РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-2965/2016
г. Тюмень 14 марта 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием административного истца Колосовой М.Н.,
представителей административного ответчика Ольховской Т.В., Поршневой М.В.,
представителя заинтересованного лица Департамента образования Администрации города Тюмени Абакумовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2965/2016 по административному исковому заявлению Ильиных М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Колосовой М.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Администрации города Тюмени о признании заключения комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Администрации города Тюмени № 794 – рк от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Ильиных М.В., законный представитель несовершеннолетней ФИО2, административный истец Колосова М.Н., законный представитель несовершеннолетнего ФИО4 обратились в суд с требованиями к административному ответчику Администрации города Тюмени о признании распоряжения Администрации города Тюмени № – рк от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; о признании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации. Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, пришла к заключению, что реорганизация МАОУ СОШ № города Тюмени, путем присоединения к нему МАОУ СОШ № города Тюмени, не приведет к ухудшению условий для получения гражданами общего образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам. ДД.ММ.ГГГГ гола Администрацией города Тюмени издано распоряжение № – рк «О реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № города Тюмени», согласно которого решено реорганизовать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № города Тюмени путем присоединения к нему муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № города Тюмени. Административные истцы полагают, что заключение комиссии и распоряжение вынесено с нарушением действующих норм законодательства и процедуры, позволяющей принять Администрации города Тюмени решение о реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
Административный истец Ильиных М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила.
Административный истец Колосова М.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить их полном объеме.
Представители административного ответчика Ольховская Т.В., Поршнева М.В. в судебном заседании с требованиями административных истцов не сохранились, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 45-50).
Представитель заинтересованного лица Департамента образования Администрации города Тюмени Абакумова А.А. в судебном заседании не согласилась с требованиям административных истцов, просила отказать в удовлетворении их требований, поскольку оспариваемое распоряжение, а также заключении комиссии соответствуют закону и чьих – либо прав не нарушают.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста ФИО12, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Ильиных М.В., Колосовой М.Н. по следующим основаниям:
Согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности, МАОУ СОШ № «Крепыш» города Тюмени имеет право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (л.д. 31-34).
МАОУ СОШ № города Тюмени имеет право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (л.д. 35-38).
На основании распоряжения Администрации города Тюмени №-рк от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № города Тюмени реорганизована путем присоединения к нему муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № «Крепыш» города Тюмени
В соответствии с п.10, п.14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.10).
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.14).
Постановлением Администрации города Тюмени от 23.12.2010 № 140-пк утвержден Порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, изменения типа муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и внесения в них изменении, а Постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 426-п утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации, о заключении договора аренды объекта системы образования для детей, являющегося государственной собственностью Тюменской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных образовательных организаций Тюменской области, муниципальных образовательных организаций, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.
В соответствии с п.2.10. Порядка проведения оценки для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации, направляет в адрес председателя комиссии письменное предложение о реорганизации или ликвидации образовательной организации с обоснованием целесообразности реорганизации или ликвидации образовательной организации, подготовленное с учетом анализа критериев, установленных пунктами 1.4, 1.5 настоящего Порядка, с приложением: сведений о демографических процессах, потребностях регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области; сведений о расположенных на соответствующей территории образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ (в том числе о возможности перевода обучающихся реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации в другие образовательные организации); сведений о сокращении или увеличении штатной численности работников реорганизуемой образовательной организации, о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации образовательной организации;
сведений о состоянии материально-технической базы образовательной организации, в том числе об имуществе, закрепляемом (закрепленном) за образовательной организацией на праве оперативного управления;
финансово-экономического обоснования предлагаемых изменений с указанием размера ассигнований на финансирование мероприятий по реорганизации или ликвидации образовательной организации;
рекомендаций по данному вопросу наблюдательного совета образовательной организации (для автономных образовательных организаций), органа государственно-общественного управления (для бюджетных и казенных образовательных организаций).
В соответствии с пунктом 2.16 Порядка проведения оценки, заключение комиссии, а также решения комиссии по процедурным вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от об общего числа ее членов.
Как следует из протокола № заседания наблюдательного совета МАОУ МОШ № «Крепыш» города Тюмени, ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено предложение учредителя Департамента образования Администрации города Тюмени о реорганизации МАОУ СОШ № города Тюмени путем присоединения к нему МАОУ СОШ № «Крепыш» города Тюмени (л.д. 53).
Большинством голосов наблюдательного совета (из 5 голосующих – 1 воздержался, против нет) принято положительное решение относительно реорганизации МАОУ СОШ № города Тюмени путем присоединения к нему МАОУ СОШ № «Крепыш» города Тюмени.
В соответствии с п. 2.8 Порядка проведения оценки по решению председателя комиссии на основании его приглашения в заседаниях комиссии вправе участвовать должностные лица реорганизуемых или ликвидируемых образовательных организаций, иные лица. Однако, данное решение председателем комиссии не принималось, так как предпосылки нарушения прав обучающихся на получение гражданами образования соответствующего уровня согласно федеральным государственным образовательным стандартам (при их наличии) с учетом сохранения количества зданий школ, возможности улучшения их материальной базы, а также сохранения педагогического состава, классных коллективов, расширения спектра предоставляемых услуг, развития профильного образования отсутствовали.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Однако распоряжение Администрации города Тюмени не является локальным нормативным актом образовательной организации и, следовательно, учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся непосредственно при издании данного акта не требуется.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, исследовав сведения о демографических процессах; сведения о расположенных на территории организациях, осуществляющих образовательную деятельность, сведения о сокращении или увеличении штатной численности работников, обслуживающих объект, о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате изменения назначения или ликвидации объекта; сведения о состоянии материально – технической базы общеобразовательной организации, в том числе об имуществе, закрепленном за образовательной организацией; финансово – экономическое обоснование предлагаемых изменений; рекомендации наблюдательного совета образовательной организации, пришла к заключению, что реорганизация МАОУ СОШ № города Тюмени путем присоединения к нему МАОУ СОШ № города Тюмени не приведет к возможности ухудшения условий для получения гражданами общего образования согласно федеральным государственным стандартам, о чем составлено заключение № комиссия по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации (л.д. 13-14).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
В соответствии с п.11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение вопроса о реорганизации МАОУ СОШ № города Тюмени, функции учредителя которого возложены на Департамент образования Администрации города Тюмени отнесены к компетенции последнего. Процедура реорганизации прошла в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административных истцов в части признания заключения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения о ликвидации, о заключении договора аренды объекта, о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации.
Доводы административных истцов о том, что Департаментом образования Администрации города Тюмени не было направлено письменное предложение о реорганизации суд находит несостоятельным, поскольку из протокола № заседания наблюдательного совета следует, что комиссией было рассмотрено предложение учредителя о реорганизации. (л.д. 53). Также не соответствуют действительности доводы о том, что согласие от наблюдательного совета МАОУ СОШ № «Крепыш» получено не было, поскольку в материалах дела имеются рекомендации наблюдательного совета МАОУ СОШ № «Крепыш» принять положительно решение по данному вопросу (л.д. 55).
Доводы административных истцов в остальной части также не являются основанием для признания распоряжения Администрации города Тюмени, а также заключения № незаконными.
Согласно п.3.2 Порядка создания решение о реорганизации, ликвидации учреждений принимается Администрацией города Тюмени и оформляется муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Указанный муниципальный правовой акт должен содержать информацию, предусмотренную п. 3.3 указанного порядка, а именно: форма реорганизации, наименование учреждения после завершения процесса реорганизации; наименование учредителя; информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения; лицо, ответственное за сообщение в письменной форме в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством; лицо, ответственное за помещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством; лицо, ответственное за подготовку учредительных документов, передаточного акта и разделительного баланса; лицо, на которое возлагаются полномочия по регистрации юридического лица.
Изучив Распоряжение Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ 2 №-рк «О реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № города Тюмени» судом установлено, что указанное распоряжение содержит все необходимую информацию, перечень которой установлен п. 3.3 Порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, изменения типа муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и внесения в них изменении, принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий, соответствии с законом.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании, по ходатайству представителей административного ответчика, были заслушаны пояснения специалиста ФИО13, которая пояснила, что при соединении указанных учреждений ученики не почувствуют никаких изменений: ни в программе обучения, ни в учителях, ни в питании, все дети останутся в тех помещениях где обучались ранее, в тем же преподавательским составом. Деньги, вырученные от реорганизации пойдут на нужды именно это учебного учреждения.
Доказательств того, реорганизация повлечет нарушение каких - либо прав детей в судебном заседании не добыто. Доводы административного истца о том, что права детей могут быть нарушены в будущем суд находит надуманными.
Поскольку в судебном заседании наличие необходимых условия не установлено, суд не находит оснований для признания распоряжения Администрации города Тюмени № – рк от ДД.ММ.ГГГГ не законным.
В обосновании своих требований административный истец указала на установленные прокуратурой города Тюмени нарушения закона при принятии решения о реорганизации.
Суд расценивает указанные доводы как не соответствующие действительности, поскольку прокуратура города Тюмени указала на то, что Департаментом образования Администрации города Тюмени не разработана детальная структура механизма оптимизации учреждений, предусматривающая критерии оценки учреждений, подлежащих реорганизации. Решение о реорганизации МАОУ СОШ № нарушающим закон признано не было.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
Таким образом, закон не относит родителей учащихся образовательного учреждения к числу лиц, наделенных правом оспаривать решение о реорганизации образовательного учреждения.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении их требований в полном объеме.
Кроме того, в судебном заседании представителями административного ответчика заявлено о пропуске административными истцами срока на подачу жалобы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В судебном заседании административный истец Колосова М.Н. пояснила, что о распоряжении она узнала ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательств указанного суду не представила, в связи с чем, суд полагает, что административными истцами пропущен срок подачи жалобы, установленный статьей 219 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Ильиных М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Колосовой М.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2016 года.
Судья Е.А. Гарипова