РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 января 2022 года г. Тольятти Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В., при секретаре судебного заседания Дзанаевой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-296/2022 по административному иску ФИО1 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным административным иском, в котором просит: Признать незаконным уведомление администрации м.р. Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве объекта ИЖС от 26 октября 2021 года. Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. ФИО1 обратился в Администрацию м.р. Ставропольский с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. 15.11.2021 г. истец получил уведомление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, согласно которому основанием для отказа послужило то, что действующим Положением о национальном парке «Самарская Лука», утверждении приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69, виды разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории населенных пунктов, включенных в соси национального парка, не определены. Вместе с тем истец считает, что согласно выписки из ЕТРН вид разрешенного использования спорного земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов. В соответствии с Правилами землепользования и застройки с.п.Жигули, картой градостроительного зонирования с.п.Жигули указанный земельный участок располагается в зоне малоэтажной застройки. Законного основания для принятия решения о недопустимое размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участка Администрации м.р. Ставропольский Самарской области не было. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании (23.12.2021 г.) заявленные административные исковые требования подержала и просила их удовлетворить, по основаниям изложенном в административном исковом заявлении. Считает, что администрация незаконно отказала рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта. Пояснила, что в соответствии с тем, что в закон были внесены изменения, в связи с которым допускаются строительства объекта и передача их в собственность. Представитель административного ответчика – администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, прислали в суд письменный отзыв, согласно которому просили вынести решения с учетом имеющихся в деле доказательств, рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица - Министерство природный ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, прислали в суд письменное пояснение, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица - ФГБУ НП "Самарская Лука" в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили. Представитель заинтересованного лица - Администрация с.п. Жигули в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела. Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов. Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве). Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания направления уполномоченным органом уведомления о несоответствии (далее - уведомление о несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. К числу таких отнесено несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Согласно ФЗ от 30.12.2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ», направленный на совершенствование режима особо охраняемых природных территорий, в границах которых расположены населенные пункты. Строительство жилого дома, расположенного на земельном участке, находящемся в границах заселенного пункта, включенного в состав национального парка, возможно в случае, если/вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение такого жилого дома; в утвержденных правилах землепользования и застройки либо в положении об особо охраняемых природных территориях. Судом установлено и следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. 26.10.2021 ФИО1 обратился в Администрацию м.р. Ставропольский с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. 15.11.2021 г. истец получил уведомление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящимися в границах населенного пункта, включенного в состав национального парка, возможно в случае, если вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение такого жилого дома и предусмотрен: в утвержденных правилах землепользования и застройки либо в положении об особо охраняемых природных территориях. С учетом обращения для оспаривания вынесенного административным ответчиком в Ставропольский районный суд 01.12.2021 года, суд приходит к выводу, что предусмотренный процессуальный срок для оспаривания решения органа местного самоуправления не истек. Судом установлено, что принадлежащий административному истцу земельный участок с КН №, расположен в границах Национального парка «Самарская Лука». В силу пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона об ООПТ населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности. Пунктом 4 статьи 3.1 Закона об ООПТ установлено, что положения указанной статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта. В силу статьи 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Закона об ООПТ и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Орган местного самоуправления является уполномоченным органом по рассмотрению уведомлений о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в границах включенного в состав особо охраняемой природной территории населенного пункта, если сведения о границах такого населенного пункта внесены в ЕГРН. В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона об ООПТ градостроительный регламент применительно к территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и Законом об ООПТ. На основании пункта 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, в том числе виды разрешенного использования земельных участков. Согласно частям 6 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебнооздоровительных местностей и курортов). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется положением об особо охраняемой природной территории в соответствии законодательством об особо охраняемых природных территориях. Виды разрешенного использования земельных участков, расположенных во включенных в состав особо охраняемых природных территорий населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, определяются градостроительным регламентом. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. С учетом вышеприведенных норма права, в их системном толковании, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельных участков, расположенных во включенных в состав особо охраняемых природных территорий населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, определяются градостроительным регламентом. Как установлено в судебном заседании прямо следует, из сообщения директора ФГБУ «Национальный парк» «Самарская лука» ФИО3 от 21.12.20221 года, земельный участок истца с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> входит в границы национального парка "Самарская Лука" на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г. и Решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука». Данный земельный участок, по функциональному зонированию, согласно Положению о национальном парке "Самарская Лука", относится к зоне хозяйственного назначения и располагается в границах старой (исторически сложившейся) застройки села Валы. В соответствии с генпланом сельского поселения Жигули, указанный земельный участок входит в границы населенного пункта - село Валы. Согласно данным публичной кадастровой карты сведения о границах населенного пункта с. Валы внесены в ЕГРН. Согласно данным публичной кадастровой карты, вышеуказанный земельный участок по категории земель относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков" (в редакции приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540) на земельном участке с кадастровым номером №, строительство (реконструкция) жилого дома возможно в соответствии с градостроительным планом. Поскольку данный земельный участок располагается в зоне хозяйственного назначения в населенном пункте Валы, национальный парк считает возможным согласовать вид социально-экономической деятельности - строительство (реконструкция) объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Исходя из правоустанавливающих документов, а также сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке не исключается и соответствует виду разрешенного использования. Согласно ответа на запрос администрации с.п. Жигули № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) сельского поселения Жигули, утверждённым решением Собрания Представителей сельского поселения Жигули № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Решений Собрания представителей сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от01.07.2019№, от ДД.ММ.ГГГГ№), земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). С учетом вышеизложенного, а также руководствуясь ст.36, 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «об особо охраняемых природных территориях», ст.3.1, 6 Федерального закона от 30.12.2020 №505-ФЗ, суд приходит к выводу, что земельный участок расположен в населенном пункте – с.Валы Ставропольского района, границы которого внесены в ЕГРН, в следствие чего подлежат применению положения п.5 ч.5 ст.51 ГрК РФ, и с учетом того, что категория земель земельный участок истца относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», участок согласно Правил землепользования и застройки с.п. Жигули отнесён к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а также принимая во внимание также согласование ФГБУ «НПК «Самарская Лука» вид социально-экономической деятельности – строительство (реконструкция) объекта ИЖС на участке административного истца, суд приходит к выводу, что администрация м.р. Ставропольский в нарушение вышеприведенных норм права, выдала ФИО1 уведомление о несоответствии недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящимися в границах населенного пункта, включенного в состав национального парка, возможно в случае, если вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение такого жилого дома и предусмотрен: в утвержденных правилах землепользования и застройки либо в положении об особо охраняемых природных территориях, в следствии чего оно является незаконным. На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве объекта ИЖС от 26 октября 2021 года. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 229 КАС РФ, РЕШИЛ: Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить. Признать незаконным уведомление администрации м.р. Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве объекта ИЖС от 26 октября 2021 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной судчерез Ставропольский районный судСамарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 28.01.2022 г. Судья Д.В. Безденежный УИД: 63RS0027-01-2021-004662-65 |