Подлинник Дело № 2а-2963/20 УИД: 16RS0050-01-2020-005482-67 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 ноября 2020 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Курбановой Р.Б., при секретаре судебного заседания Хайруллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, заместителю руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств, выраженного в ответе на заявление и устранения нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления, установил: Административный истец обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, заместителю руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств. В обоснование требований указано, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан заявление о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств в размере 60550 рублей 79 копеек с указанием всех необходимых данных по платежным документам, по которым просила осуществить возврат. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№-з административному истцу отказано в возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств, в связи с тем, что указанные платежи были осуществлены иными лицами, а не ФИО1 При обращении с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств в размере 60550 рублей 79 копеек, административный истец указала номера всех платежных документов, по которым были уплачены денежные средства. Как указывает административный истец, во всех платежных документах она указана единственным плательщиком. По мнению административного истца, данный отказ в возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств, выраженный в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-з является незаконным, поскольку создает препятствия к осуществлению ее права на возврат излишне уплаченных денежных средств. Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным отказ в возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств, выраженный в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-з, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств в размере 60550 рублей 79 копеек либо обязать в тот же срок возвратить излишне (ошибочно) уплаченные денежные средства. В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил требования, просил признать незаконным отказ в возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств, выраженный в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-з и устранить нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления. В настоящем судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования в уточненном вариант е поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с административными исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Привлеченный судом в качестве административного ответчика заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать. Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица - Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан с иском не согласен. Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц Министерство финансов Российской Федерации, ООО «Конграда», ООО Специализированный застройщик «СК «УнистройДом», ООО Вишневый Пай», ООО «Дионис», ООО «Залесный Инвест», ООО «Жилищная Основа», ООО «Березовая Роща», ООО «Залесный Сити», ООО Специализированный застройщик «Строй услуги», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в суд не явились. Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО15 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились. Суд в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, представителя заинтересованного лица - Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ). На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В судебном заседании установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств в размере 60550 рублей 79 копеек с указанием всех необходимых данных по платежным документам, по которым просила осуществить возврат, а также где она указана единственным плательщиком (л.д.9). При обращении с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств в размере 60550 рублей 79 копеек, административный истец указала номера всех платежных документов, по которым были уплачены денежные средства (л.д.10-11). Как следует из приложенных к заявлению платежных документах, в них плательщиком указана ФИО1 (л.д.14-72). Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса. Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату, в том числе: в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1), отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4). Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации положения названной статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания и порядок возврата или зачета пошлины (в том числе излишне уплаченной или взысканной) установлены в ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Из письма заместителя руководителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № № следует, что административному истцу решением Управления отказано в возврате денежных средств на ее имя по тем основаниям, что с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимое действия должно обратиться лицо, в отношении которого должно быть совершено данное действие (л.д. 12-13). Судом установлено и следует из представленных представителем Управления Росреестра по РТ письменных документов, по представленным ФИО1 платежным документам с назначением платежей как «счет на оплату заявки» и «государственная пошлина за регистрацию прав», ФИО1 не являлась лицом, обращающимся за совершением юридически значимого действия, поскольку за юридически значимым действием с использованием данных платежных документов обратились иные лица – привлеченные судом по делу в качестве заинтересованных лиц. Данное обстоятельство не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и представителем административного истца. При этом, как установлено судом, и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем истца, данные лица каких-либо полномочий ФИО1 на оплату государственной пошлины не выдавали. По смыслу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации уплата сбора, в частности государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора. Согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. В силу статьи 27 Кодекса законными представителями плательщика сбора - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий иным лицом за плательщика государственной пошлины, в том числе и представителем, в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действует от имени ее плательщика. Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, которые изложены в приложениях 1 - 5. В нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представила доказательств того, что оспариваемый ответ от ДД.ММ.ГГГГг. за № не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление. Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемое решение ответчиков на обращение ФИО1 соответствует требованиям налогового законодательства, регулирующее спорные правоотношения, при этом компетенция и порядок принятия решения по результатам рассмотрения обращения ФИО1 не нарушен, а также оспариваемым решением права, свобода и законные интересы истца не нарушены. Доводы представителя истца о том, что ранее аналогичным образом ФИО1 производились возвраты денежных средств, уплаченных ею в качестве государственной пошлины и сборов, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанные доводы не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов ФИО1 Административным истцом ФИО1 не представлено доказательств факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а утверждения как административного истца в своем иске, так и представителя административного истца в судебном заседании об обратном основаны на выборочном, избирательном толковании положений действующего законодательства. Обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы, при этом несогласие истца с результатами рассмотрения обращения, его содержанием и объемом действий компетентных органов в рамках рассмотрения обращения не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административных ответчиков при рассмотрении обращения. При изложенных обстоятельствах, поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого ответа на обращение ФИО1, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО1 Кроме того, суд приходит к выводу о том, что административный истец обратилась в суд с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока на подачу в суд административного искового заявления. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 приведенной статьи). Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Как установлено судом, обращение ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГг. рассмотрено заместителем руководителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 и ДД.ММ.ГГГГг. на него дан ответ как того требуют предписания статей 9, 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан". Согласно реестру отправки простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (Список № партия №), ответ за исх. № (порядковый № Списка) направлен в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГг. и принят отделением связи 420202 согласно штампу ДД.ММ.ГГГГ простыми почтовыми отправлениями (л.д.116-117). Как установлено пп. "б" п. 6 Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют, на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня. Таким образом, учитывая, что корреспонденция направлялась административными ответчиками по адресу регистрации административного истца, то есть в пределах города федерального значения - Казани, то, согласно Приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257, данное письмо должно было быть доставлено ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГг. Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что ответ от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 был получен в виде копии лишь в апреле 2020г. при ее обращении в Управление Росреестра по РТ, где на входе ей была вручена указанная копия. Вместе с тем, данные доводы представителя административного истца не могут быть приняты во внимание судом, поскольку объективных доказательств получения и вручения ФИО1 оспариваемого ответа именно в ДД.ММ.ГГГГ., суду не представлено, кроме того, при том обстоятельстве, что в ДД.ММ.ГГГГ. в связи с пандемией Управление Росреестра по РТ не осуществляло прием граждан. Кроме того, не получив ответ по истечении месяца со дня подачи обращения административный истец уже могла предполагать о нарушении своих прав, однако в суд обратилась только ДД.ММ.ГГГГг., т.е. с пропуском установленного законом срока. Уважительными причинами пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным иском. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, административным истцом также не представлено. Таким образом, поскольку обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административный истец не привела, соответствующих доказательств не представила, суд считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении требований также по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 219 КАС РФ, в связи с пропуском срока на обращение в суд. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований ФИО1 о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств, выраженного в ответе на заявление и устранения нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, заместителю руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств, выраженного в ответе на заявление и устранения нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья: Р.Б. Курбанова Справка: мотивированное решение суда изготовлено 13 ноября 2020г. |