РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре ФИО8,
с участием представителей административного истца прокуратуры Иркутской области начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Шебетниковой Ж.В. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Слинковой Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, представителей административного ответчика Губернатора Иркутской области Ларионова А.С. , действующего на основании доверенности, представившего диплом о высшем юридическом образовании, Соломиной А.А., действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-2965/2019 по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Губернатору Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
административный истец прокурор Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с административным исковым заявлением к Губернатору Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. , возложении обязанности на Губернатора Иркутской области устранить нарушения требований законодательства путем принятия решения в форме указа об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой выявлены нарушения законодательства о противодействий коррупции, допущенные министром лесного комплекса Иркутской области. В результате проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в министерстве установлено, что министр в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в разделе 1 не отразил доход от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>» в сумме 536712 руб. 46 коп., а также доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами», в сумме 23263756 руб. 87 коп.; в разделе 1 справки за 2017 год министр завысил доход от основной работы на 187532 руб. 44 коп.; в разделе 4 справок за 2016, 2017 гг. – не указал 5 открытых на его имя счетов в Банке ВТБ (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Губернатору Иркутской области внесено представление с требованием о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление сообщено о назначении в отношении министра проверки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установленный Законом № 46-ОЗ срок проверки истек. ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Губернатору Иркутской области с требованием незамедлительно решить вопрос об ответственности министра Шеверды С.В. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что проверка проведена, результаты проверки направлены в президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции, решение будет принято с учетом решения заседания президиума. Из доклада президиума от ДД.ММ.ГГГГ следует, что министром допущены нарушения, предлагают принять решение о применении к министру Шеверде С.В. мер юридической ответственности. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ№ Губернатором Иркутской области принято решение об отсутствии оснований для применения к министру Шеверде С.В. мер юридической ответственности, с учетом мнения президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. По мнению административного истца, решение Губернатора Иркутской области является незаконным, поскольку, как высшее должностное лицо исполнительной власти области, Губернатор Иркутской области допустил бездействие, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области Соломиной А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ) требования не признала, мотивируя тем, что административным истцом не обоснованы нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, угроза их нарушения; на заседания президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен доклад о результатах проверки в отношении Шеверды С.В. , президиумом решено признать отсутствие оснований для применения к министру лесного комплекса Иркутской области мер юридической ответственности (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, доклад от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам рассмотрения выписки из протокола № заседания президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, доклада от ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Иркутской области принято решение меру ответственности к министру Шеверде С.В. не применять. По мнению представителя административного ответчика, решение комиссии об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему областную государственную должность, мер юридической ответственности, не носит рекомендательного характера; резолюция Губернатора Иркутской области по вопросу ответственности Шеверды С.В. к документу от ДД.ММ.ГГГГ № № содержит конкретное указание по исполнению указанного документа «оставить без последствий»; бездействие отсутствует; заведомый характер совершенного Шеверды С.В. нарушения не установлен.
В судебном заседании представители административного истца Слинковой Л.А., Шебеникова Ж.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представители административного ответчика заместитель начальника управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Ларионова А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «ИГУ» № от ДД.ММ.ГГГГ), Соломиной А.А. требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании заинтересованное лицо министр лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. , извещенный о рассмотрении дела, отсутствовал.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит административный иск прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк назначен с ДД.ММ.ГГГГШеверды С.В. на государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области на срок один год, но не более срока полномочий Губернатора Иркутской области.
Указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк внесены в указ Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «О назначении на должность Шеверды С.В. » изменения, заменены слова «сроком на один год, но не более полномочий Губернатора Иркутской области» словами «на срок полномочий Губернатора Иркутской области».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Иркутской области внесено представление Губернатору Иркутской области Левченко С.Г. об устранении нарушений федерального законодательства. В том числе, поскольку проведенной проверкой выявлены факты нарушения законодательства о противодействий коррупции, установлено, что министр лесного комплекса Шеверды С.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в разделе 1 не отразил доход от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>» в сумме 536712 руб. 46 коп., а также доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами» в сумме 23263756 руб. 87 коп.; в разделе 1 справки за 2017 года Шеверды С.В. завысил доход от основной работы на 187532 руб. 44 коп., в разделе 4 справок за 2016-2017 г.г. не указал 5 открытых на его имя счетов в Банке ВТБ. Указанными действиями Шеверды С.В. нарушил требования ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 7 Закона Иркутской области «О государственных должностях Иркутской области».
По результатам рассмотрения представления прокуратуры Иркутской области Губернатором Иркутской области подготовлен ответ ДД.ММ.ГГГГ за №, что по фактам, указанным в представлении в отношении министра Шеверды С.В. назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о результатах проверки прокуратура будет проинформирована.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Иркутской области внесено представление Губернатору Иркутской области об устранении нарушений законодательства о противодействий коррупции (№).
Как следует из представления, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истек максимально возможный срок проверки 90 календарных дней, однако информация о ее результатах в прокуратуру не поступила, по указанным в ранее внесенном представлении меры не приняты. Обращает внимание, что представление лицом, замещающим государственную должность, заведомо недостоверных или неполных сведений, является основанием увольнения в связи с утратой доверия – ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».
В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что проверка достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шеверды С.В. , проведена в установленные Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ сроки. Результаты проверки направлены в президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции для рассмотрения и принятия решения, которое в дальнейшем будет направлено Губернатору Иркутской области. Следовательно, окончательное решение по результатам проведенной проверки будет принято Губернатором Иркутской области с учетом решения, принятого на заседании президиума коллегии.
Оценивая доводы административного искового заявления о признании незаконным бездействия Губернатора Иркутской области по непринятию решения об увольнении в связи с утратой доверия министра Шеверды С.В. , суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: 2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, установлен Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 181-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» (далее по тексту – Закон № 181-оз).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 181-оз увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия осуществляется органом государственной власти Иркутской области (руководителем органа государственной власти Иркутской области), принявшим решение о назначении данного лица на должность, а в отношении депутатов Законодательного Собрания Иркутской области - постановлением Законодательного Собрания Иркутской области, принятым в соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 31-оз «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», на основании представленных ему итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и соблюдения установленных ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей (далее - проверка), проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, комиссией по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Иркутской области, комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, созданной в Избирательной комиссии Иркутской области, комиссией Законодательного Собрания Иркутской области по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в которых высказана рекомендация о применении к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона № 181-оз проверка проводится: 2) в отношении лиц, замещающих государственные должности министра Иркутской области, в соответствии с Законом Иркутской области от 21.06.2013 № 46-оз «О представлении и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Иркутской области, и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области».
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рк поручено управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Юзвак С.Б. ) провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду, и обеспечить подготовку доклада по ее результатам в течение 60 календарных дней со дня подписания настоящего распоряжения. Основание – представление прокуратуры Иркутской области об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно служебной записке начальника управления по профилактике коррупции и иных правонарушений Юзвак С.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № № в адрес министра лесного комплекса Иркутской области, министр Шеверды С.В. уведомлен о начале проверки, ему предложено не позднее 09.11.20187 представить письменную информацию по обстоятельствам: 1) неотражения в разделе 1 «Сведения о доходах» справки за 2016 год дохода от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>» в сумме 536712 руб. 46 коп.; дохода, полученного от АО «Сбербанк управление активами» в сумме 23263756 руб. 87 коп.; 2) завышения в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах за 2017 год размера дохода, полученного по основному месту работы на 187532 руб. 44 коп.; 3) неуказания в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справок о доходах за 2016, 2017 г.г. пяти банковских счетов, открытых в Банке ВТБ. Разъяснено право обратиться за получением информации о том, какие сведения подлежат проверке, давать пояснения по вопросам проверки в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рк срок проведения проверки продлен на 30 календарных дней.
ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока проведении проверки уведомлен министр Шеверды С.В.
Согласно служебной записке начальника управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственного секретаря президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № № на имя заместителя Губернатора Иркутской области – руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, председателя президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции ФИО6<адрес> направлены результаты проверки в отношении министра Шеверды С.В. для рассмотрения на заседании президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции Иркутской области.
Согласно докладу о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. , в ходе проверки установлено: 1) в справке о доходах Шеверды С.В. за отчетный период 2015 года, представленной им в качестве лица, претендующего на должность министра лесного комплекса Иркутской области, установлены следующие недостатки: в разделе «сведения о доходах»: не указан доход, полученный им от продажи автомобиля Фольксваген Туарег 2012 года выпуска. Так, согласно сведениям ГУ МВД России по Иркутской области, указанный автомобиль был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, согласно карточке учета транспортного средства, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, представленного Шеверды С.В. , стоимость проданного автомобиля составила 1700000 руб.; не указан доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, при этом согласно сведениям ПАО Сбербанк доход Шеверды С.В. от использования депозитных счетов в 2015 году составил 920910 руб. 41 коп.
В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах установлены следующие нарушения: по данным ПАО Сбербанк, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя Шеверды С.В. было открыто шесть банковских счетов. Таким образом, в справке о доходах не указан банковский счет, открытый ДД.ММ.ГГГГ, движения денежных средств, остаток на счете отсутствует. В графе «Остаток на счете» содержатся недостоверные сведения. Так, размер остатка денежных средств на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, составил 3505134 руб. 67 коп., в справке о доходах указано остаток 318006 руб. 35 коп.; на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, остаток составил 6077 руб. 18 коп.; в справке о доходах Шеверды С.В. – 6318 руб. 69 коп.; на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, остаток составил 6077 руб. 18 коп.; в справке о доходах – 6072 руб. 4 коп.; на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, остаток составил 4000000 руб., в справке о доходах – 3999500 руб.
2) отсутствуют сведения о трех банковских счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ в Банке ВТБ (ПАО), размер остатка на одном из них составляет 18 руб., на других – 0 руб., движение денежных средств на данных счетах не осуществлялось. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги Шеверды С.В. – Шеверды О.Н. за отчетный период 2015 года выявлены следующие недостатки. В разделе 1 «Сведения о доходах» отсутствуют сведения о доходе, полученном Шеверды О.Н. от вкладов в банках и иных кредитных организациях, по информации ПАО Сбербанк, размер дохода от депозитных счетов – 2512 руб. 53 коп. В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» содержатся сведения о четырех банковских счетах, открытых в ПАО Сбербанк. По данным ПАО Сбербанк, на ДД.ММ.ГГГГ на имя Шеверды О.Н. открыто пять банковских счетов. Таким образом, сведения о банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют, остаток по счету составил 2 руб. 28 коп., движения денежных средств в отчетном периоде не производилось; в графе «Остаток на счете» размер денежных средств;
В графе «остаток на счете» размер денежных средств не соответствует сведениям, представленным ПАО Сбербанк. Так, остаток на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, составил 251 руб. 75 коп., в справке указан размер остатка 48442 руб. 13 коп., на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, размер остатка составил 32 руб. 78 коп., в справке о доходах указан 1279 руб. 49 коп.
В результате проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера, представленных Шеверды С.В. отношении себя и своей супруги за отчетный 2015 год, установлены факты неполного и недостоверного представления сведений, в том числе не указан доход, полученный Шеверды С.В. и его супругой, от вкладов в кредитных организациях, указаны некорректные сведений о размерах остатков на банковских счетах, открытых на имя Шеверды С.В. и его супруги.
2) В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Шеверды С.В. за отчетный 2016 год выявлены следующие недостатки.
В разделе 1 «Сведения о доходах» отсутствуют сведения о получении Шеверды С.В. в отчетном периоде: дохода от ценных бумаг. В представлении органов прокуратуры указано, что Шеверды С.В. в справку о своих доходах не внес доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами» в размере 23263756 руб. 87 коп. Получение дохода подтверждается выпиской о движения по счету АО «Сбербанк Управление активами», сведениями налоговых органов. Согласно выписке 25 января и ДД.ММ.ГГГГШеверды С.В. произведена продажа ценных бумаг ОПИФ РФИ «Сбербанк-Америка» и «Сбербанк-Фонд облигаций «Илья Муромец» на сумму 19657926 руб. 69 коп. и 3605830 руб. 18 коп. соответственно. В пояснениях Шеверды С.В. указано, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им был сформирован и оплачен портфель инвестиционных фондов на общую сумму 20 млн руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стоимость указанного пакета составляла 23954590 руб. 83 коп. При продаже данного пакета частями ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ получены средства в размере 23263756 руб. 87 коп. По мнению Шеверды С.В. , он понес убыток в размере 690834 руб. 4 коп., доход не получен, в справке о своих доходах сумма дохода от продажи ценных бумаг в размере 3263784 руб. 1 коп. не указана. Согласно сведениям налогового органа Шеверды С.В. в 2016 году получен доход от операций купли-продажи ценных бумаг (код дохода 1530), общая сумма которого составляет 23263756 руб. 87 коп., налоговой базой при этом является сумма в размере 3263784 руб. 1 коп. Таким образом, доход, указанный налоговыми органами в качестве налоговой базы в размере 3263784 руб. 1 коп., является суммой финансового результата, полученного Шеверды С.В. от операций с ценными бумагами, неуказание данной суммы вызвано ошибочным толкованием действующего законодательства;
дохода от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>» в размере 536712 руб. 46 коп.
В подразделе «Транспортные средства» раздела 3 «Сведения об имуществе» в графе «вид, марка, модель транспортного средства, год изготовления» содержатся некорректные сведения о годе выпуска автомобиля Фольксваген Туарэг (2014 год), по сведениям УГИБДД ГУ МВД России по ФИО6<адрес> – 2013 года выпуска.
В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» в графе «Остаток на счете» содержатся некорректные сведения в отношении банковского счета, открытого в ПАО Сбербанк ДД.ММ.ГГГГ. По информации ПАО Сбербанк, остаток на ДД.ММ.ГГГГ – 32881 руб. 70 коп., в справке о доходах – 130000 руб. На банковских счетах Шеверды С.В. в 2016 году зафиксировано движение крупных сумм денежных средств, а именно: на банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, – 19000051 руб. 4 коп.; на счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, – 4266177 руб. 30 коп.; на счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ, - 25345998 руб. 73 коп. Совокупный доход Шеверды С.В. и его супруги составил 51517865 руб. 51 коп., сделан выводы о том, что сведения в графе «Суммы поступивших на счет денежных средств» не указаны правомерно.
Отсутствуют сведения о трех банковских счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ в Банке ВТБ (ПАО), размер остатка на одном счете – 18 руб., на других – 0 руб., движение денежных средств на счетах отсутствует.
В уточненной справке о доходах Шеверды С.В. за отчетный 2016 год в разделе «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» графа «Остаток на счете» содержит некорректные сведения в отношении банковского счета, открытого в ПАО Сбербанк ДД.ММ.ГГГГ. По информации ПАО Сбербанк, размер остатка на составил 33148 руб. 13 коп., в справке о доходах указано 34325 руб. 27 коп.
Таким образом, в результате проверки представленных Шеверды С.В. сведений за 2016 год выявлены факты недостоверного и неполного предоставления указанных сведений, а именно: неуказание дохода от продажи ценных бумаг, от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>», неуказание сведения об открытых на имя Шеверды С.В. трех банковских счетов в Банке ВТБ (ПАО), некорректное указание размера остатка денежных средств на банковском счете супруги Шеверды С.В.
В справке о доходах за 2017 год в разделе «Сведения о доходах» доход, полученный по основному месту работы, указан в сумме 2607528 руб. 39 коп., по данным налогового органа – 2419995 руб. 95 коп., размер дохода по основному месту работы завышен на 187532 руб. 44 коп.
В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» отсутствуют сведения о трех банковских счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ в Банке ВТБ (ПАО). Вместе с тем, размер остатка на одном из них составляет 18 руб., на других – 0 руб., движение денежных средств на данных счетах отсутствует.
С учетом изложенного начальником управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Юзвак С.Б. предложено принять решение о применении к Шеверде С.В. меры юридической ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ министру Шеверде С.В. представлены результаты проверки (служебная записка).
Согласно Выписке из протокола № заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, г. Иркутск, по вопросу повестки дня о рассмотрении доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шеверды С.В. , принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности. Три члена президиума - «за», один член президиума – «против».
Согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ № № начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственный секретарь президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в ФИО6 области Юзвак С.Б. направила Губернатору Иркутской области Левченко С.Г. результаты заседания президиума по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, указав, что в ходе проверки установлен факт представления Шеверды С.В. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и банковских счетах. Исходя из характера выявленных в ходе проверки нарушений члены президиума сделали заключение, что они допущены Шеверды С.В. в связи с его небрежностью и невнимательностью, ошибочным толкованием норм действующего законодательства. Учитывая, что выявленные нарушения совершены непредумышленно, президиумом принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности. При этом единственной мерой ответственности в силу законодательства за совершение данного правонарушения лицом, замещающим государственную должность, является освобождение от должности в связи с утратой доверия.
Согласно резолюции Губернатора Иркутской области на служебную записку от ДД.ММ.ГГГГ № № – «оставить без последствий».
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в ходе проведенной в отношении министра лесного комплекса Иркутской области управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проверки установлен факт представления министром недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и банковских счетах.
При этом выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о непредоставлении министром сведений о своих доходах в ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>» в размере 536712 руб. 46 коп., о своих доходах от продажи ценных бумаг, который, по данным налоговых органов, составил 3263784 руб. 1 коп.
Суд учитывает, что исследованными материалами проверки подтверждено, что министру было достоверно известно о получении дохода от продажи ценных бумаг, как и не могло не быть известно о получении дохода в ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ ФИО6<адрес>», в связи с чем установленные в ходе проверки факты свидетельствуют о допущенном министром лесного комплекса Иркутской области непредставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений.
Доводы административного ответчика о том, что выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о допущенной министром небрежности при заполнении справок о своих доходах, что факт заведомого предоставления неполных сведений не доказан, не принимаются судом. Суд исходит из того, что факт предоставления министром Шеверды С.В. неполных сведений установлен в ходе проверки, в судебном заседании не оспаривался. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что министр лесного комплекса Иркутской области не был осведомлен о полученных доходах, в ходе проверки не установлено.
Суд учитывает, что направленность целей непредоставления лицом, замещающим государственную должность Иркутской области, сведений о своих доходах правового значения не имеет. При этом в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 181-оз увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия осуществляется Губернатором Иркутской области на основании представленных ему итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в которых высказана рекомендация о применении к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».
Исследованными документами подтверждено, что Губернатору Иркутской области поступили итоговые результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах министра лесного комплекса Шеверды С.В. , в которых высказана рекомендация о применении к министру Шеверде С.В. мер юридической ответственности.
При таких обстоятельствах в силу Закона № 181-оз Губернатор Иркутской области, как лицо, принявшее решение о назначении на должность министра лесного комплекса Иркутской области, осуществляет его увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Поскольку такое решение при поступлении Губернатору Иркутской области из управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах министра Шеверды С.В. с рекомендацией начальника управления о применении к должностному лицу мер юридической ответственности не принято, суд приходит к выводу о том, что доводы административного искового заявления о допущенном Губернатором Иркутской области бездействии заслуживают внимания.
То обстоятельство, что на заседании президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области было принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности, не влияет на выводы суда.
Суд исходит из того, что в силу Закона № 118-оз проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера министра Иркутской области проводится подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Такая проверка в отношении министра Шеверды С.В. проведена Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в докладе начальника управления высказана рекомендация о применении к министру мер юридической ответственности. Таким образом, предусмотренные Законом № 118-оз условия для принятия решения об увольнении в данном случае были соблюдены.
Как следует из положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, созданной на основании Указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-уг, комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Иркутской области, для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к полномочиям комиссии, образуется президиум комиссии.
Полномочия комиссии определены в п. 6 Положения, при этом проверка достоверности и полноты сведений о доходах министров Иркутской области и принятие решений по вопросу применения или неприменения к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности, к полномочиям комиссии не относится.
В связи с чем рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ президиумом такой комиссии доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных министром Шеверды С.В. , принятие президиумом комиссии решения о признании отсутствия оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности, правовых последствий не повлекло.
Поскольку соответствующая рекомендация (принятое решение) исходят от неуполномоченного органа. В силу Закона № 118-оз уполномоченным органом является управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений (подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области).
Как следует из материалов дела, именно указанному управлению Губернатором Иркутской области в связи с внесенным прокурором Иркутской области представлением было поручено проведение проверки в отношении представленных министром Шевердой С.В. сведений о доходах. Такая проверка в отношении министра проведена Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по результатам проведенной проверки начальником управления Юзвак С.Б. подготовлен доклад с высказанной в нем рекомендацией о применении меры ответственности к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области. При таких обстоятельствах Законом № 118-оз установлен порядок увольнении (освобождения от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия органом государственной власти Иркутской области (руководителем органа государственной власти Иркутской области), принявшим решение о назначении данного лица на должность. Между тем решение об увольнении (освобождении от должности) административным ответчиком не принято.
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что обращение с указанным административным исковым заявлением обусловлено реализацией прокурором Иркутской области возложенных полномочий по осуществлению надзора за исполнением высшим исполнительным органом Иркутской области ФЗ «О противодействии коррупции», Закона № 181-оз в целях защиты интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц. В связи с чем доводы административного ответчика о том, что прокурором Иркутской области не подтверждены сведения о том, что оспариваемое бездействие нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круг лиц, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, учитывая, что судом признано незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. , суд приходит к выводу возложить обязанность на административного ответчика устранить нарушение путем принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 181-ОЗ «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования административного истца прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. .
Возложить обязанность на Губернатора Иркутской области устранить нарушение путем принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 181-ОЗ «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» порядке.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 29 июля 2019 года