ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2960/2021 от 01.12.2021 Воскресенского городского суда (Московская область)

50RS0003-01-2021-004388-59 Дело № 2а-2960/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


01 декабря 2021 года г.Воскресенск Московской области

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,

при секретаре Осокиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАА и ДАН к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о дате начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ПАА и ДАН обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о дате начала применения кадастровой стоимости в размере 29182447 рублей в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером :1812 по адресу: <адрес>, указав дату начала применения кадастровой стоимости, в том числе, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в размере 29182447 рублей <дата>.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что вступившим в законную силу решением Московского областного суда от <дата> по делу а-375/2021 в отношении принадлежащих им на праве общей долевой собственности, по ? доле в праве собственности каждому объекта недвижимости с кадастровым номером :51812 по адресу: <адрес>, установлена кадастровая стоимость равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на <дата>, в размере 29182447 рублей. Решение суда было направлено в адрес административного ответчика для исполнения и исполнено в части корректировки кадастровой стоимости, которая была установлена в ЕГРН в указанной сумме. Однако, по данным выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, датой начала применения новой кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда указано <дата>. Т.е. кадастровая стоимость скорректирована не с даты начала применения в отношении объекта недвижимости после массовой кадастровой оценки, т.е. не с <дата>, а с <дата>, т.е. с 01 января года, в котором было подано в суд административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта. Считает, что положения п.6 ч.18 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в данном случае неприменимы, поскольку указанная норма регулирует вопрос о дате начала применения кадастровой стоимости при подаче заявления об установлении кадастровой стоимости в бюджетное учреждение, а не в суд, а в случае обращения в суд вопрос законодательно не регламентирован. Следовательно, считает целесообразным определить датой начала применения кадастровой стоимости, установленной на <дата>, дату, с которой она начинала действовать до ее изменения, т.е. с <дата>. За налоговый период 2019 года налоговым органом исчислен налог на имущество на указанный объект недвижимости в ранее действовавшей кадастровой стоимости, а не установленной решением суда. Налоговый орган обосновал свой расчет тем, что в ЕГРН содержатся сведения о применении установленной решением суда кадастровой стоимости в размере 29182447 рублей только с <дата>, а не с <дата>. Ими подавалось заявление в Росреестр по <адрес>, но в нарушение трехдневного срока по настоящее время техническая ошибка не исправлена.

В судебном заседании административные истцы не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель административных истцов КАВ административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес>ФАА, действующий на основании доверенности, имеющий диплом о высшем юридическом образовании, иск не признал, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.43-46), в которых в удовлетворении административного иска просит отказать, поскольку, исходя из положений ч.7 ст.1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.4 указанного Федерального закона Управление является участником отношений по кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с одной стороны, а собственники недвижимого имущества с другой стороны. В судебном порядке могут быть обжалованы только решения органа, осуществляющего государственную регистрацию и кадастровый учет, о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (ч.1 ст.29 Закона о регистрации» и отказ от исправления технической ошибки (ч.1 ст.61 Закона о государственной регистрации). Административным истцом не указано, какое решение обжалуется. Решением суда от <дата> по делу а-375/2021 установлена кадастровая стоимость объекта, но не установлена дата применения кадастровой стоимости. В этом случае в соответствии со ст.18 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» дата начала применения указывается органом регистрации прав. Исковое заявление, по которому вынесено указанное решение Московского областного суда, поступило в суд в декабре 2020. Документов об исправлении технической ошибки в Управление не поступало. Представитель административного ответчика пояснил также, что дата начала применения установленной решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости с <дата> действительно в соответствии с п.6 ч.18 ФЗ «О государственной кадастровой оценке», поскольку этот пункт определяет порядок установления кадастровой стоимости путем обращения в бюджетное учреждение. Нормы, определяющей начало применения кадастровой стоимости при ее установлении судом, законодательство не содержит, поэтому была применена указанная норма. Никаких данных о более раннем начале течения срока применения установленной судом кадастровой стоимости решение суда не содержало.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего:

В соответствии со ст.7 Федерального закона от <дата>N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Однако, административный истец ссылается на обращение за исправлением технической ошибки в отношении даты начала течения срока применения установленной решением суда кадастровой стоимости объекта, т.е. оспаривает бездействие административного ответчика в этой части.

Исходя из положений ч.1 ст. 61 указанного федерального закона, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ч.1, п.5 ч.2 ст.14 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты;

Ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от <дата>N 237-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: 1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости; 2) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения; 3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие: а) исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; б) внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; в) исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости; лекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона; 5) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону ее увеличения; 6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости; 7) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона; 8) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости, при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 19.1 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что решением Московского областного суда от <дата> (л.д.10-13), вступившим в законную силу <дата>, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости- сооружения, с кадастровым номером :1812 по адресу: <адрес>, равной рыночной, определенной по состоянию на <дата>, в размере 29182447 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.14-16), указанная стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости, но в графе «Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда», указана дата «01.01.2020».

Суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам административного истца, указанная запись не содержит технической ошибки.

Законодательно действительно не установлено порядка применения кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной решением суда, однако, п.6 ст.18 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определяет порядок применения кадастровой стоимости при подаче заявления об установлении кадастровой стоимости, но не в суд, а в бюджетный орган. Исходя из принципов равенстве всех перед законом и судом, закрепленного, в том числе, в ст.6 КАС РФ, применение указанного порядка не только к случаям установления кадастровой стоимости бюджетным органом, но и судом, является правомерным, в связи с чем действия административного ответчика по применению установленной решением Московского областного суда от <дата> кадастровой стоимости объекта недвижимости- сооружения, с кадастровым номером :1812 по адресу: <адрес> равной рыночной, определенной по состоянию на <дата>, в размере 29182447 рублей с <дата> является законным и обоснованным. Кроме того, как следует из содержания административного иска и объяснений представителя истцов, административными истцами обжалуется бездействие административного ответчика по исправлению технической ошибки в дате <дата> в указанной графе, однако, доказательств обращения к административному ответчику с заявлением об исправлении указанной технической ошибки суду не представлено.

Согласно п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, поскольку оснований к обязанию административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведений о дате начала применения кадастровой стоимости в размере 29182447 рублей в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером :1812 по адресу: <адрес>, указав дату начала применения кадастровой стоимости, в том числе, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в размере 29182447 рублей <дата> не имеется, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ПАА и ДАН к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о дате начала применения кадастровой стоимости в размере 29182447 рублей в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером :1812 по адресу: <адрес>, указав дату начала применения кадастровой стоимости, в том числе, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в размере 29182447 рублей <дата> отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья: подпись Е.В.Севастьянова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>