ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2016 от 26.10.2016 Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Новгород 26 октября 2016 года

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Сидельников М.В., при секретаре судебного заседания ФИО5, с участием административного истца ФИО7 Р.А., представителя ФИО2 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» ФИО29 А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело а-295/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части майора ФИО8 Романа Алексеевича об оспаривании решения ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>» об отказе в компенсации командировочных расходов,

установил:

ФИО9 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в войсковой части . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в центре управления комплексной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть , <адрес>).

Основанием командировки являлись распоряжение Командующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ, телеграммы ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Командующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Тридцатого июня 2016 года ФИО2 УФО МО РФ по <адрес> было письменно отказано в оплате командировочных расходов с мотивировкой, что его поездка не считается командировкой,и что он был зачислен в распоряжение.

Полагая свои права нарушенными, ФИО10 просил суд:

- взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в его пользу командировочные расходы (суточные) в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании ФИО11 настаивал на удовлетворении административного искового заявления и при этом пояснил, что он находился в командировке, из списков личного состава войсковой части не исключался, в распоряжение командира войсковой части не включался, подтверждающие документы были им сданы в ФКУ «УФО по <адрес>», однако в компенсации командировочных расходов ему было отказано.

Представитель ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>»ФИО30 требования административного истца не признала, и при этом указала, что данная поездка ФИО12 в другой населенный пункт на основании п. 125 Приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ не считается командировкой, а понесенные им расходы управление возмещать не обязано.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии телеграммы Командующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ, данное должностное лицо, в соответствии с указаниями ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, требовало откомандировать в распоряжение ФИО2 центра управление комплексной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ сроком на тридцать суток в частности военнослужащего войсковой части капитана ФИО13. При этом, данное должностное лицо указывало, что командированным офицерам при себе иметь предписание на выполнение задания и справку о допуске к государственной <данные изъяты>.

Из копии ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данное должностное лицо требовало продлить срок командировки с ДД.ММ.ГГГГ на 30 суток в частности капитана ФИО14.

Согласно копии телеграммы Командующего Ракетными войсками стратегического назначения исх. КР436/709 данное должностное лицо, в соответствии с указаниями ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НР330/1/115/1, требовало продлить срок откомандирования ФИО15 в центр управления комплексной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 30 суток.

Из копии телеграммы ФИО2 штаба Вооруженных сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данное должностное лицо требовало командировать ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ сроком на тридцать суток в центр управления комплексной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО17 был откомандирован в служебную командировку в центр управления комплексной безопасностью МО РФ (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ и прибыл из служебной командировки ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, с отметками из пункта командирования, служебного задания , следует, что ФИО18, с 7 февраля по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в Центре управления комплексной безопасностью МО РФ (<адрес>) и продовольственное обеспечение в форме организации питания за счет Федерального бюджета во время командировки не осуществлялось.

В соответствии с письменным сообщением ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО19, его авансовый отчет был возвращен без оплаты. При этом ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>» указав, что согласно п. 125 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поездка при временном направлении в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачислении в распоряжение соответствующих командиров (ФИО2) в другие населенные пункты не считается командировкой, отказ в возмещении командировочных расходов мотивировал тем, что согласно телеграмме от ДД.ММ.ГГГГФИО20 откомандировывали в распоряжение ФИО2 центра управления комплексной безопасностью МО РФ, что и подтверждает тот факт, что его поездка не является командировкой.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками…..» определено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации в пределах, не превышающих <данные изъяты> за каждый день нахождения в служебной командировке.

Как следует из постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанного со служебными командировками….», возмещение расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами не более стоимости однокомнатного номера.

Согласно п. п. 118, 120 и 122 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок) военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере <данные изъяты> за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере <данные изъяты> за каждый день нахождения в служебной командировке.

При этом днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт.

Согласно п.п. «е» п. 125 Порядка не считаются командировками поездки военнослужащих временно направленным в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (ФИО2) в другие населенные пункты. При направлении этих военнослужащих в командировки из указанных пунктов в другие пункты командировочные расходы выплачиваются в установленном настоящим разделом порядке.

Из п. 2 Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ «О планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий» видно, что служебная командировка - это направление военнослужащего по распоряжению командира (ФИО2) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.

В судебном заседании было установлено, что ФИО21 на основании распоряжений ФИО2 штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации и Командующего Ракетными войсками стратегического назначения, в период с 07 февраля по ДД.ММ.ГГГГ был откомандирован в Центр управления комплексной безопасностью МО РФ (<адрес>),вне пункта постоянной дислокациивоинской части в которой проходил военную службудля выполнения служебного задания, из списков личного состава части не исключался, в распоряжение ФИО2 Центра не зачислялся.

При таких данных суд считает, что вопреки утверждениям ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>», ФИО22 находился в именно служебной командировке, а поэтому вправе претендовать на возмещение командировочных расходов.

Более того, в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.

Питание за счёт личных средств вне места дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, ссылка ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>», на то обстоятельство, что поездка ФИО23 не относится к командировке, так же не может ограничивать его прав, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданных ему в установленном порядке командиром распоряжений нести дополнительные расходы за свой счёт ввиду того, что командованием в период его выезда в другой населённый пункт не был решён вопрос об обеспечении питанием.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя и положения пунктов 4, 5 статьи 18 Закона убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

В судебном заседании было установлено, что ФИО24 находился в служебной командировке 99 суток безвыездно, питанием не обеспечивался, и, понес суточные расходы.

При таких данных суд приходит к выводу, что действия ФИО2 ФКУ «УФО по <адрес>» связанные с отказом ФИО25 в компенсации командировочных расходов незаконны, а требования ФИО26 о возмещении командировочных расходов (суточных расходов) в сумме <данные изъяты> обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 и 227 КАСРФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление ФИО27 Романа Алексеевича, - удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО28 Романа Алексеевича <данные изъяты> в счет возмещения понесенных командировочных расходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.В.Сидельников