РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2019 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Куклина Ф.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-297/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по штрафам за нарушения законодательства о налогах и сборах,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее Межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области) обратилась в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по штрафам за нарушения законодательства о налогах и сборах.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области. В соответствии со ст. 93.1 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области в адрес ФИО1 выставлено требование *** от **.**.**** о предоставлении в течение 5 дней со дня получения требования информации (документов), касающихся деятельности ООО «Альфа» в связи с проведением камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2016 года. В связи с непредставлением документов (информации) по требованию налогового органа, ФИО1 привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 500,00 рублей по решению *** от **.**.****. В соответствии со ст. 93.1 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области в адрес ФИО1 выставлено требование *** от **.**.**** о предоставлении в течение 5 дней со дня получения требования информации (документов), касающихся деятельности ИП ФИО3, контрагентами которого являются ООО «Альфа» и ООО «Магнус», в связи с проведением мероприятий налогового контроля вне рамок проверок по конкретной сделке. В связи с непредставлением документов (информации) по требованию налогового органа, ФИО1 привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 2500,00 рублей по решению *** от **.**.****. Кроме того, в ходе проведения выездной проверки ИП ФИО3 в адрес ФИО1 в соответствии со ст. 93.1 НК РФ выставлено требование *** от **.**.**** о предоставлении документов и информации. Истребованные документы (информация) ФИО1 в установленные НК РФ сроки не представлены, информация об отсутствии документов и информации также не представлены. Таким образом, с учетом того, что ФИО4 ранее привлекался к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за аналогичное правонарушение за непредставление документов (информации) по требованию *** от **.**.****, он был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ решением *** от **.**.**** в виде штрафа в размере 10000,00 рублей. В связи с неуплатой штрафов, налогоплательщику выставлены требования об уплате налога, сбора, пени *** от **.**.****, *** от **.**.****, *** от **.**.****. Налогоплательщик задолженность по требованиям не исполнил, налоговым органом было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ. Мировым судьей судебного участка № 52 Братского района Иркутской области 29.12.2018 вынесен судебный приказ *** о взыскании задолженности в порядке приказного производства. 31.01.2019 судебный приказ отменен, так как от должника поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.
Административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области задолженность по штрафам за нарушения законодательства о налогах и сборах в сумме 13000,00 рублей
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства извещены судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Заявления и ходатайства от сторон не поступили.
Административный ответчик ФИО1 письменных возражений в отношении заявленных требований суду не представил.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В силу пп. 6 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Кроме того, пп. 8 п.1 ст.23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно п.2 ст.93.1 НК РФ, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Исходя из п.3 ст.93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информация признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п.1 ст.129.1 НК РФ, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут ответственность, предусмотренную п.2 ст.129.1 НК РФ.
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.
Судом установлено, что решением Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области *** от **.**.**** ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями в виде штрафа в размере 500,00 рублей.
Решением Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области *** от **.**.**** ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которое это лицо должно было сообщить налоговому органу, в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Решением Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области *** от **.**.**** ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст.129.1 НК РФ за повторное в течение календарного года неправомерное несообщение лицом сведений, которое это лицо должно было сообщить налоговому органу, в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно ч.10 ст.101.4 НК РФ, на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены ст.ст. 60, 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
В связи с тем, что в установленный срок, задолженность по решению *** от **.**.**** ФИО1 уплачена не была, в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов *** по состоянию на **.**.**** об уплате штрафа в размере 500,00 рублей со сроком исполнения до **.**.****, требование *** по состоянию на **.**.**** об уплате штрафа в размере 2500,00 рублей со сроком исполнения до **.**.****, требование *** по состоянию на **.**.**** об уплате штрафа в размере 10000,00 рублей. Направление указанных требований подтверждается копиями списков заказных писем.
Пунктом 1 статьи 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.
В силу абз3 п.1 ст.104 НК РФ в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.
Таким образом, административный истец представил суду доказательства оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по штрафам, а также доказательства реализации полномочий налогового органа по принудительному взысканию задолженности в спорной сумме.
При таких обстоятельствах, суд признает установленным, что Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области была в полной мере соблюдена процедура привлечения ФИО1, как налогоплательщика, к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В ходе рассмотрения административного дела доказательства, опровергающие установленные Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области в период проверок обстоятельства, ФИО1 представлены не были.
До настоящего времени требования налогового органа ФИО1 не исполнены, задолженность по уплате штрафа им не погашена.
Представленные административным истцом доказательства в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований.
Определением мирового судьи судебного участка № 52 Братского района Иркутской области от 31.01.2019 отменен судебный приказ № 2А-1664/2018 от 29.12.2018 о взыскании с ФИО1 штрафа в сумме 13000,00 рублей за нарушение налогового законодательства, в связи с тем, что от должника поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.
Согласно ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом норм процессуального и материального права, суд приходит к выводу, что на момент подачи административного искового заявления срок обращения в суд Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области не был пропущен, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, в связи с неисполнением административным ответчиком требований налогового органа об уплате штрафа и отсутствием доказательств обратного, надлежит взыскать с ФИО1 штраф за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 13000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, тогда как административный ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, с ФИО1 подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 520 рублей, исчисленная в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области задолженность по штрафам за нарушения законодательства о налогах и сборах в сумме 13000 (тринадцать тысяч) рублей 00 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 520 (пятьсот двадцать) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ф.С. Куклин