ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-296/19 от 29.01.2019 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рязань 29января2019года

Советский районный суд города Рязани в составе председательствующего судьи Горбатенко Е.Ю.,

при секретаре Полуэктовой А.С.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района города Рязани Маматовой Э.Р.,

с участием административного истца Шестакова М.А. и его представителей Курнева А.С., Бадрединова А.Р., действующих на основании ордеров,

представителя административного ответчика Алямовской О.М., действующей на основании доверенности и копии диплома о высшем юридическом образовании

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Шестакова Михаила Алексеевича к Администрации г.Рязани о признании недействующим постановление администрации г.Рязани № от 06.04.2018 года «Об утверждении документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №)

УСТАНОВИЛ:

Шестаков М.А. обратился в суд с административным иском к администрации г.Рязани о признании недействующим Постановления администрации г.Рязани № от 06.04.2018 года «Об утверждении документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию».

В обоснование заявленных требований указал, что 06.04.2018 года Постановлением главы администрации г.Рязани № утверждена документация «Проект планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №). Указывает, что при организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию» были нарушены требования действующего законодательства. А именно: место проведения публичных слушаний, назначенных на 13 февраля 2018 года Постановлением главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от 16.01.2018 года № было определено по адресу: г.Рязань, ул. Введенская, д.107, каб. 219. Между тем, 12.02.2018 года в газете «Рязанские ведомости» было опубликовано объявление о переносе места проведения публичных слушаний по адресу: г.Рязань, ул. Радищева, д.28 (большой зал). Административный истец полагает, что при изменении места проведения публичных слушаний без внесения изменений в ранее изданное постановление является нарушением норм действующего законодательства. На основании обращения Шестакова М.А. прокуратурой Советского района г.Рязани было издано представление об устранении нарушений законодательства о проведении публичных слушаний, которое было проигнорировано административным ответчиком. Кроме того, административным ответчиком не соблюден десятидневный срок, установленный для опубликования документации по «Проекту планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани за исключением застроенной территории». Так, документация должна быть опубликована не позднее 03.02.2018 года, однако, данный срок не соблюден. Указывает, что оспариваемым Постановлением администрации нарушены его права, так как он был лишен права на обсуждение Проекта планировки территории и лишен права повлиять на содержание решения администрации г.Рязани. Кроме того, указывает, что его права нарушаются тем, согласно оспариваемого постановления предполагается, что строительство будет проводится также на ул. Фирсова в г.Рязани. Просил признать недействующим полностью Постановление администрации г.Рязани № от 06.04.2018 года «об утверждении документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №).

Административный истец Шестаков М.А. и его представители Курнев А.С., Бадрединов А.Р. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержали.

Представитель административного ответчика - Администрации города Рязани Алямовская О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала, что оспариваемое решение является законным, просили суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Помощник прокурора Советского района города Рязани Маматова Э.Р. в своем заключении полагала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Суд, выслушав объяснения стороны административного истца., представителя административного ответчика Администрации г.Рязани, заключение помощника прокурора Советского района города Рязани Мамтовой Э.Р., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По смыслу положений ст. 215 КАС РФ, в контексте позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», основанием для принятия решения об удовлетворении требований о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части является подтверждение судом факта не соответствия оспариваемого нормативного акта полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также любое нарушение требований законодательства, связанных с порядком его принятия (полномочий принятия нормативного акта и их пределов, формы, вида и правил его опубликования).

Согласно частей 8 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта, а также обстоятельства нарушения прав административных истцов, суд учитывает следующее.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса (далее по тексту - ГрК РФ) следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (п. 4 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и администрация города Рязани, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, осуществляемой, в том числе, в виде планировки территории путем утверждения подготовленных на основании генерального плана г. Рязани проектов планировки территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 ГрК РФ.

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 ГрК РФ).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ).

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 ГрК РФ).

Судом установлено, что 18.08.2016 года в целях обеспечения устойчивого развития территории города Рязани, выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры принято решение о подготовке документации "Проект планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе города Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 №". Указанное решение было оформлено постановлением администрации г.Рязани от 18.08.2016 года №.

Постановление было опубликовано на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» в установленный законом срок и газете «Рязанские ведомости» 23.08.2016 года №.

Постановлением Главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от 16 января 2018 г. № на 13 февраля 2018 г. в 18 часов 00 минут были назначены публичные слушания. Данное постановление было опубликовано на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» и в газете «Рязанское ведомости» от 18.01.2018 г. №.

13.02.2018 года в газете «Рязанские ведомости» № было опубликовано сообщение об изменении адреса публичных слушаний с <данные изъяты> Аналогичное сообщение было опубликовано на официальном сайте городского округа в сети «Интернет». Кроме того, данная информация была размещена на двери кабинета в котором ранее были назначены публичные слушания.

Как пояснил в судебном заседании представитель администрации г.Рязани, перенос места проведения публичных слушаний был обусловлен возникновением форс-мажорных обстоятельств, а именно: отключением электричества 13.02.2018 года в период с 18-00 часов до 21-00 часов. Что подтверждается письмом Управления организационной работы аппарата администрации г.Рязани от 09.02.2018 года.

В соответствии с протоколом публичных слушаний по "Проекту планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе города Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 №", в Комиссию по землепользованию и застройке в городе Рязани поступили письменные обращения от ИП ФИО10, ИП ФИО11, ООО «Барс-Ритрейл», ООО «Торговый дом «Барс», ПАО «Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля» в поддержку рассматриваемого проекта, письменные коллективные обращения граждан (всего 2498 подписей) в поддержку рассматриваемого проекта.

Доводы административного истца о том, что о нарушении его прав ввиду переноса места проведения публичных слушаний суд отклоняет, так как Шестаков М.А. присутствовал при проведении публичных слушаний, что подтверждается листом регистрации и листом идентификации участников публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний по документации "Проект планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе города Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 N 03/1/1-16-01" следует, что он высказался против рассматриваемого проекта. При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что доводы административного истца могут повлиять на результат публичных слушаний, им не представлено. Таким образом, права непосредственно административного истца при проведении процедуры публичных слушаний затронуты не были.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 КАС РФ).

Доводы административного истца о том, что одновременно с постановлением о назначении публичных слушаний не был опубликован Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №) подтверждаются объяснениями сторон. Как следует из материалов надзорного производства, представленного Прокуратурой Советского района г.Рязани Шестаков М.А., данный проект был опубликован только 08.02.2018 года. Между тем, данное обстоятельство не может повлечь нарушения прав административного истца.

Как следует из материалов дела, а также материалов надзорного производства, представленного Прокуратурой Советского района г.Рязани Шестаков М.А. 08.02.2018 года обращался в сектор по обеспечению деятельности комиссии по землепользованию и застройке в городе Рязани Управления градостроительства и архитектуры с целью получения чертежа документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №). После чего им был получен эскиз застройки в формате А4. Также он был ознакомлен с документацией, имеющейся в отделе специальной документации аппарата администрации г.Рязани. Таким образом, административный истец был ознакомлен с имеющейся документацией, его право на участие в публичных слушаниях также нарушено не было.

Каких-либо сведений о наличии полномочий по представлению интересов иных лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты оспариваемым Постановлением административным истцом в ходе судебного разбирательства не представлено.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права заявителей и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.

По итогам публичных слушаний Комиссией по землепользованию и застройке в городе Рязани, действующей на основании постановления администрации г.Рязани от 03.02.2009 г. № «Об утверждении состава и положения о комиссии по землепользованию и застройке в городе Рязани», Главе администрации г.Рязани было направлено заключение с рекомендацией о принятии решения об утверждении документации "Проект планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе города Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 N 03/1/1-16-01". Направить заключение о результатах публичных слушаний, протокол публичных слушаний в управление градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани для дальнейшего направления "Проект планировки территории в районе улиц: Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе города Рязани (за исключением застроенной территории, подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 №" главе администрации г.Рязани для принятия решения об утверждении документации по планировке территории или ее отклонении и направлении на доработку.

Согласно ч. 10 ст. 46 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Заключение о результатах публичных слушаний по документации Проекта было опубликовано в газете «Рязанское ведомости» от 20 февраля 2018 г. №.

В соответствии с ч. ч. 13, 14 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Проект был утвержден Постановлением администрации города Рязани от 06 апреля 2018г. №, которое было опубликовано в газете «Рязанские ведомости» от 10.04.2018 года №.

Согласно заключению управления градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани, документация Проекта соответствует Генеральному плану города Рязани, Правилам землепользования и застройки в городе Рязани, требованиям технических регламентов, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Доводы административного истца о том, что оспариваемым проектом не решается вопрос о дефиците мест в детских дошкольных учреждениях, опровергаются имеющемся в Проекта разделом 3.2 Архитектурно-планировочные решения, в котором предусмотрена реконструкция имеющихся детских садов и увеличение количества мест.

Конкретных фактов несоответствия Проекта или Постановления администрации города Рязани от 06.04.2018 года № требованиям закона, обладающего высшей юридической силой, административными истцами не приведено и судом в ходе судебного разбирательства не установлено.

Таким образом, оспариваемый административным истцом Проект планировки территории принят в соответствии с требованиями действовавшего на момент его принятия законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Постановление администрации г. Рязани от о 06.04.2018 года № «Об утверждении документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №) принято органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шестакова Михаила Алексеевича к Администрации г.Рязани о признании недействующим постановление администрации г.Рязани № от 06.04.2018 года «Об утверждении документации «Проект планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №)» и обязании администрации г.Рязани провести повторные публичные слушания по Проекту планировки территории в районе улиц Электрозаводская, Урицкого, Есенина, Грибоедова, Лермонтова в Советском районе г.Рязани (за исключением застроенной территории подлежащей развитию по договору от 27.01.2016 года №) - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья