РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего судьи Серикова В.А., при секретаре Гарькавой А.А., с участием: представителя административного истца Стенина Н.В., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Липатовой С.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2950/2021 по административному исковому заявлению Кармалыги Р.В. к администрации г.о. Тольятти об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги, УСТАНОВИЛ: Кармалыга Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации г.о.Тольятти в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)» и обязать администрацию г.о.Тольятти устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)». В обоснование заявленных требований административный истец указал, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация г.о. Тольятти отказала ему в установлении соответствия вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)». Отказ администрации г.о. Тольятти Кармалыга Р.В. полагает незаконным, нарушающим его права на реализацию исключительного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка, без проведения аукциона. Административный истец указал, что вышеназванный земельный участок принадлежит ему на праве аренды в силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ (2104-2018). Земельный участок расположен в границах территорий общего пользования. В силу п.2 ч.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, на территории г.о. Тольятти регулируется постановлением мэрии г.о. Тольятти от 22.04.2010 года № 1027. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что видом разрешенного использования земельного участка, действие градостроительного регламента на которые не распространяется, может являться, в том числе, вид –«объекты дорожного сервиса». С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положение ч.13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приказ Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014 года, административный истец полагал, что в удовлетворении его заявления об установлении соответствия вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)» административным ответчиком отказано необоснованно. В судебном заседании представитель административного истца Стенин Н.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования не явился, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя. Представитель административного ответчика Липатова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. По смыслу статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков является одним из объективных критериев целевого использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) до 1 января 2021 года орган местного самоуправления городского округа обязан внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. Согласно пункту 13 вышеназванной статьи по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Ранее действующим приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), в соответствие с кодом 4.9.1 которого вид разрешенного использования земельного участка «Объекты дорожного сервиса» включает в себя размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Кроме того, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, а именно: - код 4.9.1.1 «Заправка транспортных средств» - размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса; - код 4.9.1.2 «Обеспечение дорожного отдыха» - размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса; - код 4.9.1.3 «Автомобильные мойки» - размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли; - код 4.9.4 «Ремонт автомобилей» - размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли. Во исполнение положений пункта 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 17 октября 2019 года № 2782-п/1 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Административный регламент). Согласно пункту 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: - постановление администрации городского округа Тольятти об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков; - уведомление об отказе в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков с обоснованием причин отказа. В соответствии с пунктом 2.10.2 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: 1) с заявлением о предоставлении услуги обратилось лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, либо полномочия представителя на действия в интересах заявителя надлежащим образом не оформлены и не удостоверены; 2) ненадлежащее оформление документов: заявление не поддается прочтению, написано неразборчиво; имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления; заявление и документы исполнены карандашом; наличие повреждений не позволяет однозначно истолковать их содержание; 3) обращение заявителя за муниципальной услугой, предоставление которой не осуществляется уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Административного регламента; 4) отсутствие полного пакета документов в соответствии с пунктом 2.8 настоящего административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Результатом административной процедуры является подписанное и зарегистрированное постановление администрации городского округа Тольятти об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги (пункт 3.4.6 Административного регламента). При этом, в силу пункта 3.4.5 Административного регламента при выявлении оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист УАиГ ДГД обеспечивает подготовку уведомления об отказе в предоставлении услуги, подписание его уполномоченным должностным лицом (Приложение N 5). В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги должны быть указаны все основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ Кармалыга Р.В. обратился в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)». Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101170:512 расположен в границах территории и общего пользования, в отношении которой действие градостроительного регламента не распространяется. Договор аренды № (2014-2018) указанного земельного участка первоначально был заключен между территориальными управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самаркой области (ТУ Росимущества в Самарской области) и Кармалыгой И.В. ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшей эксплуатации торгово- остановочного комплекса по адресу: <адрес> Распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный земельный участок передан в муниципальную собственность г.о. Тольятти (л.д. 12-15). В настоящее время стороной по договору аренды земельного участка является Кармалыга Р.В. согласно договору перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Письмом администрации г.о Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N № Кармалыга Р.В. разъяснена невозможность принятия решения администрацией, поскольку правовые основания в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101170:512 классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)» отсутствуют (л.д. 11). При этом в отзыве на административное исковое заявление административный ответчик указывает на то, что заявление Кармалыги Р.В. было рассмотрено администрацией г.о. Тольятти не в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», а в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Между тем, как следует из заявления Кармалыги Р.В., он обращался в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования земельных участков «объекты дорожного сервиса (4.9.1)», т.е. о предоставлении соответствующей муниципальной услуги, предоставление которой регламентируется вышеназванным Административным регламентом, а результатом административной процедуры является либо подписанное и зарегистрированное постановление администрации городского округа Тольятти об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, при этом такое уведомление составляется по форме, установленной Административным регламентом (пункты, 3.4.5, 3.4.6 Административного регламента). Письмо администрации г.о. Тольятти (департамента градостроительной деятельности) от ДД.ММ.ГГГГ № № которым административному истцу фактически отказано в предоставлении муниципальной услуги, не может рассматриваться как результат оказания муниципальной услуги, поскольку отказ в предоставлении муниципальной услуги оформляется уведомлением по установленной форме, которой данное письмо не соответствует, кроме того Административный регламент содержит счерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.2.10.2), однако в вышеуказанном письме администрация г.о. Тольятти на такие основания не ссылается. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление Кармалыги Р.В. об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования земельных участков в установленном соответствующим Административным регламентом порядке рассмотрено администрацией г.о. Тольятти не было, муниципальная услуга Кармалыге Р.В. не была отказана и не было принято отказа в ее предоставлении по установленной форме и основаниям, что нарушает права административного истца, обратившегося за получением соответствующей муниципальной услуги, ввиду чего требование административного истца о признании незаконным отказа в предоставлении ему муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № следует удовлетворить. С целью восстановления нарушенного права Кармалыги Р.В. суд полагает необходимым обязать администрацию г.о. Тольятти (в лице департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти) не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Кармалыги Романа Валериевича об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с КН: № классификатору видов разрешенного использования земельных участков в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденному постановлением администрации г.о. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Кармалыги Романа Валериевича удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г.о. Тольятти в предоставлении Кармалыге Роману Валериевичу муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков». Обязать администрацию г.о. Тольятти (в лице департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти) не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Кармалыги Романа Валериевича об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с КН: № классификатору видов разрешенного использования земельных участков в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденному постановлением администрации г.о. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 23 июня 2021 года. Председательствующий: |