УИД 19RS0001-02-2019-002900-84 Дело № 2а-2957/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 11 июня 2019 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия о признании решения незаконным,
с участием представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (УФАС по Республике Хакасия) о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обжалуемым решением комиссия УФАС по Республике Хакасия отказала в удовлетворении жалобы на незаконные действия конкурсного управляющего ФИО3 при проведении торгов в форме публичного предложения № на площадке <данные изъяты> в отношении имущества ФИО12 по лоту № 1 (сообщение № на ЕФРСБ). Считала данное решение незаконным по следующим основаниям. Торги по данному лоту проведены с нарушением положений Федерального закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Сведения по данному лоту, указанные как на электронной площадке, так и в сообщении № на ЕФРСБ заведомо оформлены и содержат искаженную информацию, чем ввели в заблуждение административного истца, как участника торгов, что свидетельствует об изначальном недобросовестном поведении организатора торгов, позволяющем манипулировать сведениями. Обжалуемое решение не направлено на восстановление законности, поскольку не восстанавливает справедливость в отношении кредиторов должника, которые получают в удовлетворении своих требований в значительно меньшем объеме (цена за имущество, предложенная административным истцом выше на более чем 40%), таким образом, ограничивая конкуренцию, организатор торгов препятствует основным целям конкурсного производства, то есть максимальному удовлетворению требований кредиторов. Организатор торгов действует незаконно, вводя в заблуждение участников относительно срока окончания подачи заявок на участие в торгах. Так, в сообщении № на ЕФРСБ срок окончания подачи заявок указан 06.11.2018, срок подведения итогов на ЭТП <данные изъяты> указан 07.11.2018, однако в обжалуемом решении данные факты не получили правового анализа, т.е. попросту - проигнорированы. Обжалуемое решение содержит недостоверно установленные факты относительно срока окончания предоставления заявок. В частности, в обжалуемом решении указано на то, что «время окончания приема заявок на участие: 19.10.2018 00:00», однако сообщение № содержит иную дату 06.11.2018. Таким образом, решение вынесено на основании неверно установленных фактов, и подлежит отмене. Манипулирование сведениями о датах подведения итогов торгов и датах окончания приема заявок привели к тому, что административный истец была введена в заблуждение относительно сроков внесения задатка с целью обеспечения его поступления организатору торгов ко времени подведения итогов торгов по данному лоту. Задаток был отправлен и получен организатором торгов. Просила решение № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое комиссией УФАС по Республике Хакасия отменить, отменить итоги торгов по обжалуемому лоту, обязать организатора торгов принять по торгам новое законное решение.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий ФИО3
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО Тепловая Генерирующая Компания «Энергия».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании, до рассмотрения дела по существу представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила заявленные административные исковые требования удовлетворить. При этом дополнительно представила письменные пояснения по делу и отзыв на возражения административного ответчика, в которых указала, что законодатель требует строгого соответствия информации, опубликованной на ЕРСФБ и площадке, дабы потенциальные участники торговых процедур не были введены в заблуждение, относительно сроков, времени и иных условий проведения торговых процедур, проводимых в рамках Федерального закона о несостоятельности. Сам факт того, что второй потенциальный участник торгов произвел перечисление задатка по данному лоту 19.10.2018 не только не подтверждает добросовестность поведения организатора торгов, а наоборот - может являться подтверждением заинтересованности организатора торгов в победе в торговой процедуре именно данного участника, поскольку текст сообщения о проведении данной торговой процедуры прямо указывает на дату подведения итогов по лоту 07.11.2018, а, следовательно, на легитимность перечисления задатка таким образом, чтобы обеспечить его поступление на счет организатора к указанной дате. Указанная позиция изложена в определении ВС РФ от 20.05.16 № 307-ЭС15-10940. Организатор торгов безосновательно изменил дату подведения итогов торгов, и, при этом, не предпринял никаких действий в целях обеспечения поступления задатка от административного истца, как от претендента, предложившего наивысшую цену за выставленное на торги имущество, что также противоречит целям реализации имущества банкрота, поскольку понижает степень удовлетворения требований кредиторов (нарушен п. 4 ст. 20 Федерального закона о банкротстве). Указано, что дата проведения торгов определена как ДД.ММ.ГГГГ, при этом подведение итогов торгов было произведено ранее указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ, что ограничило конкуренцию на данных торгах. Произошло нарушение положений п. 1 ст. 449 ГК РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением была рассмотрена в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба № ФИО1 на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ФИО3 при проведении торгов в форме публичного предложения № в отношении имущества ФИО12 по лоту № 1: <данные изъяты> (сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве) и признана необоснованной. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ конкурсным управляющим должника - ФИО12 утвержден ФИО3 Определением Арбитражного суда Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке продажи объектов коммунальной инфраструктуры ФИО12ДД.ММ.ГГГГ в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) организатором торгов размещена информация (сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника - ФИО12 Лот № 1: <данные изъяты> Начальная цена продажи имущества 6 261 435 руб. Дата и время начала подачи заявок: 03.05.2018 00:00 ч. Дата и время окончания приема заявок: 19.10.2018 00:00 ч. Опубликованы объявления о проведении торгов в печатных изданиях <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано на сайте), ДД.ММ.ГГГГ (в печатной версии). Кроме того, объявление о проведении торгов ФИО12 (идентификационный №) размещено на официальном сайте <данные изъяты>. Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества (по лоту №1) на участие в торгах подали заявки 2 заявителя. Организатором торгов рассмотрены заявки, поступившие от заявителей на участие в аукционе, и принято следующее решение: допустить и признать участником торгов заявителя: Общество с ограниченной ответственностью Тепловая Генерирующая Компания «Энергия». Заявка принята 18.10.2018 в 13:03ч. Заявитель представил заявку и прилагаемые к ней документы, предложенная цена составила 630 000 руб., которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов; заявка ФИО1 принята 18.10.2018 в 23:41ч. По заявке принято решение об отказе в допуске к участию в торгах по следующей причине: поступление задатка не подтверждено. В соответствии с Протоколом № от 22.10.2018 о результатах торгов в форме публичного предложения по продаже имущества, победителем торгов признается участник торгов Общество с ограниченной ответственностью Тепловая Генерирующая Компания «Энергия». По результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи социально - значимых объектов с Обществом с ограниченной ответственностью Тепловая Генерирующая Компания «Энергия». Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах, с указанием для всех заявителей наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) физического лица, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а также оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах. Согласно извещению о проведении торгов электронной площадки <данные изъяты> по торгам ФИО12№ в строке «Порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению» указано: «К участию в торгах допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, приведенным в сообщении о проведении торгов, задатки которых поступили на счет должника в установленный срок», в строке «Сроки и порядок внесения и возврата задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток» указано: «Задаток вносится в течение срока представления заявок», в строке «Окончание предоставления заявок на участие» указано: «19.10.2018 00:00». Кроме того, в извещении о проведении торгов электронной площадки <данные изъяты> по торгам ФИО12№ установлены периоды проведения торгов, последний период с 00:00 06.10.2018 по 00:00 19.10.2018. Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка ФИО1, направленная 18.10.2018, представлена в последний период проведения торгов: 06.10.2018 - 19.10.2018. При этом задаток от ФИО1 поступил на расчетный счет ФИО12ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № от 07.11.2018. В свою очередь, Протокол № об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества (по лоту №1) составлен организатором торгов 22.10.2018 в 10:23, после завершения соответствующего периода проведения торгов. Таким образом, исходя из требований п. 6.1.3 главы VI Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, с учетом указанных в сообщении о проведении торгов условий о внесении задатка в течение срока предоставления заявок на участие, заявитель ФИО1, подавая заявку в период проведения торгов, обязана была обеспечить поступление задатка не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов, то есть не позднее 19.10.2018 00:00, чего сделано не было. Из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.05.2018 № 305-КГ18-4809 по делу № А40-23167/17 следует, что основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах может являться только непоступление задатка на специальный счет на дату составления протокола об определении участников (абзац 5 пункта 12 статьи ПО Закона о банкротстве), а не на дату окончания приема заявок для соответствующего периода проведения торгов. В рассматриваемом же случае, ФИО1 не было обеспечено поступление задатка и до даты составления протокола об определении участников 22.10.2018. По дате и времени подведения итогов - 07.11.2018, на которую ссылается заявитель, было установлено, что такое указание даты подведения итогов никоим образом не влияет на результат определения участников торгов, так как в соответствии с п. 12 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве), поступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении торгов, не подтвержден на дату составления протокола об определении участников торгов, то есть на 22.10.2018. Таким образом, конкурсный управляющий должника - МУП «Коммунальные системы», составивший протокол об определении участников 22.10.2018, правомерно отказал ФИО1 в допуске к участию в торгах. Указала, что хоть дата проведения торгов и была ошибочно указана 07.11.2018, то подведение итогов торгов 22.10.2018 было правомерно ввиду поступления только одной заявки, отвечающей установленным требованиям. Отметила, что дата подачи заявок до 23.59 час. 06.11.2018 также является ошибочной, так как последний период проведения торгов определен до 00:00 19.10.2018. При указанных сведениях ФИО1 могла самостоятельно разобраться в окончательном сроке подачи заявок и оплате задатка по проведению данных торгов. Указала, что факт направления протокола об определении участников торгов от 22.10.2018 ФИО4 комиссией при рассмотрения жалобы не проверялся, однако данный протокол был размещен на официальном сайте, находился в общем доступе, в связи с чем ФИО1 знала о таком протоколе, у нее отсутствовали основания для внесения задатка. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО Тепловая Генерирующая Компания «Энергия» директор ФИО5 не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил. До рассмотрения дела по существу представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что комиссия УФАС по Республике Хакассия объективно и всесторонне рассмотрела жалобу ФИО1, в результате чего пришла к правомерному выводу о законности действий конкурсного управляющего должника - ФИО12, ФИО3, составившего протокол об определении участников ДД.ММ.ГГГГ и отказавшего заявителю ФИО1 в допуске к участию в торгах.
В судебное заседание заинтересованное лицо конкурсный управляющий ФИО3 не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых в суд обязательной не признана.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Ч. 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает решение № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии УФАС по Республике Хакасия, указывая на то, что данное решение нарушает права административного истца на участие в торгах, право на защиту конкуренции.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Так, ФИО1 обжаловала указанное решение в Арбитражный суд Республики Хакасия, однако, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в принятии указанного заявления от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на неподведомственность данного спора арбитражному суду и необходимость обращения в суд общей юрисдикции.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии искового заявления ФИО1 к ФИО6 о признании решения незаконным, поступившего в суд ДД.ММ.ГГГГ с указанием о необходимости обращения в порядке КАС РФ.
ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление ФИО1 направила в суд, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что изначально в Арбитражный суд Республики Хакасия ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, то есть в пределах трехмесячного срока для обжалования такого решения, но в принятии заявления ей было отказано. В дальнейшем принимала меры по обжалованию решения, суд приходит к выводу, что трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для оспаривания решения государственного органа, пропущен административным истцом по уважительной причине, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (далее - Положение).
Согласно п. 7.2 Положения территориальный орган имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа.
В силу п. 7.8 Положения территориальный орган имеет право: рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
Ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При этом в пункте 3.1 части 1 статьи 23 указанного Федерального закона закреплено, что антимонопольный орган выдает: организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Статьей 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон о банкротстве) предусмотрена продажа предприятия должника.
Так, в силу п. 4 ст. 110 Федерального закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса. Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.
Согласно п. 5 ст. 110 Федерального закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется путем проведения аукциона в случае, если в отношении этого предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия. Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие (далее - победитель аукциона). Продажа предприятия осуществляется путем проведения конкурса в случае, если в отношении этого предприятия покупатель должен выполнять условия, установленные решением собрания кредиторов или комитета кредиторов в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - условия конкурса). Выигравшим конкурс признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие, при условии выполнения им условий конкурса (далее - победитель конкурса).
В течение тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка. В течение двух месяцев с даты поступления такого требования внешний управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника. При недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости. По итогам продажи предприятия (имущества) должника указанные денежные средства подлежат возврату конкурсному кредитору или уполномоченному органу в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 настоящего Федерального закона (п. 5.1 ст. 110 Федерального закона о банкротстве).
В силу п. 7 ст. 110 Федерального закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.
Согласно п. 7.1 ст. 110 Федерального закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи предприятия должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей. В случае, если в сроки, установленные планом внешнего управления, или в течение двух месяцев с даты представления внешним управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже предприятия должника (если планом внешнего управления сроки утверждения не установлены) собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждены сведения о предприятии, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, внешний управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия должника.
В качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего. Организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия. Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов (п. 8 ст. 110 Федерального закона о банкротстве).
В силу п. 9 ст. 110 Федерального закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника. Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.
Так в силу п. 1 п. 2 ст. 28 Федерального закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет" и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения. Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»» установлено в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определить газету «Коммерсантъ» в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно п. 4.1 ст. 28 Федерального закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
В силу п. 10 ст. 110 Федерального закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
начальная цена продажи предприятия;
величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Согласно п. 11 ст. 110 Федерального закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления. Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя. Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя. Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 12 ст. 110 Федерального закона о банкротстве предусмотрено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
В силу п. 14 ст. 110 Федерального закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом. Для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие: свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы; право участия в торгах без взимания платы; возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов; хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации; защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования; создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов; бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.
Согласно п. 15 ст. 110 Федерального закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов; предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия; результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия); наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов; обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем. Организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах. Решение о признании участника торгов победителем может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов. В течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. В случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.
В течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия. В случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания данного договора в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внешнего управляющего внесенный задаток ему не возвращается и внешний управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи предприятия участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов (п. 16 ст. 110 Федерального закона о банкротстве).
В силу п. 17 ст. 110 Федерального закона о банкротстве в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися. Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.
В силу п. 19 ст. 110 Федерального закона о банкротстве продажа предприятия оформляется договором купли-продажи предприятия, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.
Согласно п. 20 ст. 110 Федерального закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке. Для целей настоящего Федерального закона под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок. Для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме (далее - электронная площадка). Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в сообщении о продаже в обязательном порядке указываются порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах, а также дата, время и место подведения результатов торгов. Указанные данные влияют на процедуру проведения торгов и определения победителя.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № от ДД.ММ.ГГГГФИО12 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. ФИО3 утвержден конкурсным управляющим ФИО12.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Предложение о продаже недвижимого имущества должника и Положение о порядке продажи объектов коммунальной инфраструктуры ФИО12 в редакции, предложенной конкурсным управляющим.
В газете <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение, в котором организатор торгов конкурсный управляющий ФИО12 ФИО3 сообщает о проведении торгов посредством публичного предложения на электронной площадке <данные изъяты>. В частности, указывает, что заявка на участие в торгах и прилагаемые к ней документы подаются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя, с 00:00 ч. 03.05.2018 по 23:59 ч. 06.11.2018. Более подробная информация в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, сообщение №, данная информация подтверждается копией сообщения.
Аналогичное сообщение опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве ДД.ММ.ГГГГ организатором торгов конкурсным управляющим ФИО12 ФИО7 была размещена информация № о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ФИО12 Дата и время начала подачи заявок указано 03.05.2018 00:00, дата и время окончания подачи заявок указано 06.11.2018 23:59. В Правилах подачи заявки указано, что заявка на участие в торгах и прилагаемые к ней документы подаются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя. С 00.000 ч. 03.05.2018 по 23.59 ч. 06.11.2018. К участию в торгах допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, приведенным в сообщении о проведении торгов, задатки которых поступили на счет должника в установленный срок. Задаток вносится в течение срока предоставления заявок. Дата и время торгов 07.11.2018 10.00. Местом проведения торгов указана электронная площадка «<данные изъяты> Прикреплены примерные формы договора о задатке и договора купли-продажи, указанная информация подтверждается скриншотом с данного сайта.
На электронной площадке по продаже имущества должников <данные изъяты> организатором торгов ФИО3 была опубликована информация, что следует из скриншота с сайта. В данной информации указано о проведении открытых торгов посредством публичного предложения, в информации о торгах указано, что начало предоставления заявок 03.05.2018 00:00, окончание предоставление заявок на участие 19.10.2018 00:00, дата и время подведения результатов торгов 07.11.2018 10:00. При этом в разделе «Порядок, место и время предоставления заявок на участие в торгах» указано, что заявка на участие в торгах и прилагаемые к ней документы подаются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя, с 00:00 ч. 03.05.2018 по 23:59 ч. 06.11.2018. Однако в разделе периоды проведения торгов указаны периоды с 03.05.2018 по 19.10.2018. Вместе с тем, на данном сайте в разделе «Дополнительные сведения» имеется отсылка дате публикации сообщения о проведении торгов в газете <данные изъяты>, Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве, и публикации в официальном издании, газете <данные изъяты> где время окончания приема заявок указано 06.11.2018.
18.10.2018 в 13:03 от ООО ТГК «Энергия» поступила заявка № на участие в торгах по лоту № 1 по имуществу ФИО12 предложение о цене 630 000 руб. с приложением документов, оплатившим задаток в размере 313 071,75 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
18.10.2018 от ФИО1 поступила заявка на участие в торгах по лоту № 1 по имуществу ФИО12 предложение о цене 888 000 руб. с приложением документов.
Оплата задатка произведена 06.11.2018 в 19:43 ч. (МСК), что подтверждается чеком по операции <данные изъяты> Онлайн на сумму 313 071,75 руб. В материалы дела представлено платежное поручение № от 07.11.2018, однако в нем указано о поступлении задатка для участия в торгах 06.11.2018.
22.10.2018 организатором торгов был составлен протокол № об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ФИО12 по лоту № 1. В протоколе указано, что период проведения торгов с 06.10.2018 00:00 до 19.10.2018 00:00. Установлено, что ООО ТГК «Энергия» подало заявку 18.10.2018 в 13:03 ч. на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям законодательства и сообщения о проведении торгов по продаже имущества в установленный сообщением о проведении торгов по продаже имущества срок. Заявителем предложена цена приобретения имущества не ниже установленной текущей цены имущества составляющего лот. Заявителем предложена цена приобретения имущества, составляющая 630 000 руб., которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов. К участию в торгах по продаже имущества, составляющего лот, ООО ТГК «Энергия» допускается и признается участником торгов. Вторая заявка поступила от ФИО1 18.10.2018 в 23:41 ч. по заявке принято решение об отказе в допуске к участию в торгах по причине отсутствия подтверждения о поступлении задатка.
Кроме того, 22.10.2018 организатором торгов был составлен протокол № о результатах торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ФИО12 по лоту № 1. В протоколе указано, что в соответствии с протоколом о допуске к участию в открытых торгах № от ДД.ММ.ГГГГ участником торгов является ООО ТГК «Энергия». Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов ООО ТГК «Энергия».
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 и ООО ТГК «Энергия» был заключен договор купли-продажи социально-значимых объектов.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в Омское УФАС России поступила жалоба на неправомерные действия организатора торгов на ЭТП <данные изъяты> в которой она просила отменить протоколы № и № от 22.10.2018 по лоту № 1. В данной жалобе она ссылалась на то, что цена приобретения имущества, указанная ей в заявке от 18.10.2018 более чем на 40% превышала цену, предложенную победившим участником. Датой проведения торгов указано 07.11.2018, в связи с чем по состоянию на 07.11.2018 задаток от ее имени поступил по указанным реквизитам.
Указанная жалоба была передана Омским УФАС России в Хакасское УФАС России для рассмотрения по существу, что следует из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в Хакасское УФАС России поступил отзыв ФИО3 на жалобу ФИО1, в котором он полгал, что данная жалоба не обоснована, так как дата окончания приема заявок определена 19.10.2018 00:00. Указано, что задаток вносится в течение срока предъявления заявок. ФИО1 не был оплачен задаток при подаче заявки в установленный в сообщении срок, он поступил только 07.11.2018.
ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя УФАС по Республике Хакасия № был утвержден состав комиссии по рассмотрению жалоб в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Решением УФАС по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе № постановлено: признать жалобу № ФИО1 на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ФИО8 при проведении торгов в форме публичного предложения № в отношении имущества ФИО12 по лоту № 1: <данные изъяты> (сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве) необоснованной.
Данным решением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) организатором торгов размещена информация (сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника - ФИО12 Лот № 1. Дата и время начала подачи заявок: 03.05.2018 00:00. Дата и время окончания приема заявок: 19.10.2018 00:00. Опубликованы объявления о проведении торгов в печатных изданиях <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано на сайте), ДД.ММ.ГГГГ (в печатной версии). Объявление о проведении торгов ФИО12 размещено на официальном сайте <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ составлены Протокол об определении участников торгов и Протокол о результатах торгов. Согласно извещению о проведении торгов электронной площадки <данные изъяты> по торгам ФИО12№ в строке «Порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению» указано: «К участию в торгах допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, приведенным в сообщении о проведении торгов, задатки которых поступили на счет должника в установленный срок», в строке «Сроки и порядок внесения и возврата задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток» указано: «Задаток вносится в течение срока представления заявок», в строке «Окончание предоставления заявок на участие» указано: «19.10.2018 00:00». Кроме того, в извещении о проведении торгов электронной площадки <данные изъяты> по торгам ФИО12№ установлены периоды проведения торгов: с 00:00 06.10.2019 по 00:00 19.10.2018. Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка ФИО1, направленная 18.10.2018, представлена в последний период проведения торгов: 06.10.2018 - 19.10.2018. При этом задаток от ФИО1 поступил на расчетный счет ФИО12ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № от 07.11.2018. В свою очередь, Протокол № об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества (по лоту № 1) составлен организатором торгов 22.10.2018 в 10:23, после завершения соответствующего периода проведения торгов. Таким образом, исходя из требований пункта 6.1.3 главы VI Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, с учетом указанных в сообщении о проведении торгов условий о внесении задатка в течении срока предоставления заявок на участие, заявитель - ФИО1, подавая заявку в период проведения торгов с 06.10.2018 по 19.10.2018, обязана была обеспечить поступление задатка не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов, то есть не позднее 19.10.2018 00:00, чего сделано не было. По дате и времени подведения итогов 07.11.2018, на которую ссылается заявитель, комиссией антимонопольного органа установлено, что такое указание даты подведения итогов никоим образом не влияет на результат определения участников торгов.
ДД.ММ.ГГГГ копия указанного решения была направлена на электронную почту ФИО1
Вместе с тем, в обжалуемом решении не дана оценка тому, что в трех из четырех опубликованных конкурсным управляющим сообщениях о проведения торгов указана иная дата окончания приема заявок, а именно 06.11.2018, а не 19.10.2018. Не опровергнут довод о том, что ФИО1 была введена в заблуждение организатором торгов в части определения конечной даты предоставления заявок и оплаты задатка.
При этом суд отклоняет довод стороны административного ответчика о том, что ФИО1 имела возможность установить такую дату, так как в карточке торгов четко указано, что дата окончания приема заявок 19.10.2018 00:00, так как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 имела возможность увидеть такую информацию на сайте ЕФРСБ, в представленном ФИО1 скриншоте с данного сайта карточка торгов отсутствует.
Также судом отклоняется довод о том, что крайняя дата подачи заявок определена окончанием последнего периода проведения торгов, то есть 19.10.2018, так как в сообщениях о проведении торгов, в том числе и на сайте <данные изъяты> указано, что дата окончания подачи заявок 06.11.2018 23:59.
Суд считает установленным, что задаток был оплачен ФИО1 06.11.2018 в 19:43 (МСК), то есть в срок подачи заявок до 23:59 06.11.2018, он поступил на счет 07.11.2018, а дата подведения результатов торгов 10:00 07.11.2018.
При этом протокол об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества и протокол о результатах торгов в форме публичного предложения по продаже имущества были составлены организатором торгов 22.10.2018, то есть ранее установленного срока подведения результатов торгов – 07.11.2018, что является в силу выше изложенных норм, недопустимым.
Действуя согласно положениям пункта 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов в целях обеспечения равного доступа всем лицам к участию в торгах после ознакомления с заявками потенциальных участников и выявления в приложенных к заявкам документах, а также в объявлении о проведении торгов недостатков (в данном случае в указании даты окончания подачи заявок) обязан незамедлительно принять меры к их устранению и сообщить об этом заинтересованным лицам. Неверное указание конкурсным управляющим в сообщении о торгах даты окончания подачи заявок и непринятие в связи с этим соответствующих мер привело к невозможности своевременного внесения названными лицами необходимой суммы задатка, тем самым ограничило круг потенциальных покупателей выставленного на продажу имущества должника, повлияв на формирование цены реализации. Такое поведение конкурсного управляющего не согласуется с его обязанностью, установленной пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, и непосредственно затрагивает права должника и его кредиторов, заинтересованных в продаже имущества за наиболее высокую цену, выявленную в ходе представления конкурирующих заявок, данная правовая позиция закреплена в определении Верховного Суда РФ от 20.05.2016 по делу N 307-ЭС15-10940.
При таких обстоятельствах решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, которым указано на отсутствие нарушений в действиях конкурсного управляющего должника МУП «Коммунальные системы», составившего протокол об определении участников 22.10.2018, и отказавшего ФИО1 в допуске к участию в торгах, нельзя признать законным. Данное решение нарушает права административного истца на объективное рассмотрение ее заявления и принятие контролирующим органом предоставленных ему законодательством мер для обеспечения законности в установленной сфере.
При таких обстоятельствах требование ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание данное требование законодательства, суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд Республики Хакасия и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд не находит оснований в целях устранения нарушений прав административного истца обязать административного ответчика отменить итоги торгов по обжалуемому лоту, обязать организатора торгов принять по торгам новое решение, так как данные требования не могут быть возложены на административного истца в порядке п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд Республики Хакасия и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 июня 2019 года.
Судья Ж.Я. Наумова