РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 год город Грозный, ЧР
Заводской районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Шаипова А.М.,
при секретаре: ФИО4,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2 Республики ФИО5, ФИО1 ответчика ФИО1 по ЧР ФИО3 А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-295/19 по иску заместителя прокурора <адрес>ФИО2 Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к ФИО1 по ФИО2 о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>ФИО2 Республики обратился в Заводской районный суд <адрес> ЧР с административным иском, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к ФИО1 по ЧР, в котором просит: признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на Интернет- ресурсе https://groznyy.kalyanyfaraon.ru/katalog-tabaka, информацией распространение которой на территории РФ запрещено; принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной на Интернет-ресурсе https://groznyy.kalyanyfaraon. ru/katalog-tabaka; обязать ФИО1 по ФИО2 ограничить доступ к указанной странице; решение суда направить в ФИО1 по ФИО2 для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен интернет - ресурс, содержащий материалы, связанные с рекламой и употреблением табака, курительных принадлежностей, а именно: https://groznyy.kalyanyfaraon.ru/katalog-tabaka, на которой размещены в публичной демонстрации для неограниченного круга лиц изображения курительных принадлежностей, в том числе кальянов, а также реклама кальянов, табака для кальяна. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетние.
В обоснование своих требований указывает следующее.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» средствах массовой информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Оборотом информационной продукции, согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон №-Ф3) является предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет».
В соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф3 к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, также способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В силу ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф3, не допускается. При этом реклама табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, может быть доступна несовершеннолетним, что пагубно может сказаться на их поведении, образе жизни и воспитании, поскольку каких-либо ограничений для посещения указанного сайта не установлено. Указанное подтверждается актом осмотра сайта от 08.02.2019г., произведенного ФИО1 прокуратуры района в присутствии двух участвующих лиц и скриншотами интернет-ресурса.
Частью 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребление табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам в сети «Интернет», где размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 Республики ФИО5, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ФИО1 по ЧР ФИО3 А.А. с доводами административного искового заявления согласился, административный иск признал в полном объеме, о чем написал письменное заявление, а также указал, что сведений об авторе оспариваемой информации и владельце интернет-ресурса не располагает, положения статей 46, 157 КАС РФ им известны.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)),
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами 1- 3, 6-8 КАС РФ.
Согласно ст. 85 КАС РФ, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <адрес>ФИО2 Республики ФИО5, в присутствии понятых в помещении кабинета прокуратуры района осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлен Интернет-ресурс с адресом https://groznyy.kalyanyfaraon.ru/katalog-tabaka, страница на которой размещены в публичной демонстрации для неограниченного круга лиц изображения курительных принадлежностей, в том числе кальянов, а также реклама кальянов, табака для кальяна. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетние.
Согласно ч.3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений ч.1 и 2 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его ФИО1 заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его ФИО1. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Согласно ч.4 ст.2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком, отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
В ч.2 ст.304 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ч.4 ст.194 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч.4 ст. 2, ч.2 ст. 304 КАС РФ, ч.4 ст. 194 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом. ФИО1 административного ответчика, ФИО1 по ФИО2 А.А. административные исковые требования признал в полном объеме, письменное заявление о признании административного иска приобщено к материалам административного дела, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 179,180, 227, 228 КАС РФ, суд РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес>ФИО2 Республики – удовлетворить.
Признать информацию, размещенной в сети «Интернет» на Интернет-ресурсе https://groznyy.kalyanyfaraon.ru/katalog-tabaka, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать ФИО1 по ЧР ограничить доступ к странице с адресом https://groznyy.kalyanyfaraon.ru/katalog-tabaka, и включить сведения о данном ресурсе в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Верховный Суд ФИО2 Республики через Заводской районный суд <адрес>.
Председательствующий А.М. Шаипов