ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2956/2016 от 19.07.2016 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-2956/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ростов-на-Дону 19 июля 2016 года

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Армист Е.П.

при секретаре Куфиловой М.В.,

с участием административного истца Мамедова Р.Ш., представителя административного истца Волкова С.А., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Загорулько В.В., действующей на основании доверенности, заинтересованного лица Дудина Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамедова Р.Ш. к УФМС России по Ростовской области, заинтересованное лицо старший инспектор по ОП ООРВП и ВЖ Дудин Е.Ю., об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Мамедов Р.Ш. обратился с административным иском УФМС России по Ростовской области об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти – решения об отказе в оформлении вида на жительство лица без гражданства, в котором указал, что состоял в гражданстве Республики Азербайджан, прибыл на территорию РФ для постоянного проживания с целью последующего оформления гражданства РФ.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Ростовской области в отношении него был оформлен вид на жительство иностранного гражданина сроком до ДД.ММ.ГГГГ

На территории РФ он постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время без выезда за пределы РФ.

21 октября 2015 г. указом Президента Республики Азербайджан , на основании поданного им заявления о выходе из гражданства Азербайджанской Республики, последнее было прекращено, и он получил соответствующий документ «о выходе из гражданства». Так же у него был изъят общегражданский паспорт Азербайджанской Республики, и удостоверение личности, и получены соответствующие справки об изъятии указанных документов.

В связи с вышеизложенным, он обратился по месту своего жительства в Советский районный ОУФМС по г. Ростову-на-Дону с заявлением о замене выданного ему ранее вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства.

Согласно полученного ответа УФМС России по РО от ДД.ММ.ГГГГ в документировании заявителя видом на жительство лица без гражданства было отказано со ссылкой на необходимость предоставления действительного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Мамедов Р.Ш. обратился в Министерство Внутренних Дел Азербайджанской Республики, а также в Миграционную службу Азербайджанской республики с заявлением о возможности документирования со стороны компетентных органов Республики Азербайджан его удостоверением лица без гражданства (п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). На указанное обращение был получен ответ, что согласно закону Республики Азербайджан "Об утверждении положения о специальных документах лиц без гражданства, постоянно проживающих в Азербайджанской Республике от 30 декабря 1997 года удостоверение лица без гражданства Азербайджанской Республикой выдается только лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Азербайджанской Республике до 1 января 1992 г. К указанной категории лиц заявитель не относится.

На территории Азербайджанской Республики он не проживает с ДД.ММ.ГГГГ, снят с паспортной регистрации, гражданство Республики Азербайджан прекращено в связи с отказом от него и принятием отказа со стороны компетентных органов Республики Азербайджан.

Оформление вида на жительство лица без гражданства необходимо административному истцу в связи с тем, что иного документа, удостоверяющего личность, у заявителя не имеется, а в силу положений ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Отсутствие документа удостоверяющего личность не позволяет заявителю осуществлять юридически значимые действия, а кроме того, необходим для дальнейшего оформления гражданства РФ по наступлению необходимых оснований.

На основании вышеизложенного он просил суд признать незаконным отказ административного ответчика - Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ростовской области, в оформлении ему вида на жительство лица без гражданства, обязав административного ответчика совершить указанные действия

В дальнейшем истец уточнил исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ и в окончательной редакции просил суд признать незаконным отказ административного ответчика - Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ростовской области, в оформлении административному истцу вида на жительство лица без гражданства, обязав административного ответчика совершить указанные действия в установленном законом порядке и сроки.

Административный истец, уведомленный надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, явился. Поддержал заявленные уточненные требования в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель истца, действующий на основании доверенности и ордера адвокат Волков С.А., в суд явился. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика, уведомленного надлежащем образом о времени, месте и дате судебного заседания, явился. Представил письменные возражения относительно доводов административного иска, приобщенные к материалам дела. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо старший инспектор по ОП ООРВП и ВЖ капитан внутренней службы Дудин Е.Ю. в судебное заседание явился, относительно заявленных требований возражал в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, участвующих по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Ростовской области в отношении административного истца был оформлен вид на жительство иностранного гражданина сроком до ДД.ММ.ГГГГ

На территории РФ административный истец постоянно, без выезда за пределы РФ, проживает с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения.

Находясь на территории РФ, административный истец подал в компетентные органы государства своей гражданской принадлежности заявление о выходе из гражданства Азербайджанской Республики. Отказ был принят и гражданство было прекращено ДД.ММ.ГГГГ указом Президента Республики Азербайджан , о чем была выдана справка Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

Так же административный истец был снят с паспортной регистрации по адресу: <адрес>, изъят общегражданский паспорт Азербайджанской Республики и удостоверение личности, что подтверждается справкой Министерства Внутренних дел Азербайджанской Республики Наримановское РУП от ДД.ММ.ГГГГ.

После получения отказа от гражданства принадлежности административный истец обратился по месту своего жительства в Советский районный ОУФМС по г. Ростову-на-Дону с заявлением о замене выданного ему вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства. Согласно полученного ответа УФМС России по РО от ДД.ММ.ГГГГ в документировании заявителя видом на жительство лица без гражданства было отказано со ссылкой на необходимость предоставления действительного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Административный истец обратился в Министерство Внутренних Дел Азербайджанской Республики, а также в Миграционную службу Азербайджанской республики с заявлением о возможности документирования со стороны компетентных органов Республики Азербайджан заявителя удостоверением лица без гражданства. На указанное обращение был получен ответ, что согласно закону Республики Азербайджан "Об утверждении положения о специальных документах лиц без гражданства, постоянно проживающих в Азербайджанской Республике от 30 декабря 1997 года " удостоверение лица без гражданства Азербайджанской Республикой выдается только лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Азербайджанской Республике до 1 января 1992 г. При этом к указанной категории лиц административный истец не относится.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию удостоверяющим его личность.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются, в том числе, вид на жительство.

Как следует из объяснений административного истца отсутствие документа удостоверяющего личность не позволяет заявителю осуществлять юридически значимые действия на территории пребывания в Российской Федерации, что ущемляет его права, приравненные, в соответствии с положениями ст. 4 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к правам и обязанностям граждан РФ.

При этом судом не установлено нарушений пребывания административного истца на территории РФ. Также не установлено, а со стороны административного ответчика не представлено, каких-либо сведений о нарушении требований действующего законодательства в сфере регулирования правового положения иностранных граждан на территории РФ в части отказа административного истца, как иностранного гражданина, от гражданства своей гражданской принадлежности, в период своего фактического законного (легализованного) нахождения на территории РФ. Тем самым, с учет принятия отказа от гражданства со стороны компетентных органов государственной принадлежности административного истца, правовой статус последнего изменился со статуса иностранного гражданина на лицо без гражданства.

При этом суд не может согласиться с позицией административного ответчика в силу нижеследующего.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования во внесудебном порядке, представители административного ответчика ссылаются на отсутствие при изложенных истцом обстоятельствах стандарта и порядка предоставления территориальным органом ФМС России государственной услуги по выдаче (замене) вида на жительство, регламентированного Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215 (ред. от 13.08.2015) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2014 N 31077) (далее - Регламент).

А именно, в соответствии с п. 139 Регламента предусмотрено в случае изменения иностранным гражданином фамилии и/или имени, отчества, даты и места рождения, гражданства он обращается с заявлением в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение в течение 10 дней после получения документа, удостоверяющего личность, выданного полномочным органом государства своей гражданской принадлежности.

При этом, пунктом 139.1 Регламента предусмотрен порядок обмена вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства. А именно, в случае выхода иностранного гражданина, получившего вид на жительство в связи с признанием его носителем русского языка, из гражданства иностранного государства, он обращается с заявлением, составленным в произвольной форме, в территориальный орган ФМС России в течение 10 дней после получения документа полномочного органа (удостоверенного полномочным органом) иностранного государства, подтверждающего выход его из гражданства иностранного государства, для обмена вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства.

Из буквального толкования вышеуказанных норм Регламента следует, что в случае смены гражданства (иных установочных данных) иностранный гражданин обращается в территориальный орган ФМС для получения (замены) ранее выданного вида на жительство иностранного гражданина на новый вид на жительства иностранного гражданина с изменёнными персональными данными иностранного гражданина. В этом случае необходимо предоставление органу ФМС России документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина с новыми установочными (персональными) данными, выданного иностранным государством принадлежности иностранного гражданина.

В случае же выхода иностранного гражданина имеющего вид на жительство иностранного гражданина выданного ему в связи с признанием его носителем русского языка, имеющийся у последнего вид на жительство иностранного гражданина подлежит замене на вид на жительство лица без гражданства. Документ, удостоверяющий личность не требуется, а необходимо подтверждение выхода из гражданства иностранного государства.

Судом установлено, что у административного истца имеется выданный в установленном порядке вид на жительство иностранного государства, последний вышел из гражданства иностранного государства и соответствующие документы компетентных органов, подтверждающие выход из гражданства, были представлены административному ответчику с заявлением о переоформлении вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства.

Исходя из вышеизложенного суд считает отказ административного ответчика в переоформлении заявителю вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства не обоснованным. Иная правовая позиция не позволяет административному истцу пользоваться установленными правами и нести обязанности, регламентированные ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при отсутствии законодательного ограничения на добровольный выход из гражданства государства принадлежности.

Руководствуясь статьями 179, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Мамедова Р.Ш. к УФМС России по Ростовской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ УФМС России по Ростовской области в оформлении Мамедову Р.Ш. вида на жительство лица без гражданства.

Обязать УФМС России по Ростовской области оформить Мамедову Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения: <данные изъяты>, вид на жительство лица без гражданства в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивировочной части решения суда.

Судья

Мотивировочный текст решения изготовлен 25.07.2016 г.