ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2021 от 17.05.2021 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-295/2021г.

УИД: 61RS0059-01-2021-000383-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года г. Цимлянск

Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Карапуз М. Ю.,

при секретаре Заточной Е.М.,

с участием представителя административного истца, помощника прокурора Лазарчук М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Цимлянский районный суд Ростовской области с административным иском, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в обоснование административного иска, указав следующее:

Прокуратурой Цимлянского района проведена проверка исполнения законодательства об ограничении доступа к информации, создающей образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток. В ходе проверки, проведенной 24.03.2021, выявлен Интернет-ресурс: https://61-ххх.ru/cimlуansk/. На указанном Интернет- ресурсе размещена информация создающая образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток. На указанном интернет-сайте размещены порнографические материалы, оправдывающие проституцию, в том числе: порнографические фотографии девушек, с определенной информацией по роду их деятельности и указаны цены на предоставление интимных услуг. Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную опасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию. Посещение данного сайта, размещенного на нем форума и страниц, для всех без исключения граждан, сайт не содержит действенных ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии. Согласно Интернет-ресурсу http://www.whois-service.ru регистратором доменного имени является 61-ХХХ.RU, однако на запрашиваемую информацию о владельце доменного имени ответа не поступило. Настоящее административное исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в целях установления наличия у Роскомнадзора публичных полномочий на внесение информации, размещаемой на Интернет - сайте; https://61-ххх.ru/cimlуansk/ в Единый реестр. На ресурсе в сети Интернет https://61-ххх.ru/cimlуansk/ размещена информация, побуждающая в том числе и лиц не достигших совершеннолетнего возраста совершить противоправные действия. Согласно п. 2 ст. 34 Устав Международного союза электросвязи, принятого в г. Женеве 22.12.1992 следует, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия. Распространение через страницы сайта сети «Интернет» информации, создающей образ проституции как приемлемого обществом явления, нарушает права и интересы несовершеннолетних на защиту от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, а также неопределенного круга лиц, поскольку указанная информация пропагандирует совершение указанных выше преступлений. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного производства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу, на странице: https://61-ххх.ru/cimlуansk/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, расположенное по адресу: ул. Металлургическая, 113, г. Ростов-на-Дону для рассмотрения вопроса о включении сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и рассмотрения вопроса об ограничении доступа к указанному в решении Интернет-ресурсу.

Представитель административного истца помощник прокурора Лазарчук М.М. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что доводы изложенные в иске, поддерживает в полном объеме.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 23), в суд своего представителя не направило, не сообщило об уважительных причинах неявки. Согласно представленному письменному ходатайству (л.д.24), в связи с загруженностью работников, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, и направлении копии вступившего в законную силу решения суда в его адрес.

Суд на основании статей 265.3, 152 ч. 1, 2 Кодекса административного производства Российской Федерации, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, изучив позицию заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного производства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Муниципальных образований.

Статьей 265.1 Кодекса административного производства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Статьями 9 и 15 названного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного выше Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с п. 44 Указа Президента РФ о стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

Статьей 240 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией.

Согласно статье 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.

В соответствии со статьей 6.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией.

Также статьей 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено ограничение к запрещенной информации, к которой в том числе относится информация оправдывающая противоправное поведение. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Судом установлено и как следует из Акта осмотра сайта сети «Интернет» от 24.03.2021 года и приложений к нему (л.д.7-10), прокуратурой Цимлянского района была проведена проверка в ходе которой выявлен Интернет-сайт: https://61-ххх.ru/cimlуansk/. Осмотром информации установлено, что на указанном Интернет-ресурсе размещена информация создающая образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток. На указанном интернет-сайте размещены порнографические материалы, оправдывающие проституцию, в том числе: порнографические фотографии девушек, с определенной информацией по роду их деятельности и указаны цены на предоставление интимных услуг.

Посещение данного сайта, размещенного на нем форума и страниц, для всех без исключения граждан является свободным, поскольку сайт не содержит действенных ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

На ресурсе в сети Интернет https://61-ххх.ru/cimlуansk/ размещена информация, побуждающая, в том числе и лиц не достигших совершеннолетнего возраста, совершить противоправные действия. Возможность получения и использования ими свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную опасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию.

В силу вышеуказанных положений действующего законодательства предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Свободное распространение информации на указанных Интернет-сайтах создает образ проституции как приемлемого обществом явления, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток, в связи с чем, её распространение подлежит ограничению.

Признание тех или иных материалов, направленных на представление неопределенному кругу лиц указанной информации означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством и уже в силу этого представляют реальную угрозу интересам Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в г. Женеве 22.12.1992 следует, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Суд полагает очевидным факт вовлечения владельцами вышеуказанного сайта в занятие проституцией других лиц. Размещение на сайте фотоизображений обнаженных частей тела человека не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, а осуществляется для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей сайта, что расценивается как информация порнографического характера.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что распространяемая информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, ограничения на передачу, копирование и распространение вышеуказанной информации отсутствуют, а признание указанной информации запрещённой к распространению в Российской Федерации необходимо для последующего ограничения доступа к указанному сайту в установленном действующим законодательством порядке, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным статьями 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного суду, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: странице https://61-ххх.ru/cimlуansk/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В силу положений части 4 статьи 265.5 Кодекса административного производства Российской Федерации решение суда о признании информации запрещенной, подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу, на странице: https://61-ххх.ru/cimlуansk/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, расположенное по адресу: ул. Металлургическая, 113, г. Ростов-на-Дону для рассмотрения вопроса о включении сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и рассмотрения вопроса об ограничении доступа к указанному в решении Интернет-ресурсу.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Резолютивная часть решения изготовлена 17 мая 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Карапуз