ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/2022 от 28.09.2022 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-297/2022

УИД 22RS0007-01-2022-000381-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края, в составе:

председательствующего судьи Омелько Л.В.,

при секретаре Саповской М.В.,

с участием административного истца Хегай К.В., представителя административного ответчика Федоровой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хегай Клавдии Викторовны к Администрации города Белокурихи об оспаривании решения, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Хегай К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Белокурихи о признании решения /ПОГ/2528 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о перераспределении земельного участка незаконным, обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты>.м и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 661кв.м, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ссылалась на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым расположенного в <адрес> края по <данные изъяты>, вид использования – для индивидуального жилищного строительства. За пределами границ принадлежащего ей земельного участка имеются свободные земли государственная собственность на которые не разграничена. 19 мая 2022 года она обратилась в администрацию города Белокурихи с заявлением зарегистрированным за о перераспределении принадлежащего ей земельного участка за счет земель государственная собственность на которые не разграничена, путем увеличения площади земельного участка на 661кв.м., т.е. до общей площади участка 1900кв.м., однако получила отказ за по основаниям наличия на земельном участке предлагаемом для распределения объекта недвижимости принадлежащего третьим лицам, а также расположения земельного участка в двух зонах в случае предложенного варианта перераспределения земель.

Административный истец полагает, что данный отказ незаконен, поскольку при составлении схемы земельного участка на место выезжал кадастровый инженер, который не обнаружил на участке ни каких объектов недвижимости, а также не установил размещение подлежащего перераспределению земельного участка в разных зонах.

В судебном заседании административный истец Хегай К.В. заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям. Дополнительно суду пояснила, что дом, который стоит рядом с ее участком находится в плохом состоянии, в нем ник то не живет. Периодически туда приходят лица сомнительной внешности приводят и уводят каких-то собак. Право собственности на дом ни за кем не зарегистрировано.

Представитель административного ответчика Федорова Ю.П. заявленные требования не признала, суду пояснила, что Хегай К.В. просит перераспределить принадлежащий ей земельный участок путем увеличения его площади за счет не отмежёванного смежного земельного участка на котором расположен жилой дом не поставленный на кадастровый учет, но по факту он имеется. Земельный участок также ранее стоял на кадастровом учете как ранее учтенный, однако в силу закона снят с кадастрового учета. Кроме того, в случае перераспределения земельного участка по предложенному административным истцом варианту, ее земельный участок будет находиться в двух зонах – ИЖС и курортная зона, что недопустимо. Также административным истцом сформирован земельный участок для перераспределения площадью 661кв.м., который по факту представляет собой самостоятельный земельный участок площадь которого выше минимальной площади земельного участка для ИЖС.

Заинтересованные лица по делу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим причинам.

Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).

Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданину, являющемуся собственником земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ).

К заявлению следует приложить (п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ):

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на принадлежащий гражданину земельный участок (если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН));

2) схему расположения земельного участка (если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель).

Заявление с необходимыми документами можно подать в уполномоченный орган лично, направить на бумажном носителе по почте либо в форме электронных документов посредством сети Интернет (п. п. 5, 6 ст. 39.29 ЗК РФ).

Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление в срок не более 30 дней со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем до 45 дней, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой его предстоит образовать, подлежит согласованию.

При отсутствии оснований для отказа принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8 - 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ и обращается в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образованных в результате перераспределения земельных участков (п. п. 11, 12 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 3.1, ч. 1, п. 10 ч. 5 ст. 14, ч. 1 ст. 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

В течение 30 дней после получения документов, подтверждающих государственный кадастровый учет образованных земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Указанное соглашение необходимо подписать не позднее 30 дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

Увеличение площади земельного участка осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном порядке (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

После заключения соглашения необходимо зарегистрировать право собственности на вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ; ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).

Судом установлено, что административный истец Хегай К.В. является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по <данные изъяты> в <адрес> края, площадь земельного участка 1239кв.м.,, вид использования земельного участка – под индивидуальную жилую застройку. Границы земельного участка установлены, на земельном участке имеется жилой дом с кадастровым

Смежный земельный участок расположен по <адрес> в <адрес> края, кадастровый , земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный. На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым , также как ранее учтенный. Право собственности на жилой дом не зарегистрировано.

13 мая 2022 года административный истец Хегай К.В. обратился в администрацию города Белокурихи с заявлением о перераспределении находящегося в ее собственности земельного участка путем его увеличения на 661кв.м.

К указанному заявлению административный истцом приложена копия паспорта, копия схемы КПТ, выписка ЕГРН, копия свидетельства о праве на льготу (л.д. 14)

Из материалов дела следует, что схема расположения земельного участка для перераспределения не утверждена (л.д. 15).

Из визуального осмотра схемы расположения земельного участка для перераспределения следует, что перераспределение предлагаемого варианта административном истцом Хегай К.В. предполагается за счет части земельного участка по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании административный истец Хегай К.В. данное обстоятельство не оспаривала, ссылалась на то, что в доме на земельном участке по ул.Алтайская, 44 никто не проживает, но постоянно появляются люди ведущие асоциальный образ. Ей же необходим земельный участок для огорода.

02 июня 2022 года, администрацией города Белокурихи административному истцу Хегай К.В. дан отказ /ПОГ/2528 по тем основаниям, что на земельном участке, который предложен для перераспределения, расположен объект недвижимости, принадлежащий третьим лицам. Кроме того, предлагаемая к перераспределению часть участка расположена в курортной зоне (санаторно-курортная зона, зоны особо охраняемых территорий) (л.д. 17).

Размещение объекта недвижимости на земельном участке по <адрес> в <адрес> подтверждается снимками с публичной кадастровой карты, схемами, фототаблицами.

Обращение в суд с административным исковым заявлением последовало 29 июля 2022 года, следовательно срок на оспаривание отказа администрации города в перераспределении земельного участка административным истцом не пропущен.

Из возражений администрации города Белокурихи на административное исковое заявление следует, что предлагаемый к перераспределению земельный участок не свободен, так как на нем расположен объект недвижимости принадлежащий третьим лицам.

Согласно п. 3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

Увеличить площадь земельного участка, находящегося в собственности гражданина и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, можно в результате перераспределения земель (земельных участков) за счет примыкающих к нему земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положений п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, схемы и пояснений административного истца Хегай К.В., предложенная площадь земельного участка для перераспределения 661кв.м.

В соответствии с п. 7, 8 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, утвержденных решением Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки предоставляются гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах города Белокуриха в пределах от 0,05 га до 0,19 га.

При выделе или разделе земельного участка, предоставленного для целей, связанных со строительством и (или) эксплуатацией индивидуального жилого дома, минимальная площадь земельного участка устанавливается 0,05 га.

полномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: (пункт 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 9).

Исходя из смысла пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе, в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подпункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019).

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ; не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с подпунктами 9 и 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу пункта 3 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

На чертежах межевания территории отображаются в соответствии с частью 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры (пункт 1); красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории (пункт 2).

Из анализа изложенного следует, что предложенный административным истцом к перераспределению земельный участок имеет площадь 661кв.м., при минимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Белокурихи 500кв.м., что противоречит положениям пп.3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Кроме того, подлежащая к перераспределяю часть земельного участка является единой составной общего земельного участка с кадастровым номером 22:64:012502:35, вид использования - для индивидуального жилищного строительства, на котором расположен жилой дом принадлежащий третьим лицам.

При этом, не имеет правового значения тот факт, что в доме ни кто не проживает, право собственности не зарегистрировано.

Суд относится критически к доводам стороны административного ответчика, что предложенная часть земельного участка к перераспределению находится в особо охраняемой курортной зоне, поскольку доказательств тому, суду не представлено. Из представленных суду схем усматривается. Что санаторно-курортная зона в районе <адрес> в <адрес> имеется, однако не представлено доказательств того, что границы земельного участка с кадастровым , либо предложенной к перераспределению части земельного участка по <адрес> в г.Белокурихе расположены в границах этой зоны.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у администрации города Белокурихи имелись основания для отказа административному истцу Хегай К.В. в перераспределении земельного участка с кадастровым на 661 кв.м. за счет земельного участка с кадастровым , в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Хегай Клавдии Викторовны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В. Омелько