ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/18 от 17.12.2018 Тазовского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года п. Тазовский ЯНАО

Тазовский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Евдокимовой О.А.,

при секретаре Гусевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-297/2018 по административному иску Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», заинтересованное лицо – Администрация Тазовского района к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене акта от 13 июля 2018 года , предписания от 13 июля 2018 года ,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Ямалкоммунэнерго» (далее – Общество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что на основании приказа от 22 июня 2018 года департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) Тазовским сектором Департамента в период с 26 июня 2018 года по 13 июля 2018 года проведена внеплановая документарная проверка (далее – Проверка) в отношении Общества, поводом которой послужила информация об обнаружении розлива дизельного топлива в с. Находка Тазовского района из резервуара с дизельным топливом емкостью 100 м. куб.

По результатам Проверки 13 июля 2018 года был составлен акт проверки /ИС (далее Акт), на основании которого Обществу выдано предписание /И (далее Предписание), согласно которому оно обязано в срок до 13 декабря 2018 года устранить нарушения п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года; в срок до 15 октября 2018 года устранить нарушения п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года; п. 2.12, 7.13 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утв. Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года; в срок до 13 декабря 2018 года устранить нарушения п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года; исполнить обязанность, установленную ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 год, а именно:

- в срок до 13 декабря 2018 года разработать план мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законом порядке;

- в срок до 15 октября 2018 года разработать документацию, которая должна быть в наличии и вестись на нефтебазах;

- в срок до 15 октября 2018 года обеспечить замкнутое земляное обвалование, ограждающую стену из негорючих материалов;

- в срок до 13 декабря 2018 года исполнить обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Считает Акт и Предписание незаконными и необоснованными, подлежащими отмене. Просит признать акт от 13 июля 2018 года /ИС и предписание Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2018 года /И незаконными и отменить.

Административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд заседание не явился. Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

Заинтересованное лицо Администрация Тазовского района, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, просило рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя. Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица. В представленном отзыве не поддержало требований Общества, просило в административном иске отказать, считает, что внеплановая проверка Общества проведена Департаментом на законных основаниях, по результатам которой составлен Акт и вынесено Предписание.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующий по доверенности, не согласился с требованиями Общества, административный иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил в административном иске отказать, пояснив, что невыполнение Обществом требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, привело к разливу дизельного топлива в с. Находка.

Выслушав участников процесса, изучив доводы административного иска, отзыва административного ответчика на административный иск, отзыва заинтересованного лица, изучив представленные суду документы, оценив собранные доказательства в их совокупности, сопоставив их с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

Тазовским сектором Департамента на основании приказа департамента от 22 июня 2018 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Обществом при эксплуатации склада ГСМ в с. Находка Тазовского района.

По результатам проверки 13 июля 2018 года был составлен Акт проверки /ИС и в адрес Общества вынесено Предписание /И об устранении выявленных нарушений в области охраны окружающей среды.

Указанным Предписанием Обществу необходимо осуществить следующие мероприятия по устранению правонарушений в области охраны окружающей среды:

в срок до 13 декабря 2018 года устранить нарушения п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года; а именно: разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законодательством порядке;

в срок до 15 октября 2018 года устранить нарушения п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года; п. 2.12, 7.13 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года; а именно: разработать документацию, которая должна быть в наличии и вестись на нефтебазах;

в срок до 15 октября 2018 года устранить нарушение п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2.12. «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 , а именно: выполнить замкнутое земляное обвалование или ограждающую стену из негорючих материалов;

исполнить обязанность, установленную ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 год, а именно: поставить на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Мероприятия являются обязательными для юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. При несогласии с предписанными мероприятиями или сроками их выполнения лицо, которому оно выдано, предоставляется право обжалования предписания в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в подпунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившегося в суд, а обстоятельств, указанных в подпунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

Суд полагает, что в ходе судебного разбирательства Обществом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о незаконности оспариваемых Акта и Предписания.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законом, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 34 и пунктом 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ установлены общие нормы, обязывающие соблюдать требования об охране окружающей среды.

Статья 34 Закона № 7-ФЗ предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пункт 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон 11-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества, жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания, самостоятельно гореть после его удаления (приложение 1 Закона 116-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона 116-ФЗ, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.

Анализируя данные нормы закона, Общество при эксплуатации склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 3 600 кв.м., степень готовности объекта 85%, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Находка, на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> (далее Склад), должно соблюдать экологические требования, которые предусмотрены действующим законодательством.

Доводы представителя Общества о том, что Склад не подлежит постановке на учет в качестве объекта негативного воздействия, а также к отнесению к категории опасного производственного объекта, поскольку до настоящего времени не введен в эксплуатацию и не является объектом капитального строительства, суд считает не обоснованными.

Так из материалов дела следует, что 25 ноября 2015 года Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (Арендодатель) и Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (Арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества , согласно которому Арендодатель передал, а Арендатор принял за плату и во временное пользование сроком на 5 лет муниципальное имущество: склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 3 600 кв.м., степень готовности объекта 85%, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Находка, на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес>. Реестровый номер – 192006, для использования по назначению для оказания жилищно-коммунальных услуг на территории с. Находка Тазовского района. Объект передается в аренду с копиями технических паспортов (далее Договор).

Согласно п. 1.2. Объект передан в аренду в пригодном для эксплуатации состоянии. Сведения об объекте, изложенные в Договоре, являются достаточными для надлежащего использования Объекта в соответствии с целями, указанными в п. 1.1. Договора. Срок действия Договора пять лет с 25 ноября 2015 года по 24 ноября 2020 года.

Из п. 3.2.2. Договора следует, что Арендатор обязан использовать Объект исключительно в соответствии с целями, указанными в п. 1.1. Договора и установленными действующим законодательством РФ нормами и правилами использования Объекта, в том числе санитарными нормами и правилами, правилами противопожарной и технической безопасности, выполнять требования и предписания всех надзорных органов.

Арендатор обязан принять все меры для безопасной эксплуатации имущества в соответствии с нормами эксплуатации, согласно п. 3.2.8. Договора.

П. 3.2.23. Договора обязывает Арендатора застраховать гражданскую ответственность, согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

П. 3.2.26 Договора обязывает Арендатора эксплуатировать Объект в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных и производственных объектов».

Из Свидетельства о государственной регистрации права от 06 марта 2015 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за муниципальным образованием Тазовский район зарегистрирован объект права Склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 3 600 кв.м., степень готовности объекта 85%, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Находка, на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий и сооружений (машино-место), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ здание, строение, сооружение и объект незавершенного строительства признаются объектами капитального строительства. На основании статьи 55 ГрК РФ право на их использование возникает после ввода в эксплуатацию.

Таким образом, до момента ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства такой объект признается самостоятельным объектом недвижимости без возможности образования в нём иных объектов недвижимости.

Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию Склада само по себе не имеет правового значения.

В тоже время, при строительстве зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости, необходимо соблюдать природоохранные требования, установленные законом, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, согласно письму Минприроды России от 28.10.2016 № 12-50/8692-ОГ.

Положения ГК РФ, регулирующие статус объекта незавершенного строительства, не запрещают передавать его в аренду, сдача которого регулируется общими положениями ГК РФ об аренде.

Из пояснений представителя административного ответчика, Акта, Предписания, материалов дела следует, что по итогам проверки Обществу не вменялась обязанность поставить Склад на учёт как ОПО, данная обязанность является самостоятельной и не ставится в зависимость от обязания по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, п. 4 Предписания обязывает Общество поставить Склад на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье Закона 7-ФЗ, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объект может включать несколько источников негативного воздействия и должен удовлетворять требованию территориальной связанности и, если хозяйствующий субъект осуществляет хозяйственную или иную деятельность на двух и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муницпальных образованиях) и не связанные трубопроводами, железными, автомобильными дорогами или иначе (технически), то необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объекта с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 99-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет источник выброса, как сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником является такой источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системой координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Пунктом 2.16 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232 определен перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу на нефтебазах, к которым относятся в том числе, резервуары с нефтепродуктами, открытые площадки с насосами, перекачивающими нефтепродукты, котельные, не плотности технологического оборудования и коммуникаций; пары нефтепродуктов, образующиеся вследствие испарения во время приема, хранения и отпуска нефтепродуктов.

Согласно части 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, «объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты до 01 января 2017 года.

Исходя из критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 , объекты Общества, в том числе, Склад, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат региональному государственному экологическому надзору, и, соответственно относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2.1 «Правил технической эксплуатации нефтебаз» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232), (далее Правила), определено, что нефтебаза – это складское предприятие, представляющее собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, которое эксплуатируется на основании требований настоящих Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и санитарной безопасности, охраны труда и иных документов, принятых в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, Склад относится к объектам нефтепродуктообеспечения, и по своему назначению, организации и деятельности соответствует, определению нефтебаза, которая является единым комплексом зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для приёма, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, а склад ГСМ – это составная часть этого комплекса, которая непосредственно используется для хранения и отпуска нефтепродуктов, в данном конкретном случае дизельного топлива в целях оказания жилищно-коммунальных услуг на территории с. Находка Тазовского района для работы котельной.

В ходе проведенной на основании приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 22 июня 2018 года внеплановой проверки в период с 26 июня 2018 ода по 13 июля 2018 года было установлено, что Общество на территории с. Находка Тазовского эксплуатирует Склад, то есть объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: нефтебаза (склад топлива) емкостью 2000 м. куб., имеющий стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в которых находится дизельное топливо, а согласно «ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия», дизельное топливо относится к продуктам переработки нефти и относится к IV классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Из материалов дела следует, что Общество не подало заявки и не получило свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Склад. На основании представленных Обществом документов, установлено, что данный объект эксплуатируется Обществом с 25 ноября 2015 года и продолжает эксплуатироваться по настоящее время.

Следовательно, Склад является объектом капитального строительства, которое Общество использует в своей хозяйственной и производственной деятельности. Общество эксплуатирует Склад как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается в том числе Договором, а также фактом разлива дизельного топлива объемом 2 куб. м в районе старой электростанции в с. Находка из резервуара , не законсервированного, согласно донесению диспетчера службы ЕДДС «112» и сообщению директора филиала Общества, следовательно подлежит постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Тазовского районного суда от 21 сентября 2018 года, вступившим в законную силу 14 ноября 2018 года постановление главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «Ямалкоммунэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Из пояснений представителя Департамента, следует, что Обществу не вменяются обязанности, не предъявляются требования по Складу как по опасному производственному объекту, но в тоже время в административном исковом заявлении представитель Общества ссылается на отсутствие оснований для разработки и утверждения в установленном законом порядке плана по предупреждению ликвидации разливов нефтепродуктов, разработке технической документации, которая должна вестись на нефтебазах, для выполнения замкнутого обвалования или ограждающей стены из негорючих материалов по Складу как по опасному производственному объекту в обоснование своих требований.

В данном конкретном случае, суд считает возможным в рамках данного административного дела рассмотреть доводы Общества.

Доводы представителя Общества в административном исковом заявлении о том, что Общество на Складе использует ёмкости, позволяющие разместить менее 1 000 т. топлива, поэтому отсутствуют основания для признания его ОПО и соответственно у Общества отсутствует обязанность по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законом порядке, разработке документации, которая должна быть в наличии и вестись на нефтебазах; обеспечении замкнутого земляного обвалования, ограждающей стены из негорючих материалов, суд считает необоснованными.

Так, согласно п. 3.2.26 Договора, Общество обязано эксплуатировать Объект в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции от 18 декабря 2006 года) (далее Закон № 116-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона).

Закон № 116-ФЗ устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.

Из статьи 2 Закона № 116-ФЗ следует, что опасными производственными объектами в соответствии настоящим законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему закону (пункт 1). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2). В силу пункта 3 статьи 2 – опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.

Правила регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371.

Порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении административного регламента по предоставлению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»

В силу пункта 6 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими требованиями.

В силу подпункта «а» пункта 1 Приложения к Закону № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, к каковым относится и дизельное топливо, относятся к категории опасных производственных объектов.

Функционирование Склада невозможно без осуществления определенных технологических операций по приёму, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющиеся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, к каковым относится и дизельное топливо. В соответствии с «ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» является продуктом переработки нефти и относится к IV классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Следовательно, хранение нефтепродуктов, в данном конкретном случае дизельного топлива, в процессе эксплуатации Склада является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подпункта «в» пункта 1 Приложения № 1 Закона № 116-ФЗ является квалифицирующим признаком для отнесения Склада и к пожароопасным производственным объектам.

В соответствии с пунктами 6,7 требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 № 495, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации, в ходе которой должны быть выявлены все признаки на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

Частью 1 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ предусмотрено, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к указанному закону, устанавливаются, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

Из анализа указанной нормы следует, что законодатель к числу опасных производственных объектов относит не только объекты, на которых хранятся горючие вещества, но и объекты, допускающие возможность их одновременного хранения в количестве, предусмотренном законом (таблица 2 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ.

Из дополнения к административному исковому заявлению, материалов дела следует, что Общество, 16 мая 2016 года вывело из эксплуатации и законсервировало резервуары горизонтальные стальные № 7,8,15, ёмкостью 100 куб. м. каждая и оформило их актами сдачи на консервацию, указав, что комплекс мероприятий по длительной остановке и консервации резервуаров соответствует интересам предприятия на планируемый период. Порядок и подготовка резервуаров к остановке и консервации проведен с учетом мер по безопасной остановке, его сохранности, требований паспортов, организационно-технической и распорядительной документации, нормативных документов. Общий объем выведенных из эксплуатации ёмкостей 300 куб. м., полагая, что в настоящее время эксплуатирует ёмкости на 1 200 куб. м., о чем составлен акт проведенной идентификации от 26 октября 2018 года.

В тоже время из отзыва заинтересованного лица, материалов дела следует, что в акте проведенной Обществом идентификации от 26 октября 2018 года содержатся сведения о выводе Обществом из эксплуатации законсервированных ёмкостей №№ 23,29,35 (заводские номера), т.е. в актах о сдаче на консервацию номера ёмкостей объемом 100 куб. м. каждая другие, согласно свидетельству о государственной регистрации права Обществу по Договору передан Склад ёмкостью 2 000 куб. м., Общество законсервировало 3 ёмкости объемом 100 куб. м.

Доводы заинтересованного лица о том, что консервация Обществом даже трёх ёмкостей объемом 100 куб. м. каждая не исключает Склад из числа опасных производственных объектов, поскольку классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону 116-ФЗ устанавливаются, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения, заслуживает внимания.

При этом, пункт 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ «Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта» консервация производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установлено настоящим федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Согласно пунктам 1,2 статьи 13 Закона № 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежит документация на консервацию производственного объекта, которую проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств её заказчика.

Таким образом, 16 мая 2016 года Общество составило акты сдачи на консервацию, выведенных из эксплуатации резервуаров РГС -100 №№ 7,8,15 объекта «Склад ГСМ с. Находка» филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Тазовском районе, в нарушение требований Федерального закона.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ «Требования промышленной безопасности и эксплуатации опасного производственного объекта», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ «Требования промышленной безопасности и эксплуатации опасного производственного объекта» осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ «Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте», планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Из возражений Общества на отзыв Департамента следует, что в период с 12 июля 2018 года по 27 июля 2018 года на основании распоряжения от 09 июля 2018 года № 57/5971 Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая документарная проверка Склада.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» предусматривает, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Пунктом 2.25 «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232 (далее – Правила), установлены требования к эксплуатации нефтебазы, её территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку, приёму, хранению и отпуску нефтепродуктов, сохранению их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

Следовательно, обязанность по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законом порядке на Складе, предусмотренная в п. 1 Предписания, лежит на Обществе.

Пунктом 2.12 Правил определён перечень документации, которая должна быть в наличии, вестись на нефтебазах, к каковым относится Склад, а именно: технический паспорт, журнал осмотров и ремонтов зданий, сооружений и оборудования нефтебазы; утвержденные экологические нормы выбросов, сбросов, складирования отходов, паспорта на вентиляционные системы (при наличии), паспорта на резервуарные ёмкости: вертикальные и горизонтальные, журнал распоряжений по приёму и внутрибазовым перекачкам, градированный таблицы на резервуарные ёмкости, паспорта (формуляры) на технологическое оборудование.

Из Акта следует, что указанную документацию на дату и время проведения проверки, Общество не представило.

Пунктом 7.13 Правил установлено, что по периметру каждой группы наземных резервуаров должно быть замкнутое земляное обвалование шириной по верху не менее 0,5 м или ограждающая стена из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости.

Из материалов дела следует, что на дату и время проведения внеплановой проверки, на Складе Общества отсутствовало земляное обвалование или ограждающая стена, что и привело к разливу дизельного топлива в объеме 2 куб. м. на территорию с. Находка и потребовало большее количество времени для ликвидации последствий разлива.

Доказательств того, что Общество учло рекомендации Департамента по итогам проверки и устранило в добровольном порядке допущенные нарушения Правил, Федерального закона до подачи административного иска, суду не представлено. Что свидетельствует о том, что Общество в добровольном порядке выявленные нарушения не устранило.

Данное свидетельствует о том, что Общество не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные законом при эксплуатации Склада и обращении с опасными продуктами.

При таких обстоятельствах, доводы Департамента о том, что Обществу в Предписании указаны те превентивные мероприятия, при выполнении которых, не было бы допущено разлива дизельного топлива и последствий такового для окружающей среды, то есть их выполнение повлияло бы на улучшение экологической и природоохранной обстановки на территории села Находка, суд считает обоснованными.

Доводы представителя Общества о том, что в компетенцию Департамента не входит осуществление контроля за эксплуатацией Склада, суд считает не обоснованными.

Так, согласно пункту 1 части 2 стать 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов осуществляется органами государственного надзора в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 297-П от 29 апреля 2013 года утверждено положение о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с которым Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в следующих областях: использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира; охраны окружающей среды, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; образования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Из пояснений представителя Департамента следует, что приказом Департамента от 31 мая 2018 года утверждены данные перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, в которые включен и Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции от 18 декабря 2006 года) в области охраны окружающей среды, то есть это не узкое законодательство, а комплекс законов, нормативных актов в области охраны окружающей среды.

Из пояснений представителя Департамента, материалов административного дела следует, что на основании приказа департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2018 года «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» с 26 июня 2018 года по 13 июля 2018 года была проведена внеплановая документарная проверка Общества, поводом для проведения которой, послужила информация диспетчера службы ЕДДС «112» об обнаружении 08 июня 2018 года розлива дизельного топлива в районе старой электростанции с. Находка Тазовского района из резервуара с дизельным топливом ёмкостью 100 м. куб., эксплуатируемого Обществом, в результате чего произошел разлив 2 куб. м дизельного топлива на почву.

Согласно пункту 10 указанного приказа, обязательным требованием, подлежащим проверке, являлось исполнение обязательных требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазовых производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их продуктов их переработки, в соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ходе проверки было установлено, что Общество нарушает экологические (природоохранные) требования, предусмотренные Федеральным законом, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды, а также общие нормы, обязывающие соблюдать требования по охране окружающей среды, отраженные в Предписании, выразившиеся в том числе в несоблюдении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и подзаконного нормативно-правового акта – «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232. При проведении проверки рассматривались нарушения только природоохранного законодательства. Технические, метрологические, измерительные работы Департамент не проводил.

Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суд считает, что Общество имело возможность эксплуатировать Склад в соответствии с действующим законодательством, но не приняло все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.

В силу статьи 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Объяснение стороны по делу является актом её волеизъявления, и поэтому его содержание отражает, как правило, ту субъективную позицию стороны, которая ей предпочтительна для обоснования своих возражений. Доводы, приведенные административным истцом в административном исковом заявлении, ничем не подтверждены, опровергаются изученными по делу доказательствами.

При этом Акт проверки департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа /ИС от 13 июля 2018 года не содержит властных предписаний и не является документом властно-распорядительного характера, законность которого подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

При таких обстоятельствах требования Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», заинтересованное лицо Администрация Тазовского района к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене акта от 13 июля 2018 года № 186-04/ИС, предписания от 13 июля 2018 года /И не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ (с изменениями и дополнениями), государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-177,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», заинтересованное лицо – Администрация Тазовского района к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене акта от 13 июля 2018 года /ИС, предписания от 13 июля 2018 года /И - отказать

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тазовский районный суд.

Председательствующий: О.А. Евдокимова