ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2022 от 08.09.2022 Боградского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-295/2022

УИД 19RS0007-01-2022-000528-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград Боградского района Республики Хакасия 08 сентября 2022 года

Боградский районный суд Республики Хакассия в составе

председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,

при секретаре Беляевой Н.П.,

с участием:

и.о. прокурора Боградского района Республики Хакасия Кузьмина Е.И.,

административного ответчика главы Большеербинского сельсовета Байтуякова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к главе Большеербинского сельсовета Байтуякову М.М. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боградского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к главе Большеербинского сельсовета Байтуякову М.М., в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непредоставлении Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год; обязать главу Большеербинского сельсовета в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда представить Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодный отчет о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Боградского района проведена проверка по обращению депутатов Совета депутатов Большеербинского сельсовета на бездействие главы Большеербинского сельсовета, выразившееся в непредоставлении ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета. Приводя положения ст. 35, 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения Устава МО Большеербинский сельсовет, отмечает, что глава Большеербинского сельсовета подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов Большеербинского сельсовета, представляет Совету депутатов ежегодный отчет о результатах совей деятельности и результатах деятельности администрации. Согласно ст. 52 Регламента Совета депутатов Большеербинского сельсовета ежегодный ответ главы Большеербинского сельсовета заслушивается Советом депутатов на первой сессии календарного года. Однако в нарушение вышеприведенных положений закона и муниципальных правовых актов главой Большеербинского сельсовета ежегодный отчет за 2021 год на первой сессии 2022 года не представлялся. По данному факту прокуратурой района 11 мая 2022 года в адрес главы Большеербинского сельсовета внесено представление, по результатам рассмотрения которого поступил ответ о том, что 27 июня 2022 года отчет главы Большеербинского сельсовета представлен на сессии Совета депутатов Большеербинского сельсовета. Вместе с тем, согласно протоколу сессии Совета депутатов Большеербинского сельсовета от 27 июня 2022 года, вместо отчета главы поселения на указанной сессии рассматривался отчет об исполнении бюджета муниципального образования Большеербинского сельсовета за 12 месяцев 2021 года.

Считает, что бездействие главы Большеербинского сельсовета в части непредоставления отчета о результатах деятельности местной администрации нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствуют осуществлению представительным органом, избранным населением Большеербинского сельсовета, оценки и контроля за исполнением главой и администрацией сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения.

В судебном заседании и.о. прокурора Боградского района Республики Хакасия Кузьмин Е.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Административный ответчик глава Большеербинского сельсовета Байтуяков М.М. с административными исковыми требованиями согласился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, установив подлежащие выяснению по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 27 Устава МО Большеербинский сельсовет, принятого решением Совета депутатов МО Большеербинский сельсовет от 12 января 2006 года № 2/2, (далее – Устав) Совет депутатов муниципального образования (далее – Совет), это представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения.

В подп. 23 п. 1 ст. 29 Устава определено, что к компетенции Совета депутатов относится, в том числе контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В силу п. 3 ст. 32 Устава Совет заслушивает ежегодный отчет главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом.

Согласно п. 1 ст. 38 Устава главой поселения является выборное высшее должностное лицо поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, являющееся главой местной администрации поселения.

Главой администрации поселения является глава поселения, который руководит деятельностью администрации на основе единоначалия. Администрация подотчетна Совету (п. 2, 3 ст. 45 Устава).

Глава поселения представляет Совету ежегодный отчет о положении дел в поселении, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом (п. 13 ст. 41 Устава).

Согласно ст. 52 Регламента Совета депутатов МО Большеербинский сельсовет, утвержденного Советом депутатов Большеербинского сельсовета от 01 ноября 2010 года № 1, глава администрации муниципального образования представляет Совету депутатов один раз в год отчет о деятельности администрации и положении дел в подведомственных отраслях и сферах (п. 1). Ежегодный отчет главы администрации заслушивается Советом депутатов на первой сессии календарного года (п. 2). Совет депутатов по предложению депутатов имеет право заслушивать на сессии отчет главы администрации об исполнении принятых Советом депутатов решений и программ социально-экономического развития Республики Хакасия, целевых программ, деятельности администрации, а также заслушивает должностных лиц администрации по вопросам их ведения (п. 3).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что отчет главы поселения носит регулярный, плановый характер, а именно должен быть предоставлен Совету депутатов ежегодно, на первой сессии календарного года, за истекшие 12 месяцев работы.

Как следует из материалов дела, Байтуяков М.М. 15 сентября 2020 года вступил в должность главы Большеербинского сельсовета.

21 июля 2022 года в прокуратуру Боградского района обратились депутаты Совета депутатов Большеербинского сельсовета с жалобой, в которой изложили обстоятельства не предоставления главой администрации Большеербинского сельсовета Байтуяковым М.М. отчета о работе главы поселения за 2021 год (л.д. 7).

На основании жалобы депутатов Совета депутатов, прокурором Боградского района внесено главе Большеербинского сельсовета Байтуякову М.М. представление об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления (л.д. 8-10).

Согласно информации и.о. главы Большеербинского сельсовета Доброхотовой С.А. от 06 июня 2022 года администрация Большеербинского сельсовета с целью устранения выявленных нарушений законодательства разработала отчет и предоставила информацию по вопросам, связанным с деятельностью администрации, для предоставления отчета главы Большеербинского сельсовета на очередной сессии Совета депутатов, которая запланирована на конец июня 2022 года (л.д. 11).

Из информации главы Большеербинского сельсовета Байтуякова М.М. от 28 июня 2022 года на повторное представление прокурора Боградского района следует, что ежегодный отчет главы Большеербинского сельсовета представлен на сессии Совета депутатов 27 июня 2022 года (л.д. 12-13).

Вместе с тем, как следует из протокола (номер) сессии Совета депутатов МО Большеербинский сельсовет от 27 июня 2022 года, на указанной сессии вопросом под (номер) был заслушан отчет об исполнении бюджета МО Большеербинский сельсовет за 12 месяцев 2021 года (л.д. 15-17).

Также из представленных в судебном заседании протоколов сессий Совета депутатов от 31 января 2022 года, 07 апреля 2022 года следует, что отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации глава администрации Большеербинского сельсовета Байтуяков М.М. Совету депутатов не предоставил.

Принимая во внимание, что действия должностных лиц должны осуществляться в соответствии с федеральными законами, учитывая положения ч. 11.1 ст. 35, ч. 5 и 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 41 Устава, суд приходит к выводу, что главой Большеербинского сельсовета Байтуяковым М.М. не исполнена обязанность по предоставлению ежегодного отчета о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2021 год.

Не исполнение главой Большеербинского сельсовета Байтуяковым М.М. обязанности по предоставлению отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета делает невозможным реализацию полномочий Совета депутатов Большеербинского сельсовета по ежегодной оценке деятельности главы сельсовета и администрации поселения, тем самым нарушается принцип местного самоуправления – подотчетность и подконтрольность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия главы Большеербинского сельсовета, выразившиеся в непредоставлении Совету депутатов ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год, обязании административного ответчика предоставить Совету депутатов указанный отчет.

При этом возложение судом на главу Большеербинского сельсовета обязанности предоставить Совету депутатов отчет о результатах деятельности администрации не является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, поскольку возложение указанной обязанности обусловлено неисполнением административным ответчиком установленной законом и Уставом обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд устанавливает срок исполнения решения.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить административному ответчику для исполнения судебного решения, суд, с учетом мнения сторон, считает разумным установить срок для исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 217 КАС РФ суд полагает необходимым обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу уведомить об исполнении решения суда суд и административного истца прокурора Боградского района.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к главе Большеербинского сельсовета Байтуякову М.М. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы Большеербинского сельсовета Байтуякова М.М., выразившееся в непредоставлении Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год.

Обязать главу Большеербинского сельсовета Байтуякова М.М. в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу представить Совету депутатов Большеербинского сельсовета ежегодный отчет о результатах деятельности администрации Большеербинского сельсовета за 2021 год.

Об исполнении решения по данному административному делу уведомить Боградский районный суд Республики Хакасия и прокурора Боградского района Республики Хакасия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2022 года.

Председательствующий И.Н. Норсеева