ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/19 от 05.02.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-297/19 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Белореченск 05 февраля 2019 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Польионовой Д.В., с участием административного истца - помощника Белореченского межрайонного прокурора Минакова А.В., представителя административного ответчика – И.о. главы Родниковского сельского поселения Белореченский район ФИО1, представителя ОГИБДД ОМВД России по Белореченскому району ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие главы Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в ненадлежащей организации содержания дорог на территории поселения, несоблюдении требований технических регламентов, государственных стандартов, норм и правил в области безопасности дорожного движения; обязать главу Родниковского сельского поселения Белореченского района устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований прокурор в судебном заседании указал, что проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: - по ул. Зеленая отсутствуют тротуар (пешеходная дорожка), искусственное стационарное освещение. Выявленные нарушения законодательства при содержании дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СНиП 2,05, 02-85 «Автомобильные дороги» являются дорожными условиями, сопутствующими созданию аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, которые могут повлечь гибель и травматизм участников дорожного движения. В июне 2018г. в адрес Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, вместе с тем, нарушения устранены не в полном объеме. Таким образом, неправомерными действиями Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения законодательства при обустройстве, содержании и ремонте дорог являются условиями, сопутствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Представитель административного ответчика – И.о. главы Южненского сельского поселения Белореченского района ФИО1 в судебном заседании пояснил, что по улице Зеленой отсутствует стационарное освещение, отсутствует тротуар. Улица Зеленая протяженностью 475 метров, освещена (установлено 7 фонарей). Тротуар отсутствует, протяженность проектируемого тротуара составляет 462 метра, мостовой переход через р. Келермес, разработана проектносметная документация стоимость работ составляет 1 864 582 руб., строительство тротуара планируется на 2019-2021 гг. Для устранения указанных нарушений администрации необходимо утвердить план закупок на финансовый год и внести в него данные мероприятия, заключить муниципальный контракт на оказание услуг, заключение которого требует определенного времени. Кроме того, для заключения контракта необходимо наличие денежных средств в бюджете поселения.

Представитель ОГИБДД ОМВД России по Белореченскому району ФИО2 не возражал против удовлетворения требований Белореченского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследовании дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленном правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельностью в российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений, обеспечению безопасности дорожного движения и на подведомственной территории (за исключением дорог федерального и регионального значения).

Проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия тротуаров (пешеходных дорожек) и стационарного электрического освещения в необходимых местах в п. Родники, а именно: - по ул. Зеленая отсутствуют тротуар (пешеходная дорожка), искусственное стационарное освещение.

Выявленные нарушения законодательства при содержании дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СНиП 2,05, 02-85 «Автомобильные дороги» являются дорожными условиями, сопутствующими созданию аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, которые могут повлечь гибель и травматизм участников дорожного движения.

Однако, как установлено в судебном заседании, администрацией Родниковского сельского поселения Белореченского района разработан проект организации дорожного движения в населенных пунктах поселения, который согласован с ОГИБДД по Белореченскому району и утвержден главой поселения. В соответствии с данным проектом ежегодно производится установка дорожных знаков, разметка дорог и ведется их ремонт в пределах, имеющихся в бюджете денежных средств, выделенных на данные цели.

Учитывая вышеизложенное, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд находит необходимым удовлетворить административное исковое заявление частично, обязать главу Родниковского сельского поселения Белореченского района устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия тротуаров (пешеходных дорожек) и стационарного электрического освещения в необходимых местах в п. Родники, в остальной части административных исковых требований отказать.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Таким образом, согласно ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать главу Родниковского сельского поселения Белореченского района устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, путём оборудования в п. Родники тротуара (пешеходной дорожки) и искусственного стационарного освещения по ул. Зеленой, в остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района в доход государства госпошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.

Председательствующий: Н.И. Стогний