РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 25 апреля 2018г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Слипченко Д.Д.. с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-295-2018 по административному иску ФИО1 к Службе архитектуры Иркутской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, о возложении обязанности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, по заявлению Службы архитектуры Иркутской области о применении к административному иску срока исковой давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Службе архитектуры Иркутской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, о возложении обязанности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, указав в обоснование заявленных требований, что административным ответчиком был подготовлен незаконный и немотивированный отказ во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций от 28.11.2017г. №02-82-846/17 на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках, расположенных в <данные изъяты>, о чём ему стало известно 01.03.2018г. при разрешении спора с участием административного ответчика администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на установку рекламных конструкций и о возложении соответствующей обязанности. Считает отказ Службы архитектуры Иркутской области незаконным, немотивированным, ущемляющим его права на экономическую деятельность, поскольку основанием отказа явилось мнение административного ответчика о том, что размещение рекламных конструкций создаст неблагоприятную визуальную городскую среду и нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения, в то время как действующее законодательство не содержит критериев, позволяющих определить создание неблагоприятной визуальной городской среды и нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения установкой рекламных конструкций; в компетенцию административного ответчика не входит определение и оценка неблагоприятной визуальной городской среды и нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения. Просит суд признать незаконным отказ Службы архитектуры Иркутской области во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций и обязать его внести изменения в схему размещения рекламных конструкций по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика - руководитель Службы архитектуры Иркутской области (далее Служба), главный архитектор Иркутской области ФИО2 в письменных возражениях против административного иска указала, что административный ответчик иск не признаёт по следующим основаниям. 28.07.2017г. администрация муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» обратилась за согласованием внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, и Служба отказала в согласовании внесения изменений в схему рекламных конструкций своим письмом от 29.08.2017г. №02-82-617/17 с указанием причин отказа, в то время как административный истец обжалует письмо Службы архитектуры Иркутской области от 28.11.2017г. №02-82-846/17, представляющее собой ответ на запрос администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 31.10.2017г. №1031 относительно отсутствия у Службы замечаний по планируемому размещению рекламных конструкций на ул. Масловского и в переулке Парковом, а также о наличии замечаний по планируемому размещению спорных рекламных конструкций. Об отказе Службы в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» уведомила административного истца письмом от 27.10.2017г. №4034, вручённым ФИО1 07.11.2017г. Кроме того, внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций, о чём заявил требование ФИО1, не входит в компетенцию Службы. В её полномочия входит предварительное согласование внесения изменений в схемы размещения рекламных конструкций, в то время как ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Службы во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций и возложить на Службу соответствующую обязанность, не входящую в полномочия Службы. Просит применить к административному иску срок исковой давности и отказать в удовлетворении административного иска, рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
ФИО1 не оспаривал доводов представителя Службы о направлении ему администрацией муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» письменного отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций от 27.10.2017г., который он получил 07.11.2017г., что подтверждается его собственноручной подписью, однако, настаивал, что об отказе Службы в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций узнал лишь 01.03.2018г. при разрешении административного спора с администрацией муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район». Просит суд отказать в удовлетворении заявления о применении срока давности к административному иску.
Заслушав административного истца ФИО1» исследовав изложенные в письменных возражениях против административного иска доводы руководителя Службы ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд находит административный иск и заявление административного ответчика о применении к административному иску срока давности не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных в <данные изъяты>.
Как следует из вступившего в законную силу и имеющего преюдициальное значение для разрешения спора решения Нижнеудинского городского суда от 01.03.2018г. по административному иску ФИО1 к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о признании незаконным и немотивированным отказа в предоставлении разрешения на установку рекламных конструкций о возложении обязанности выдать соответствующее разрешение и не нарушать требования действующего законодательства, по заявлению администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о применении к административному иску срока исковой давности, 20.04.2017г. и 29.09.20127г. ФИО1 обратился в администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках по указанным адресам.
Письмом от 30.05.2017г. №2031 и от 27.10.2017г. №4034 администрация муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» отказала ФИО1 в выдаче такого разрешения на том основании, что схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального района установка рекламной конструкции на вышеуказанных земельных участках не предусмотрена.
Схема размещения рекламных конструкций муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» была утверждена постановлением от 31.12.2013г. №320, которое опубликовано в установленном законом порядке в сети «Интернет» на сайте муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», а также в Вестнике Нижнеудинского района от 17.01.2014г. №01, с изменениями, внесёнными постановлением от 09.02.2017г. №19; от 13.03.2017г. №36 и до настоящего времени не отменено, не признано недействительным и, следовательно, подлежит применению.
Как видно из данной схемы, указанные административным истцом земельные участки, находящиеся в его собственности, не включены в схему, в связи с чем 30.05.2017г. и 27.10.2017г. ФИО1 было отказано в удовлетворении его требования.
Решением суда от 01.03.2018г. установлено, что процедура по выдаче соответствующих разрешений администрацией муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» (администрация) была соблюдена.
Придя к такому выводу, суд исходил из того, что в целях удовлетворения требований административного истца администрация подготовила соответствующие документы и направила их для согласования в администрацию Нижнеудинского муниципального образования и в Службу архитектуры Иркутской области, которая в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 12.09.2013г. №352-пп «Об утверждении положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области» является соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными • обращениями административного ответчика к главе Нижнеудинского муниципального образования ФИО3 и к руководителю Службы архитектуры Иркутской области ФИО2 29.06.2017г. №2439 и 28.07.2017г. №2879 соответственно.
Согласно ответу главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО3 от 24.07.2017г. №3952, против включения в схему размещения рекламных конструкций на <данные изъяты> возражений не было.Из ответа руководителя Службы ФИО2 администрации от 29.08.2017г. №02-82-617/17 усматривается, что в соответствии с положениями ч.5.8 ст. 19 Федерального закона №38-Ф3 в соответствующем согласовании отказано и рекомендовано разработать Правила по размещению рекламных конструкций на территории муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», которые определят типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям с учётом сохранение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения.
31.10.2017г. заместитель мэра ФИО4 обратился к руководителю Службы архитектуры Иркутской области ФИО2 с письмом, в котором просит разъяснить конкретные причины отказа в согласовании включения в схему размещения рекламных конструкций земельных участков ФИО1
Согласно ответу от 28.11.2017г. в соответствии с генеральным планом Нижнеудинского муниципального образования от 06.12.2011г. №54 с изменениями от 29.03.2016г. №19 ул. Красноармейская расположена в планировочном районе заречья, в состав которого вошёл военный городок, медицинские учреждения, жилые кварталы и районные предприятия, проходит магистральная автодорога федерального значения «Байкал» Новосибирск-Иркутск, обеспечивающая транспортные связи с близлежащими городами области и региона. Рассматриваемые рекламные конструкции планируется разместить на заборах смежных земельных участков, в связи с чем общий размер информационного поля рекламных конструкций по длине составит 47м. На зданиях, расположенных на данных земельных участках, имеются рекламные конструкции, и размещение дополнительных рекламных конструкций создаст неблагоприятную визуальную городскую среду и нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения. Размещение рекламных конструкций на заборах в центральных частях города недопустимо.
Как следует из данного письма, Служба архитектуры Иркутской области рекомендовала администрации разработать правила по размещению рекламных конструкций на территории муниципального образования «Нижнеудинский район».
В целях разработки вышеуказанных правил администрация обратилась в администрацию Нижнеудинского муниципального образования для согласования возможности размещения рекламных конструкций на заборах и письмом главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО3 от 19.01.2018г. также подтверждается несогласие на размещение рекламных конструкций на заборах, огораживающих земельные участки, в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки поселения.
В связи с отказом Службы архитектуры Иркутской области в согласовании внесения изменений в схему расположения рекламных конструкций ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций.
Поскольку порядок выдачи такого разрешения включает в себя обязательное предварительное согласование внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций с уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области, который отказал в согласовании внесения соответствующих изменений в схему размещения рекламных конструкций, административному истцу было обоснованно отказано в удовлетворении его заявления в соответствии с положениями п.2 ч.15 ст. 19 Федерального закона №38-Ф3, предусматривающими несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций как основание отказа в разрешении выдачи на размещение рекламных конструкций.
01.02.2018г. постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» были утверждены правила размещения наружной рекламы на территории муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», которыми не предусмотрена возможность размещения рекламных конструкций на заборах.
Вышеуказанным решением суда также установлено, что 27.10.2017г. администрация своим письмом №4034 отказала ФИО1 в выдаче разрешения на установку спорных рекламных конструкций, сославшись на письмо Службы архитектуры Иркутской области от 29.08.2017г. №02-82-617/17, которым она отказала в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций.
31.10.2017г. заместитель мэра ФИО4 обратился к руководителю Службы архитектуры Иркутской области ФИО2 с письмом, в котором просит разъяснить конкретные причины отказа в согласовании включения в схему размещения рекламных конструкций земельных участков ФИО1
07.11.2017г. ФИО1 получил от администрации письменный отказ 27.10.2017г. №4034, что подтверждается его собственноручной подписью в письме администрации от 27.10.2017г.
Согласно ответу ФИО2 от 28.11.2017г. в нём были подробно изложены причины отказа в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, администрации было рекомендовано разработать правила по размещению рекламных конструкций на территории муниципального образования «Нижнеудинский район».
Между тем ФИО1, как правильно указала в письменных возражениях против административного иска ФИО2, обжалует письмо Службы архитектуры Иркутской области от 28.11.2017г. №02-82-846/17, представляющее собой ответ на запрос заместителя мэра ФИО4 от 31.10.2017г. №1031 о предоставлении разъяснений о причинах несогласования проекта внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций.
Очевидно, что отказ в согласовании изменений в схему размещения рекламных конструкций был изложен Службой в письме от 29.08.2017г. №02-82-617/17, на которое делает ссылку администрация в письме ФИО1 от 27.10.2017г №4034 как на причину отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций и, как следствие, в выдаче разрешения на установку спорных рекламных конструкций, в то время как ФИО1 обжалует письмо-разъяснение Службы от 28.11.2017г. №02-82-846/17 о причинах несогласования изменений в схему размещения рекламных конструкций.
Обоснованно указав в письменных возражениях против иска на отсутствие предмета административного обжалования, административный ответчик тем не менее просил суд о применении к административному иску срока давности. Поскольку отказ Службы в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций ФИО1 не обжалован, требование Службы о применении к административному иску срока давности удовлетворению не подлежит.
Кроме того, порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций и согласования внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций установлен действующим законодательством.
Так, согласно п.5.8 ст.19 Федерального Закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе» (Закон №38-Ф3) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и вносят изменения в схему размещения рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке,
установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ.
В соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 12.09.2013 г. №352-пп «Об утверждении положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области» соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области является Служба архитектуры Иркутской области.
Как следует из административного иска, ФИО1, обратившись к Службе архитектуры Иркутской области с административным иском, просит суд признать, незаконным отказ во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций и обязать внести изменения в схему размещения рекламных конструкций, в то время как утверждение схемы размещения рекламных конструкций и внесение в неё изменений относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Между тем в судебном заседании 09.04.2018г. суд предоставил ФИО1 время для ознакомления с письменными возражениями административного ответчика против административного иска, в данном судебном заседании и в судебном заседании 25.04.2018г. разъяснил ему право уточнить, дополнить исковые административные требования, однако ФИО1 отказался уточнить административный иск, и в соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принял решение по заявленным административным истцом требованиям.
При установленных обстоятельствах суд находит административный иск необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Службы архитектуры Иркутской области о применении срока исковой давности к административному иску
ФИО1 к Службе архитектуры Иркутской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, о возложении обязанности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций отказать.
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Службе архитектуры Иркутской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, о возложении обязанности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций по адресам: <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.В.Китюх