Дело № 2а-295/2020 изготовлено 27 апреля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 24 апреля 2020 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кораевой В.Б.,
при секретаре Девятиловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> к исполнительно – распорядительному органу местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации – телеканала «Т»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (далее Управление Роскомнадзора по <адрес>, Управление) обратилось в суд с административным иском к исполнительно – распорядительному органу местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации – телеканала «Т».
В обоснование административного иска указано, что <дд.мм.гггг> Управлением Роскомнадзора по <адрес> выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации телеканала «Т» серии №...., учредителем которого является исполнительно –распорядительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией. Статус СМИ является действующим, распространяется на территории <адрес> с подведомственной территорией.
В ходе проведения внепланового систематического наблюдения установлен факт невыхода в свет данного СМИ более одного года. По сведениям Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП ВГТРК) от <дд.мм.гггг> обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «Т», в ФГУП ВГТРК не поступали. На осуществление телевещания телеканала лицензия отсутствует. Каких-либо сведений относительно подтверждения факта выхода в свет СМИ телеканала либо заявления о прекращении деятельности СМИ, о приостановке действия СМИ телеканала в Управление не поступало. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что СМИ не распространяется, то есть не выходит в свет более одного года.
В связи с указанным, административный истец, ссылаясь на положение ст.15 Федерального закона « О средствах массовой информации », просит суд признать недействительным регистрацию средства массовой информации телеканала «Т», №...., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес><дд.мм.гггг>.
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, просил о рассмотрении дела без их участия, на требованиях настаивали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. В дополнительно представленных пояснениях указали, что распространение телеканала «Т» в сети Интернет не имеет правового значения, поскольку посредством сети Интернет распространяются СМИ зарегистрированные как «Сетевое издание», «электронное периодическое издание» и «Информационные агентства», а для телеканала средой вещания является «наземное эфирное вещание, спутниковой вещание, кабельное вещание».
Представитель административного ответчика - исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, в суд не явился, просил о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласны, предоставили возражения, в которых указывают, что распространение телеканала «Т» происходит посредством сети Интернет, что не противоречит действующему законодательству, которое не ограничивает способы распространения СМИ в форме телеканала исключительно вещанием в кабельной или аналоговой телевизионной сети. Кроме того, указывают, что трансляция телеканала «Т» осуществляется через сеть кабельного телевидения «Инфотелеком» в соответствии с договором аренды канала от <дд.мм.гггг> по настоящее время. Просили в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 " О средствах массовой информации " редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 " О средствах массовой информации" свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года.
Согласно ст. 31 указанного Закона телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" на хранение во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию передаются материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Согласно подпункту 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 26 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>".
В силу пунктов, 2,3 указанного положения Управление осуществляет деятельность на территории <адрес> в соответствии с настоящим Положением.
Управление обладает следующими полномочиями: Осуществляет на подведомственной территории государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной Положением об Управлении: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания;
Регистрирует средства массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, входящих в подведомственную территорию;
Выносит предупреждения по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредителями и редакциями (главными редакторами) средств массовой информации, зарегистрированным территориальным органом, предъявляет иски в суд о приостановлении, прекращении деятельности средств массовой информации, признании свидетельств о регистрации средств массовой информации недействительными;
Организовывает и осуществляет плановые и внеплановые мероприятия государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе, без взаимодействия с проверяемыми лицами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет закрепленное за ним обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс.
В судебном заседании установлено, что в целях реализации своих полномочий, предусмотренных пунктом 7.1.1 указанного положения, Управление Роскомнадзора по <адрес> на основании приказа руководителя Управления от 27.01.2020 № 20-нд «О проведении внеплановых мероприятий систематического наблюдения в отношении СМИ» (л.д. 20-24), в период с 03.02.2020 по 05.02.2020 проведено внеплановое мероприятие систематического наблюдения в отношении СМИ телеканала «Т», по итогам которого установлен факт невыхода в свет данного СМИ более одного года.
По результатам наблюдения в отношении средства массовой информации телеканала «Т» составлена докладная записка №.... (л.д. 10-15).
По сведениям Филиала федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» от <дд.мм.гггг>, обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «Т», вышедших в эфир в 2019-2020 годах, в ФГУП ВГТРК не поступали (л.д. 29).
Согласно свидетельству о регистрации СМИ «Т» №....№.... от <дд.мм.гггг> данный телеканал зарегистрирован <дд.мм.гггг>, учредитель: исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, территория распространения: <адрес>, форма периодического распространения: телеканал; примерная тематика – информационная (об основных событиях <адрес>, новости); реклама в соответствии с законодательством РФ о рекламе (л.д. 26-27).
Согласно регистрационной карточки лицензии на вещание не имеется (л.д. 35).
Согласно докладной записки от <дд.мм.гггг>№....-дн о результатах систематического наблюдения СМИ «Т», составленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, с 09-00 часов <дд.мм.гггг> по 12-00 часов <дд.мм.гггг> проведено плановое систематическое наблюдение в отношении СМИ «Т», в ходе которого установлено отсутствие сведений о выходе в свет телеканала в течение истекшего 2019 года, а также отсутствие ссылок на распространение телеканала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и отсутствие лицензии на вещание (л.д. 10-15).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются приведенными выше письменными материалами дела.
Возражая против удовлетворения административного иска, административный ответчик указывает, что СМИ «Т» осуществляет распространение (выход в свет) новостей, телепрограммы «Город и власть» через телекоммуникацию сеть Интернет. Из представленных стороной ответчика сведений телеканал «Т» распространяется по ссылки: https://m.vk.com/tvm_monchegorsk.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 " О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
В силу части 3 статьи 31 Закона вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
В соответствии со ст. 2 Закона под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п. 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 " О средствах массовой информации", в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны: форма периодического распространения массовой информации.
На основании п. 1 части 1 статьи 15 Закона о СМИ регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если представленные заявителем в регистрирующий орган сведения не соответствуют действительности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеет существенное значение форма периодического распространения массовой информации и обязательное достоверное её отражении в заявлении о регистрации средства массовой информации, несоответствие которой влечет признание недействительной состоявшейся регистрации СМИ.
Как следует из ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 " О средствах массовой информации" предусматривается несколько форм распространения массовой информации:
1) продажу - предоставление продукции в собственность на возмездной основе;
2) подписку - форму распространения периодических печатных изданий, включающую в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставку;
3) доставку - осуществляемые на возмездной или безвозмездной основе по заказу потребителя или без такового, в рекламных целях или в качестве социального проекта транспортировку и передачу продукции из места изготовления или хранения непосредственно потребителю; она может иметь как самостоятельное значение, так и выступать составной частью продажи и подписки;
4) раздачу - предоставление продукции на безвозмездной основе;
5) трансляцию радио- и телепрограмм - осуществляемое с помощью специальных технических устройств по радиоволнам или кабельным сетям распространение выпусков программы;
6) демонстрацию кинохроникальных программ - трансляцию информации с материального носителя на экран;
7) доступ к сетевому изданию - предоставление возможности знакомиться с информацией, выложенной на сайте сетевого издания;
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о СМИ вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). То есть редакция телеканала вправе получить универсальную лицензию.
Таким образом, такая форма распространения как трансляция телеканала, должна осуществляться через наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание.
В связи с чем, доводы ответчика о том, что СМИ «Т» осуществляет распространение (выход в свет) телепередач через телекоммуникацию сеть Интернет по ссылки: https://m.vk.com/tvm_monchegorsk, что является допустимой формой распространения, в том числе и для телеканала, суд не может принять во внимание, как основанные на законе.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что вывод о невыходе в свет СМИ «Т» более года, административным истцом сделан на основании отсутствия сведений о выходе в свет телеканала, а также отсутствием ссылок на распространение телеканала в сети Интернет и отсутствием лицензии на вещание.
Между тем, административным ответчиком приведены доводы и представлены доказательства распространения СМИ «Т» посредством кабельного вещания оператором связи кабельного вещания ООО «Инфотелеком».
В частности, суду предоставлено письмо генерального директора ООО «Инфотелеком» В.А.С. от <дд.мм.гггг>, направленное в адрес главы <адрес>С,В.И., из которого следует что договор от <дд.мм.гггг> по предоставлению «Мончегорскому телевидению» выделенного канала для трансляции телепередач действует по настоящее время. За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> трансляция телеканала СМИ «Т» осуществлялась в сети кабельное телевидения ООО «Инфотелеком» на частоте .... в формате аналогового вещания 24 часа 7 дней в неделю. В период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> трансляция телеканала «Т» осуществлялась и осуществляется по настоящее время на частоте .... в формате аналогового вещания 24 часа 7 дней в неделю.
Кроме того, административным ответчиком представлены в материалы дела реестр лицензий, из которого следует, что <дд.мм.гггг> лицензиату ММУП «Редакция газеты «Мончегорский рабочий» выдана лицензия для СМИ «Т» для вещания по кабельному телевидению.
Исходя из положений Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" производство и распространение массовой информа-ции включает в себя учреждение средства массовой информации, осуществление производства и выпуска средства массовой информации, производство продукции средства массовой информации, а также распространение этой продукции.
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет не-действительность свидетельства о его регистрации.
При разрешении дел о признании недействительным свидетельства о
регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации " О средствах массовой информации " (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации " О средствах массовой информации").
Настоящий административный иск заявлен на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 " О средствах массовой информации ", согласно которому регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирую-щего органа в случае если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Между тем, в нарушение статьи 62 КАС РФ административный истец не представил суду доказательств невыхода в свет телеканала СМИ «Т» более одного года, поскольку наблюдение проведено в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. Выводы административного истца о невыходе в свет СМИ «Т» более года административным истцом сделан на основании отсутствия сведений о выходе в свет телеканала, а также отсутствием ссылок на распространение телеканала в сети Интернет и отсутствием лицензии на вещание.
Иных доказательств отсутствия вещания более года СМИ «Т» материалы дела не содержат.
Каких либо проверочных мероприятий относительно распространения СМИ «Т» в сети кабельного вещания административным истцом не предоставлено.
Мер, направленных на предупреждение нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации, в отношении учредителя СМИ «ТВМ –ТелеВидение Мончегорска» либо редакции, не принималось, предупреждений в адрес учредителя и редакции не выносилось. Между тем данные полномочия административного истца прямо предусмотрены пунктом 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 26 (л.д. 53).
Таким образом, с учетом представленных административным ответчиком возражений и доказательств относительно выхода в свет СМИ «Т» посредством кабельного вещания, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку факт невыхода в свет рассматриваемого средства массовой информации более одного года административным истцом не доказан.
Иных оснований для признания свидетельства о регистрации СМИ «Т» недействительным, приведенных в ст. 15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", административным истцом не приведено.
Отсутствие обязательных экземпляров аудивизуальной продукции теле- канала СМИ «Т», вышедших в эфир в 2019-2020 годах, в ФГУП ВГТРК, получающих обязательный экземпляр записи, не может безусловно свидетельствовать о том, что СМИ не выходит в свет, более того, данное обстоятельство не является основанием для признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным, применительно к ст. 15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 " О средствах массовой информации".
С учетом изложенного, основания, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона «О средствах массовой информации»для признания свидетельства о регистрации СМИ «Т» серии №.... от <дд.мм.гггг> недействительным, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, ч.2 ст. 15 Закона Российской Федерации от <дд.мм.гггг> N 2124-1 " О средствах массовой информации " суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> к исполнительно – распорядительному органу местного самоуправления – администрация муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации – телеканала «Т» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Б. Кораева