему лицу Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании бездействия в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, незаконным и понуждении к действию по обжалованию отказа в утверждении акта выбора участка лесного фонда, переводу земельного участка из одной категории в другую и регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ястребова Л.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Дивногорска к третьему лицу Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании бездействия в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, незаконным и понуждении к действию по обжалованию отказа в утверждении акта выбора участка лесного фонда, переводу земельного участка из одной категории в другую и регистрации права собственности, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ году по договору купли-продажи приобрела у ФИО3 в собственность земельный участок с кадастровым номером земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для садоводства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке построены дом и баня, на которые произведена государственная регистрация права собственности ДД.ММ.ГГГГ. Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный земельный участок прекращено, земельный участок истребован и передан в собственность Российской Федерации, в ЕГРПН внесена запись о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . При этом данным решением суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен на землях лесного фонда, а администрация г. Дивногорска принимая первоначальное постановление о предоставлении земельного участка под садоводство в собственность граждан, не обладала полномочиями по распоряжению им. Распоряжением губернатора Красноярского края № 389-р от 14.08.2014г. «О мерах по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Красноярском крае» органам местного самоуправления, в том числе города Дивногорска рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Правительство Красноярского края информацию о результатах инвентаризации земельных участков (в том числе о нахождении земельных участков на землях лесного фонда); осуществить кадастровый учет и обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства с ходатайством о переводе земельных участков в категорию земель сельскохозяйственного назначения, после чего принять меры к регистрации на них права муниципальной собственности. На запрос истца администрация <адрес> в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что заявлений от садоводческого некоммерческого товарищества, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером не поступало, а также для рассмотрения вопроса о выводе земельного участка с кадастровым номером из земель лесного фонда СНТ необходимо обратиться в КГКУ «Красноярское лесничество» с заявлением о подготовке акта выбора участка земель лесного фонда. Полагает, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации земельных участков на землях лесного фонда ( в том числе земельного участка с кадастровым номером ),их постановке на кадастровый учет, переводу данных земельных участков в земли сельскохозяйственного назначения и регистрации на них права муниципальной собственности, создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов истца, поскольку являясь собственником недвижимости (дом, баня) она не может приобрести земельный участок, на котором они расположены, в собственность. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности и понудить ответчика к действию по обжалованию отказа в утверждении акта выбора участка лесного фонда, переводу земельного участка из одной категории в другую и регистрации права собственности.

Истец Ястребова Л.В. надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного разбирательства в суд не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ходатайством об отложении не обращалась, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Представитель истца Ястребовой Л.В. – Медведева О.В. в судебном заседании требования иска поддержала с учетом уточнения, по основаниям, изложенным в административном иске и просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации г. Дивногорска Кудашова С.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве, имеющемся в материалах административного дела. Также показала, что администрацией г. Дивногорска проведен комплекс мероприятий по выводу территорий садовых обществ из земель лесного фонда: в частности администрация г. Дивногорска обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края о выборе земельного участка в районе СНТ <данные изъяты> (в границы которого входит земельный участок Ястребовой Л.В.) для последующего его перевода из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения; осуществлен натурный выезд для выбора земельного участка, занимаемого СНТ <данные изъяты> с целью последующего его перевода из состава земель лесного фонда. Акт выбора лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края не утвердило и КГБУ «Красноярское лесничество» вернуло в администрацию данный акт без согласования. Администрации г. Дивногорска фактически было отказано в реализации комплекса мероприятий по переводу земельного участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.

Заинтересованное лицо Министерство лесного хозяйства Красноярского края надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени судебного разбирательства в суд своего представителя не направило, с ходатайством об отложении дела слушанием не обращалось, об уважительности причин неявки представителя суд не уведомило, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Из письменного отзыва на административный иск Ястребовой Л.В. следует, что в <данные изъяты> году в рамках исполнения Распоряжения Губернатора Красноярского края от 14.08.2014 № 389-рг «О мерах по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Красноярском крае» Правительством Красноярского края в целях решения вопроса оформления гражданами прав на садовые, огородные и дачные земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, на части территорий, в том числе города Дивногорска проведены лесоустроительные работы, результаты которых были направлены в адрес органов местного самоуправления. Администрацией г. Дивногорска подготовлен ДД.ММ.ГГГГ. акт выбора участка лесного фонда, в согласовании которого министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края было отказано.

Выслушав представителя административного истца Медведеву О.В., представителя административного ответчика Кудашову С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании истец Ястребова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , из сельскохозяйственных земель с разрешенным использованием для садоводства, расположенным по адресу: <адрес>. Право собственности возникло у истца на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец Ястребова Л.В. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала право собственности на два объекта права: на жилой дом, <данные изъяты>. и баню <данные изъяты>

Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности Ястребовой Л.В. на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <данные изъяты> и земельный участок истребован из ее незаконного владения и передан в собственность Российской Федерации, при этом судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером частично относится к землям лесного фонда. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, объекты права (жилой дом и баня), расположенные на земельном участке с кадастровым номером были зарегистрированы Ястребовой Л.В. уже после вступления в законную силу решения суда о прекращении ее права на земельный участок и истребовании его в собственность Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Ястребова Л.В. в лице своего представителя Медведевой О.В. обратилась к Главе муниципального образования г. Дивногорск с запросом об исполнении органом местного самоуправления МО г. Дивногорска распоряжения губернатора Красноярского края № 389- рг от 14.08.2014 «О мерах по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Красноярском крае» в части проведения инвентаризации земельных участков на землях лесного фонда, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 24:46:1101001:891, об их переводе в земли сельскохозяйственного назначения и регистрации на них права муниципальной собственности.

В ответе представителю Ястребовой Л.В. – Медведевой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ Глава города указал об отсутствии заявлений от СНТ, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером , а также разъяснен порядок подготовки документов по переводу земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.

Разрешая требования истца о незаконном бездействии ответчика в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, суд исходит из следующего.

Распоряжением Губернатора Красноярского края № 389-рг от 14.08.2014 года «О мерах по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Красноярском крае» дано поручение Правительству Красноярского края по созданию межведомственной комиссии и завершении работы по лесоустройству, кадастровому учету земельных участков, в том числе на территории города Дивногорска. Органам местного самоуправления, в том числе города Дивногорска, рекомендовано предоставить в Правительство информацию о результатах инвентаризации земельных участков (в том числе о нахождении земельных участков на землях лесного фонда); после осуществления государственного кадастрового учета земельных участков обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства с ходатайством о переводе земельных участков в категорию земель сельскохозяйственного назначения; после принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе земельных участков в категорию земель сельскохозяйственного назначения принять меры по регистрации на них права муниципальной собственности.

В силу ч. 3 ст. 136 Устава Красноярского края распоряжения губернатора Красноярского края являются индивидуальными правовыми актами, которые согласно ч. 2 ст. 132 Устава края не содержат правовых норм и носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан.

Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.

Проведение процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).

При этом, закон не относит к исключительным полномочиям и обязанностям органов местного самоуправления обращение с таким ходатайством.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.

Несмотря на отсутствие прямой обязанности, ответчика, на обращение с ходатайством о переводе земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, судом установлено, что администрацией г. Дивногорска проведен комплекс мероприятий по выводу территорий садовых обществ из земель лесного фонда, что подтверждается письмом администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя председателя Правительства Красноярского края. Так ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края направлено обращение о выборе земельного участка в районе СНТ <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего его перевода из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. В границы указанного земельного участка входит и земельный участок с кадастровым номером на котором расположены принадлежащие на праве собственности истцу объекты недвижимости (дом и баня), что подтверждается ситуационным планом от ДД.ММ.ГГГГ

Данное обращение было передано из Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в КГКУ «Красноярское лесничество» для подготовки актов выбора лесных участков, что подтверждается письмами Министерства №МПР/5-28655. и № МПР/5-06899 от 02.12.2014г.

Административным ответчиком был подготовлен и направлен ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнений ДД.ММ.ГГГГ) в адрес КГБУ «Красноярское лесничество» акт выбора лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Из письма № МПР /5-11649 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края не согласовало акт выбора лесных участков для сельского хозяйства и вернуло его через КГБУ «Красноярское лесничество». Данные обстоятельства судом установлены из письма КГБУ «Красноярское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ., а также из отзыва Министерства лесного хозяйства Красноярского края на настоящий иск.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что администрацией г. Дивногорска были приняты меры по решению вопроса о переводе земель из состава лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, однако уполномоченным органом субъекта федерации было отказано.

Следовательно, утверждение истца о незаконном бездействии администрации г. Дивногорска по исполнению распоряжения Губернатора Красноярского края № 389-рг от 14.08.2014 г. необоснованно, поскольку как указывалось выше указанное распоряжение носит рекомендательный характер, ответчиком приняты меры по реализации комплекса мероприятий направленных на перевод земель из состава лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

Поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, то оснований у административного ответчика для обращения с заявлением для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации земельного участка в районе СНТ <данные изъяты> в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером , на котором расположены принадлежащие на праве собственности истцу объекты недвижимости (дом и баня), не имелось.

Довод административного истца о том, что она не может реализовать свое право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, не свидетельствует о нарушении ее прав, так земельный участок может быть предоставлен в безвозмездное пользование и аренду на определенный срок. Каких-либо нарушений прав и законных интересов истца при этом не допущено.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии указанного истцом незаконного бездействия административного ответчика в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, то оснований для возложения указанных административным истцом обязанностей оснований не имеется.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с чем в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать за отсутствием правовой состоятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ястребовой Л.В. к администрации г. Дивногорска о признании бездействия в непринятии мер по переводу земельных участков, находящихся на землях лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, постановке их на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, незаконным и понуждении к действию по обжалованию отказа в утверждении акта выбора участка лесного фонда, переводу земельного участка из одной категории в другую и регистрации права собственности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

СОГЛАСОВАНО: Судья _________________________________ С.А. Вишнякова